ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2004 года N 172-ПП


О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений города Москвы

(с изменениями на 29 октября 2014 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 19 октября 2004 года N 724-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 64, 17.11.2004);

постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 года N 523-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 50, 07.09.2005);

постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 года N 1002-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 1, 09.01.2008);

постановлением Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 31.10.2014) (вступает в силу с 1 марта 2015 года).

____________________________________________________________________



Развитие образования в деятельности Правительства Москвы является приоритетным направлением. В рамках реализации городской целевой программы "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2001 года N 1047-ПП, Департамент образования города Москвы при содействии различных структур Правительства Москвы осуществляет планомерную работу по обеспечению образовательного процесса квалифицированными педагогическими и иными кадрами, закреплению их в отрасли, улучшению качественных характеристик кадрового потенциала.

В отрасли образования занято около 220 тысяч человек, из них свыше 137 тысяч педагогических работников. Неуклонно увеличивается удельный вес педагогических работников, имеющих высшее образование. В настоящее время учителей с высшим образованием 85,6 процента от их общего количества. За пять последних лет среди учителей этот показатель возрос на 2,4 процента. За этот же период на 8,8 процента увеличилась доля учителей, имеющих высшую квалификационную категорию, на 6,1 процента - первую.

Подготовку педагогических и руководящих кадров для отрасли осуществляют пять городских учреждений высшего профессионального образования и 14 педагогических колледжей, в которых обучается 27865 человек по 35 и 18 специальностям соответственно. Кроме того, ряд федеральных вузов, расположенных в Москве, направляет специалистов в образовательные учреждения системы Департамента образования города Москвы.

В процессе поэтапной реструктуризации учреждения среднего педагогического образования встраиваются в систему высшего образования. На базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского городского педагогического университета создан научно-образовательный округ.

Формируется система ранней профориентации молодежи на педагогическую профессию. В ряде общеобразовательных учреждений организована работа 110 педагогических классов.

Развивается многоуровневая система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников, где ежегодно проходят обучение около 30 тысяч работников отрасли практически по всему спектру педагогических специальностей и направлений деятельности. На контрактной основе развивается взаимодействие городской системы дополнительного профессионального образования с учреждениями федерального подчинения, происходит ее интеграция в международные программы повышения квалификации.

Реализуются социальные программы, направленные на повышение общественного статуса профессии учителя, на обеспечение государственных гарантий педагогическим кадрам. Разработана эффективная система надбавок и доплат к заработной плате. Осуществляется централизованное обеспечение учительских семей жилой площадью. Заслуживает внимания практика строительства жилых домов для педагогических работников в Северном, Северо-Восточном и Западном административных округах.

В то же время принимаемые меры не обеспечивают полностью потребность отрасли в педагогических кадрах. Выпуск специалистов с высшим и средним педагогическим образованием из учреждений городской системы в 2003 году составил 2969 человек (очная форма обучения на бюджетной основе). Однако лишь около 50 процентов из них приступили к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, в то время как ежегодная дополнительная кадровая потребность составляет 2,5 тыс. человек. Учителя отдельных дисциплин вынуждены работать с перегрузкой: фактическая средняя педагогическая нагрузка учителя физической культуры составляет более 40 часов в неделю, учителей иностранного языка и истории - около 30 часов при норме 18 часов в неделю. Не прекращается отток педагогических кадров в негосударственные образовательные организации.

Ощущается старение педагогических кадров. За последние 10 лет в два раза увеличилось количество работающих учителей пенсионного возраста. Необходимы качественно новый уровень подготовки руководителей образовательных учреждений, создание системы их целевого обучения, в частности, в связи с внедрением в управленческую деятельность специализированных программных продуктов. Требует дальнейшего совершенствования существующая система оплаты труда и социальных льгот работникам образования, в том числе обеспечение государственных гарантий, предусмотренных статьей 15 Закона города Москвы "О развитии образования в городе Москве".

Для повышения эффективности кадрового обеспечения образовательных учреждений необходима реализация комплекса мер по устранению дефицита педагогических кадров, закреплению в отрасли молодых специалистов и педагогов с высоким творческим потенциалом, совершенствованию системы непрерывного педагогического образования, росту его качества.

В целях наиболее полного удовлетворения потребности образовательной отрасли в педагогических кадрах, повышения уровня профессиональной подготовки педагогических работников, создания условий для их творческого и карьерного роста Правительство Москвы

постановляет:

1. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

2. Департаменту образования города Москвы в целях создания условий для повышения эффективности системы управления образованием на основе внедрения информационных технологий, повышения информационной культуры педагогических и руководящих работников:

2.1. С 1 октября 2004 года организовать для руководящих работников отрасли постоянно действующий краткосрочный семинар по программе "Внедрение инновационных и информационных технологий в систему управления образованием".

2.2. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

3. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

4. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

5. Департаменту образования города Москвы:

5.1. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

5.2. Устанавливать на конкурсной основе договорные отношения с учреждениями дополнительного профессионального образования федерального и регионального подчинения по вопросам повышения квалификации педагогических работников по оригинальным учебным программам в пределах бюджетного финансирования.

6. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

7. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

8. В целях закрепления в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы молодых специалистов:

8.1. Установить, что для целей настоящего постановления, а также в иных случаях, когда нормативными правовыми актами города Москвы предоставление мер социальной поддержки связывается с наличием статуса "молодой специалист", молодыми специалистами считаются лица не старше 35 лет непосредственно (не позднее трех месяцев с начала учебного года в год окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования) после окончания образовательного учреждения высшего профессионального или среднего профессионального образования (независимо от формы получения образования), поступившие на работу по специальности (педагогической либо при соответствии профиля педагогической деятельности специальности (квалификации), указанной в дипломе) при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), учителя начальной школы - независимо от объема педагогической нагрузки.

Статус молодого специалиста устанавливается однократно и действует в течение трех лет.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 января 2008 года постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 года N 1002-ПП, - см. предыдущую редакцию)

     

8.2. Статус молодого специалиста продлевается (на срок до трех лет) в следующих случаях:

- призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

- направление на стажировку или обучение с отрывом от производства по основному месту работы;

- поступление в очную аспирантуру для подготовки и защиты кандидатской диссертации;

- предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 января 2008 года постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 года N 1002-ПП, - см. предыдущую редакцию)

8.3. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

8.4. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

9. Пункт утратил силу с 1 августа 2005 года - постановление Правительства Москвы от 19 июля 2005 года N 523-ПП. - См. предыдущую редакцию.

10. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

11. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

12. В целях улучшения жилищных условий педагогических работников системы Департамента образования города Москвы:

12.1. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы:

12.1.1. Предусматривать в ежегодных программах реализации жилья централизованное предоставление Департаменту образования города Москвы жилой площади для обеспечения педагогических работников образовательных учреждений, в том числе кадровых работников и ветеранов педагогического труда, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий:

- по договорам социального найма с соблюдением права педагогических работников на первоочередное обеспечение жилыми помещениями в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РСФСР и пунктом 3 статьи 15 Закона города Москвы "О развитии образования в городе Москве";

- по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа;

- по договорам аренды для комплектования общеобразовательных учреждений и дошкольных образовательных учреждений - новостроек в районах массовой застройки для последующего предоставления ее педагогическим работникам на условиях субаренды. Количество выделяемых квартир должно составлять не менее 10 процентов от штатной численности педагогических работников.

При этом:

- в договорах аренды, заключаемых с организациями системы образования на аренду жилых помещений, устанавливать ставки арендной платы на уровне ставок платы за социальный наем, а ставки и тарифы на жилищные и коммунальные услуги - на уровне ставок и тарифов, установленных для расчетов с гражданами - нанимателями жилых помещений;

- при прекращении трудовых отношений в связи с выходом на пенсию, стойкой утратой трудоспособности и потерей кормильца рассматривать в установленном порядке вопросы предоставления жилых помещений вышеуказанным гражданам.

12.1.2. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

12.2. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

12.3. Ввести в практику использование освобождаемой семьями работников образования жилой площади под повторное заселение педагогическими работниками, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке.

12.4. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

13. Включить в Комплексную программу мер социальной защиты жителей Москвы на 2005 год и предусмотреть на последующие годы обеспечение ветеранов педагогического труда, педагогических работников и их детей бесплатными и льготными путевками в оздоровительные учреждения, в частности, в санаторный комплекс "Озеро Белое" Шатурского района Московской области.

14. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

15. Департаменту здравоохранения города Москвы в целях повышения уровня состояния здоровья педагогических работников в рамках реализации положения пункта 5 статьи 8 Закона города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве", начиная с 1 января 2005 года, обеспечить проведение ежегодной организованной бесплатной диспансеризации педагогических работников и мастеров производственного обучения в поликлинических учреждениях, приближенных к месту работы педагогов (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года постановлением Правительства Москвы от 19 октября 2004 года N 724-ПП, - см. предыдущую редакцию).

16. В целях улучшения информированности населения о состоянии и развитии образовательной отрасли, проблемах воспитания и образования, повышения престижа педагогической профессии, пропаганды учительского труда, сохранения педагогического наследия:

16.1. Департаменту образования города Москвы:

16.1.1. Рассмотреть возможность учреждения еженедельной отраслевой газеты в пределах средств, предусматриваемых в бюджете города Москвы Департаменту образования города Москвы.

16.1.2. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

16.1.3. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

16.1.4. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

16.1.5. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

16.2. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП. - См. предыдущую редакцию.

17. Департаменту образования города Москвы внести предложение в Комиссию по монументальному искусству при Московской городской Думе о сооружении монумента славы учителю.

18. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в декабре 2005 года.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 23 марта 2004 года N 172-ПП


Контрольные показатели приема слушателей в учреждения, реализующие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, на 2004/2005-2007/2008 учебные годы

____________________________________________________________________
Приложение утратило силу с 1 марта 2015 года -
постановление Правительства Москвы от 29 октября 2014 года N 640-ПП
. -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________

 

 Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена

АО "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»