____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 19 апреля 2005 года N 238-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Москвы
от 18 февраля 2003 года N 91-ПП
____________________________________________________________________
Правительство Москвы отмечает, что в результате активного взаимодействия законодательной и исполнительной власти в Москве как субъекте Российской Федерации, проделана значительная работа по правовому обеспечению жизнедеятельности города и конституционных прав его жителей. За период 1994-2000 годов Московская городская Дума приняла Устав и 239 законов города Москвы. К настоящему времени в основном решены вопросы организации власти в городе и разграничения функций в соответствии с Уставом, заложены прочные правовые основы бюджетно-финансовых отношений, предпринимательской деятельности, укреплена система административной ответственности, создано законодательство по жилищным и другим вопросам, затрагивающим коренные интересы москвичей.
185 законов (более 77% от общего числа) принято по представлению Мэра Москвы. В органах исполнительной власти города создана система работы с законопроектами. В Регламенте Мэрии Москвы, постановлениях Правительства Москвы и других документах определен порядок этой работы. Она ведется на плановой основе. К разработке проектов законодательных актов привлечены департаменты, комитеты, управления, а также префектуры административных округов и районные Управы, с возложением персональной ответственности, как правило, на первых заместителей руководителей этих подразделений. Положительный опыт законопроектной работы накоплен в департаментах экономической политики и развития г.Москвы, Департаменте муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы, Департаменте финансов г.Москвы и ряде других структур. При подготовке базовых законопроектов практикуется создание комплексных рабочих групп с участием депутатов Московской городской Думы.
Законопроектная работа ведется с привлечением научных учреждений города. Постоянное сотрудничество осуществляется с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Законопроекты до внесения их в Правительство Москвы подвергаются внешней (независимой) правовой экспертизе. Заслуживает одобрения инициатива Центра законотворчества Москвы и проведенная им при содействии Государственно-правового управления Мэрии и ученых работа по выпуску систематизированных сборников законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы, подготовке к изданию Собрания действующего законодательства города Москвы. Все правовые акты введены в городские электронные системы, доступные широкому кругу пользователей.
Принимаются меры по налаживанию деловых контактов и более активному отстаиванию интересов Москвы на уровне законопроектной работы в федеральных органах власти. В настоящее время в комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации рассматриваются 34 документа, подготовленные органами власти Москвы. Регулярно направляются в Государственную Думу замечания и предложения по проектам федеральных законов. Организовано конструктивное взаимодействие с рядом фракций Государственной Думы, большинством депутатов, представляющих Москву, упрочились связи с правовыми управлениями федеральных органов власти.
Вместе с тем законопроектная работа в органах исполнительной власти города ведется еще недостаточно комплексно и глубоко и не в полной мере отвечает задаче правового регулирования всех важнейших сфер жизнедеятельности города. Представляемые на рассмотрение Правительства Москвы законопроекты, зачастую, должным образом не проработаны в концептуальном плане, в результате часть проектов, направленных в Московскую городскую Думу, была отклонена на заседаниях Думы или отозвана Мэром. Допускаются нарушения установленных правил подготовки и внесения документов в законодательный орган. В ряде структур медленно идет работа над поправками депутатов по рассматриваемым в Думе законопроектам. Отдельные руководители уклоняются от работы с проектами на стадии их предварительного рассмотрения в комиссиях Думы. Имеют место факты подготовки проектов законодательных актов в целях лоббирования узковедомственных интересов. Законопроектная работа и работа с поправками нередко возлагаются на малоподготовленных людей. Не полностью учитываются требования федерального законодательства. Недостаточно оперативно проводится работа по приведению ряда городских законодательных актов в соответствие с федеральными законами. Законы города с опозданием опубликовываются и вводятся в действие.
Имеются недостатки в организации исполнения законов. Контроль в этой сфере должным образом не организован. Механизмы, обеспечивающие применение и исполнение законов, не отработаны. Государственные и муниципальные служащие недостаточно владеют городским и федеральным законодательством, допускают его нарушения, чем нередко ущемляют права москвичей. Требует значительного улучшения состояние правовых служб в отраслевых, функциональных, территориальных органах, а также в районных Управах.
Неудовлетворительно ведется популяризация принятых законодательных актов, праворазъяснительная работа среди населения. Неэффективно используются в этих целях средства массовой информации, библиотеки. Редко готовятся и издаются комментарии к законам города Москвы.
В целях совершенствования организации законопроектной деятельности в органах исполнительной власти города Правительство Москвы
постановляет:
1. Считать законопроектную работу в органах исполнительной власти одним из приоритетных направлений их деятельности. При проведении этой работы руководствоваться положениями и подходами, изложенными Президентом Российской Федерации и содержащимися в постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам организации законопроектной деятельности.
2. Руководителям органов исполнительной власти обеспечить комплексный, последовательный подход к созданию прочной законодательной базы в различных сферах жизнеобеспечения города, развития рыночных отношений и самодеятельности горожан, их правовой и социальной защищенности. На данном этапе обратить особое внимание на разработку проектов законодательных актов в области имущественно-земельных отношений, инвестиционной деятельности, экологии, градостроительства, городского хозяйства, обеспечения безопасности города Москвы и его жителей, в социальной сфере, прежде всего в вопросах социальной защиты, образования, здравоохранения, работы с молодежью. Теснее увязывать законотворческую работу с проводимой властями города политикой, выраженной в долгосрочных планах и программах.
3. Считать первостепенной задачей для всех органов исполнительной власти, Государственно-правового управления Мэрии, Центра законотворчества Москвы, Управления по связям с органами законодательной и исполнительной власти осуществление всего комплекса мер по приведению действующих законов и других правовых актов города в соответствие с вновь принятыми федеральными законами, а также другими федеральными законами с учетом представлений органов прокуратуры.
4. Установить, что по вопросам, входящим в компетенцию Москвы и не урегулированным федеральным законодательством, предварительно, как правило, разрабатываются и вносятся в Правительство Москвы концепции предлагаемых законопроектов. В концепции определяются цели, объекты и способы правового регулирования, ожидаемый эффект, социальная и экономическая целесообразность принятия закона. Последующая разработка законопроекта осуществляется только после одобрения концепции Правительством. Исходить из того, что законы города Москвы должны быть, как правило, законами прямого действия и не содержать положений, допускающих различное толкование.
5. Определить головными в подготовке проектов законодательных актов департаменты, комитеты, управления, комиссии при Мэре Москвы в соответствии с профилем их деятельности и Центр законотворчества Москвы и Государственно-правовое управление Мэрии - по вопросам организации власти и управления, деятельности демократических институтов.
Возложить подготовку программ и планов законопроектной деятельности, организацию независимой правовой экспертизы законопроектов и оказание помощи в их разработке на Центр законотворчества Москвы, правовую экспертизу и консультирование - на Государственно-правовое управление Мэрии.
Возложить координацию и контроль за ходом законопроектной работы и организацию сопровождения документов в Московской городской Думе на Управление по связям с органами законодательной и исполнительной власти.
Установить, что создание комплексных рабочих групп по разработке отдельных законопроектов производится полномочным представителем Мэра в Московской городской Думе.
6. Руководителям органов исполнительной власти:
6.1. Возглавить законопроектную работу в своих подразделениях, обеспечивая персональную ответственность за качество и соблюдение сроков подготовки проектов, создание должных условий для коллективной работы над ними.
6.2. В соответствии с поручениями Мэра Москвы лично представлять проекты законодательных актов в Московской городской Думе, а также участвовать в их обсуждении на заседаниях комиссий Думы и депутатских слушаниях, использовать другие возможности для разъяснения положений законопроектов.
6.3. Обеспечить соответствие разрабатываемых законопроектов федеральному законодательству и законодательству города Москвы, своевременно вносить в установленном порядке предложения по изменению ранее принятых в соответствии с профилем их деятельности законов.
6.4. Создавать необходимые условия для повышения уровня правовой культуры работников соответствующих подразделений, привлекать и готовить кадры, способные к законотворческой работе, используя для этого возможности их переподготовки, обучения, стажировки в юридических учреждениях, загранкомандировки.
6.5. Укрепить собственные правовые службы квалифицированными специалистами, знающими действующее законодательство и способными своевременно ставить вопросы о совершенствовании законодательства в профильной области.
6.6. Исключить из практики случаи нарушения установленного порядка подготовки законопроектов и внесения их на рассмотрение Правительства Москвы и Московской городской Думы.
7. Утвердить ответственных за законопроектную деятельность в органах исполнительной власти города (приложение).
Установить, что ответственные за законопроектную деятельность:
7.1. Участвуют в формировании планов и программ законопроектной деятельности Мэра Москвы и Правительства Москвы, организуют разработку концепций и проектов законодательных актов в соответствии с утвержденными планами и программами или по инициативе руководителей органов исполнительной власти.
7.2. Обеспечивают последовательное и своевременное прохождение на всех стадиях подготовки законопроектов в соответствии с Законом города Москвы от 14.12.94 N 22 "О законодательных актах города Москвы", Регламентом Мэрии Москвы и другими нормативными правовыми документами, участвуют в организации их рассмотрения в Московской городской Думе.
7.3. Организуют участие руководителей и специалистов своих подразделений в работе профильных комитетов и комиссий Московской городской Думы и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении законопроектов, разработанных соответствующими органами исполнительной власти, в подготовке проектов официальных отзывов, заключений и поправок Мэра Москвы и Правительства Москвы по проектам законов.
7.4. Осуществляют взаимодействие по своему профилю с соответствующими структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти при разработке проектов законов города Москвы.
7.5. Анализируют действенность принятых законов и вносят предложения по улучшению правоприменительной практики.
7.6. Осуществляют оперативную связь с Управлением по связям с органами законодательной и исполнительной власти и Центром законотворчества Москвы по вопросам организации законотворческого процесса.
8. В целях обеспечения соответствия принятых законодательных актов и разрабатываемых проектов городских законов федеральному законодательству:
8.1. Руководителям органов исполнительной власти и ответственным за законопроектную деятельность в органах власти (п.7) в трехмесячный срок проанализировать действующее по их отраслям законодательство города Москвы на предмет его соответствия федеральному законодательству и представить в Правительство Москвы предложения по его изменению или внесению соответствующих проектов законов в федеральные органы власти в порядке законодательной инициативы.
8.2. Управлению по связям с органами законодательной и исполнительной власти совместно с Центром законотворчества Москвы и Государственно-правовым управлением Мэрии принять меры по улучшению координации деятельности по подготовке проектов нормативных правовых актов с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, города Москвы, шире использовать на договорной основе возможности Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и других научных учреждений правового профиля.
8.3. Центру законотворчества Москвы и Государственно-правовому управлению Мэрии при подготовке и организации правовой экспертизы обращать особое внимание на вопросы соответствия городских законопроектов федеральному законодательству.
8.4. Полномочному представителю Мэра в Московской городской Думе Петрову А.В. по мере готовности законопроектов, но не позднее чем за месяц до их рассмотрения на заседании Правительства Москвы, направлять данные законопроекты прокурору города Москвы и в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве для ознакомления и подготовки возможных замечаний.
9. В целях совершенствования работы по применению и исполнению законодательных актов:
9.1. Головным разработчикам проектов (п.5) одновременно с подготовленным проектом закона представлять на рассмотрение Правительства Москвы проекты нормативных и распорядительных документов, которые надлежит принять в целях реализации норм представленного законопроекта.
9.2. Органам исполнительной власти в пределах своей компетенции в двухмесячный срок со дня вступления закона в силу обеспечивать доработку и принятие нормативных и распорядительных документов, необходимых для реализации норм принятого закона, а по закону, внесенному в Московскую городскую Думу другим субъектом законодательной инициативы, вносить в Правительство Москвы проекты соответствующих документов.
9.3. Организационно-аналитическому управлению Мэрии и Управлению по связям с органами законодательной и исполнительной власти улучшить учет и усилить контроль за исполнением предложений Московской городской Думы Мэру Москвы и Правительству Москвы в связи с принятыми законами, систематически информировать Правительство Москвы о проведенной работе.
9.4. Возложить на Центр законотворчества Москвы анализ и оценку эффективности применения и исполнения законов города Москвы.
Управлению по вопросам государственной службы и кадров совместно с Департаментом финансов г.Москвы и Центром законотворчества Москвы в месячный срок представить предложения Мэру Москвы по увеличению штатной численности Центра законотворчества Москвы на три единицы в пределах имеющейся численности штатов органов исполнительной власти.
9.5. Руководителям органов исполнительной власти, Управлению по вопросам государственной службы и кадров обеспечить глубокое изучение принятых законов в соответствующих подразделениях и контроль за исполнением их норм на практике. При проведении аттестации кадров учитывать знание действующего законодательства.
10. Управлению по связям с органами законодательной и исполнительной власти:
10.1. Совместно с пресс-центром Мэрии и Правительства, Центром законотворчества Москвы, Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, Комитетом территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления организовать систематическое освещение принятых в городе законодательных актов и наиболее важных законопроектов в средствах массовой информации, включая окружные и районные, готовить и распространять специальные пресс-релизы.
10.2. Совместно с Центром законотворчества Москвы периодически проводить социологические опросы по вопросам знания населением законов города, их действенности и необходимости разработки новых законов.
11. Пресс-центру Мэрии и Правительства обеспечить незамедлительную публикацию законов города Москвы после их подписания Мэром Москвы в ближайших очередных номерах официальных изданий Мэрии - газете "Тверская,13" и в "Вестнике Мэрии Москвы".
12. Управлению по вопросам государственной службы и кадров:
12.1. Совместно с Департаментом финансов г.Москвы, Государственно-правовым управлением Мэрии, Центром законотворчества Москвы, Управлением по связям с органами законодательной и исполнительной власти в двухмесячный срок представить предложения Мэру Москвы о дополнительном материальном и моральном стимулировании сотрудников служб органов исполнительной власти, непосредственно участвующих в законотворческой работе, с целью привлечения и закрепления квалифицированных кадров.
12.2. Совместно с Государственно-правовым управлением Москвы, Центром законотворчества Москвы, Управлением по связям с органами законодательной и исполнительной власти в двухмесячный срок разработать и представить на утверждение Мэра Москвы предложения по организации обучения руководящих работников и специалистов органов исполнительной власти, отвечающих за законопроектную работу.
12.3. Совместно с Московским городским институтом управления предусмотреть в программах обучения специалистов органов исполнительной власти более глубокое изучение слушателями законов города Москвы и других нормативных правовых актов, системы организации законопроектной работы в городе, ознакомление с основами и техникой этой работы.
13. Комитету общественных и межрегиональных связей, Департаменту международных связей Правительства Москвы при подготовке соглашений и договоров о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации, столицами зарубежных стран предусматривать регламентацию взаимодействия и обмен опытом в области законотворческой деятельности, привлекать к этой работе специалистов в области законодательного процесса, представляющих различные городские структуры.
14. Центру законотворчества Москвы:
14.1. Совместно с Государственно-правовым управлением Мэрии и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации при участи всех заинтересованных органов исполнительной власти завершить в 2001 году работу по систематизации и подготовке к изданию Собрания действующего законодательства города Москвы.
14.2. Ежегодно представлять в Правительство Москвы обзор регионального законодательства и предложения по использованию опыта регионов в законотворческой деятельности органов исполнительной власти города Москвы.
14.3. Совместно с Государственно-правовым управлением Мэрии принимать дополнительные меры по изданию законов города с комментариями правоведов и разработчиков, привлекать к этой работе научные силы.
15. Департаменту международных связей Правительства Москвы предусматривать:
15.1. В соглашениях, заключаемых с иностранными партнерами, возможность получения информации о законодательстве других государств в организации управления городским хозяйством, в области местного самоуправления, защиты прав граждан, обеспечения общественной безопасности и по другим направлениям,представляющим интерес для города.
15.2. Получение соответствующей информации по линии Министерства иностранных дел Российской Федерации, международных организаций.
15.3. Направление в составе делегаций и специальных групп для ознакомления с зарубежным законодательством и практикой его применения юристов и других специалистов из органов исполнительной власти города, занимающихся законопроектной работой.
16. Департаменту финансов г.Москвы по представлению заместителя Премьера Правительства Москвы, полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе ежегодно предусматривать выделение средств на финансирование законопроектной работы, опубликование нормативных правовых актов Московской городской Думы, Мэра и Правительства Москвы, проведение экспертизы, социологических исследований и других работ в соответствии с данным постановлением в пределах ассигнований, выделенных в бюджете Москвы на разработку законодательных актов и социологические исследования по органам исполнительной власти на соответствующий финансовый год.