Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 июля 2003 года N 1140-РП


О методических указаниях по охране труда для организаций города Москвы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 3 июля 2012 года N 309-ПП
____________________________________________________________________

В целях обеспечения безопасности труда в организациях города и в соответствии с п.2.6 Московского трехстороннего соглашения на 2003 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) и п.2.3 мероприятий Городской программы по охране труда на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 4 июня 2002 года N 419-ПП:

1. Одобрить разработанные Комитетом общественных связей города Москвы методические указания по охране труда для организаций города Москвы (далее - Методические указания) (приложение).

2. Комитету общественных связей города Москвы совместно с органами исполнительной власти города довести Методические указания до организаций города.

3. Рекомендовать работодателям руководствоваться требованиями Методических указаний при обеспечении безопасности труда работников.

4. Считать утратившим силу распоряжение Премьера Правительства Москвы от 30 марта 1999 года N 250-РП "Об утверждении Общих правил охраны труда для предприятий и организаций г.Москвы".

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

     

Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 1 июля 2003 года N 1140-РП

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по охране труда для организаций города Москвы

     

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические указания предназначены для работников и работодателей организаций города Москвы всех организационно-правовых форм.

1.2. Для целей настоящих методических указаний используются следующие основные понятия (пп.1, 2 приложения):

- охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

- условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

- вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

- опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

- безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

- рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

- средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

- сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

- производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;

- работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;

- работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившие в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

1.3. Во всех организациях должны быть созданы безопасные условия труда. Обеспечение безопасных условий труда возлагается на работодателя и руководителя соответствующих структурных подразделений при возложении на них работодателем соответствующих обязанностей по обеспечению охраны труда.

1.4. Работодатель обязан использовать и внедрять безопасную технику и технологические процессы, современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных и других заболеваний, связанных с условиями труда работников.

1.5. Ни одна организация, цех, производственный участок не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, а также не может быть получена лицензия на право их производственной деятельности, если на них не обеспечены безопасные условия труда.

1.6. Проектируемые, вводимые в эксплуатацию новые, реконструируемые и действующие организации, цехи, производственные участки и вспомогательные помещения должны полностью отвечать требованиям государственных и отраслевых (по принадлежности) стандартов, строительных норм и правил, санитарных правил и норм, других нормативных правовых актов по охране труда для соответствующих производств и работ (п.2 приложения).

1.7. При отсутствии в нормативных правовых актах по охране труда требований, соблюдение которых при производстве работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда, работодатель по согласованию с органами государственного надзора и контроля, профсоюзной организацией или иными уполномоченными работниками представительными органами принимает меры, обеспечивающие безопасные условия труда.

1.8. Вновь разрабатываемое, реконструируемое, эксплуатируемое и модернизируемое оборудование, машины, механизмы, инструмент, приспособления, оградительные устройства, контрольно-измерительные приборы и аппаратура, а также разрабатываемые технологические процессы должны отвечать требованиям государственных и отраслевых стандартов, действующих межотраслевых, отраслевых и городских нормативных правовых актов по охране труда, санитарных правил и гигиенических нормативов.

1.9. Не допускается ввод в действие производственных объектов, средств производства и технологий без положительного заключения о соответствии их требованиям охраны труда Государственной инспекции труда в городе Москве, центров Госсанэпидемнадзора, государственной экспертизы условий труда, других органов надзора и контроля, технической инспекции труда профсоюзов в установленном соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами порядке.

1.10. Организация работы по охране труда в организациях города должна осуществляться в соответствии с действующими в области охраны труда федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными актами города Москвы, отраслевыми и городскими соглашениями между органами исполнительной власти, работодателями и профессиональными союзами.

1.11. Лица, виновные в нарушении требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

2. Организация работ по охране труда

2.1. Общее руководство работой по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, возлагается на работодателя (пп.1, 3, 4 приложения).

2.2. Работодатель должен возлагать конкретные обязанности по обеспечению охраны труда на руководителей структурных подразделений, включив указанные обязанности в должностные инструкции или утвердив их приказом по организации (п.5 приложения). Утвержденные работодателем должностные инструкции или приказ по организации должны быть доведены до соответствующего работника под роспись при приеме на работу или назначении на новую должность.

2.3. Работодатель и работники должны принимать взаимные обязательства по выполнению требований по охране труда, а также выполнению мероприятий по улучшению состояния охраны труда. Обязательства, как правило, включаются в коллективные договоры и соглашения по охране труда (п.6 приложения).

Планирование мероприятий по охране труда и разработка программ улучшения условий и охраны труда проводятся в соответствии с рекомендациями Минтруда России (пп.7, 8 приложения).

2.4. Контроль за соблюдением требований охраны труда, методическое руководство и координация деятельности структурных подразделений и должностных лиц в области охраны труда в организации, осуществляющей производственную деятельность, осуществляет служба охраны труда или специалист по охране труда, входящие в штат организации, либо организация или специалист, привлекаемые на договорной основе (пп.1, 3, 4 приложения).

Структура службы охраны труда и численность работников службы охраны труда, ее функции и задачи определяются в соответствии с действующим законодательством и рекомендациями Минтруда России (пп.9, 10 приложения).

2.5. Работодатель обязан организовать:

2.5.1. Обучение и инструктаж работников по охране труда, согласно требованиям ГОСТ (п.11 приложения) и порядка (п.12 приложения), нормативных правовых актов, утвержденных органами государственного надзора, федеральными и городскими органами исполнительной власти.

2.5.2. Направление на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных  в порядке,  определяемом Правительством Российской Федерации (п.13 приложения).

2.6. Обучение по охране труда работников организации должно проводиться по программам обучения, разработанным и утвержденным организациями или учебными центрами в соответствии с типовыми программами обучения и государственными требованиями охраны труда.

Типовые программы обучения разрабатываются и утверждаются федеральными министерствами и ведомствами.

2.7. Программы обучения, билеты для проверки знаний и тематические планы учебных занятий, подготовленные организациями или учебными центрами, согласовываются, как правило, с Государственной инспекцией труда в городе Москве (пп.14, 15 приложения).

2.8. Учебные центры, проводящие обучение и проверку знаний по охране руководителей и специалистов, должны иметь разрешение Комитета общественных связей города Москвы, выдаваемое в порядке, установленном Минтрудом России (п.16 приложения).

2.9. В состав комиссий по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций города Москвы включаются государственные инспектора по охране труда в г.Москве (по согласованию с ними).

2.10. Порядок разработки, согласования, утверждения, учета, распространения и отмены в организациях инструкций по охране труда должны соответствовать методическим рекомендациям Минтруда России (п.17 приложения).

2.11. Работодатель должен обеспечить условия для изучения правил и инструкций по охране труда. Указанные документы должны находиться в службе охраны труда, в структурных подразделениях организации и в доступных для работников местах (п.17 приложения).

2.12. В организации, с учетом специфики производства, должен быть разработан и утвержден работодателем перечень работ, относящихся к работам повышенной опасности, и перечень работ, на проведение которых требуется наряд-допуск.

Перечни разрабатываются исходя из требований межотраслевых и отраслевых (по принадлежности) нормативных правовых актов по охране труда, предъявляемых к выполнению отдельных видов работ.

Перечень руководителей, имеющих право выдачи наряда-допуска на производство работ, утверждается приказом по организации.

2.13. Работодатель обязан обеспечить проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (пп.1, 18, 19 приложения).

2.14. При численности работников, определенной федеральным законодательством, в организациях должны создаваться совместные комитеты (комиссии) по охране труда на паритетной основе из представителей работодателя и профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов в установленном Минтрудом России порядке (п.20 приложения).

2.15. Работодатель обязан в установленном порядке:

2.15.1. Организовать расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учетом особенностей расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и использованием форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве (пп.1, 21, 22, 23 приложения).

2.15.2. Обеспечить обязательное социальное страхование всех работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп.1, 13, 24 приложения).

2.15.3. Обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в системе сертификации (пп.1, 25 приложения).

2.16. В организациях должны быть установлены режимы труда и отдыха работников в соответствии с требованиями законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, в том числе нормативных документов, утвержденных Минздравом России.

2.17. При приеме работника на работу и в последующий период его трудовой деятельности работодатель обязан предоставлять работнику достоверную информацию о состоянии условий и охраны труда на его рабочем месте, о предстоящих или происшедших изменениях в условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья работника, а также о мерах по его защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов, о полагающихся ему средствах индивидуальной защиты и компенсациях за работу во вредных или опасных условиях труда (пп.1, 26 приложения).

При приеме на работу на производство, связанное с воздействием пыли фиброгенного действия, ознакомить работников с требованиями к стажу работы, режимам труда и отдыха в условиях данного производства.

2.18. Работодатель обязан представлять органам государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля и профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда информацию о состоянии условий и охраны труда в организации, разработке и выполнении мероприятий по охране труда (пп.1, 27 приложения).

2.19. Работодатель обязан обеспечить в установленном порядке беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; предоставление указанным должностным лицам запрашиваемой документации, относящейся к условиям и охране труда; выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля, содержащих обязательные требования за соблюдением требований охраны труда и представлений органов общественного контроля, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений требований охраны труда в установленные законодательством сроки (пп.1, 4 приложения).

3. Проектирование объектов строительства

3.1. Новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение (далее - строительство) производственного объекта должны осуществляться по проектной документации, содержащей решения, разрабатываемые с учетом требований охраны труда и промышленной безопасности в соответствии с требованиями государственных стандартов, строительных норм и правил, санитарных правил и норм, других нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда. Разработка, согласование, утверждение и состав проектной документации на строительство должны соответствовать требованиям инструкции (п.28 приложения), правил (п.29 приложения), свода правил (п.30 приложения).

3.2. Проектирование объектов строительства должно осуществляться юридическими и физическими лицами, получившими в установленном порядке право на соответствующий вид деятельности.

3.3. Проекты, рабочие проекты на строительство объектов, независимо от источников финансирования, форм собственности и ведомственной принадлежности подлежат государственной экспертизе и согласованию в соответствии с порядком, установленным в Российской Федерации и городе Москве.