____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 22 июля 2008 года N 598-ПП
____________________________________________________________________
Правительство Москвы, рассмотрев состояние охраны труда в городе, отмечает, что уровень производственного травматизма в организациях и на предприятиях остается высоким. За последние годы практически не уменьшается численность пострадавших на производстве. От производственных травм из 1,3 млн., охваченных статистическим наблюдением, пострадало в 2001 году 3376 чел., а количество погибших на работе возросло в период 1998-2001 годов со 198 до 310 человек.
В 2001 году на предприятиях промышленности погиб 61 человек, что на 8 человек больше, чем в 2000 году, на предприятиях торговли и общественного питания - 19 чел. (на 16 больше, чем в 2000 году), коммунального хозяйства - 14 чел. (в 2000 году - 11 чел.). На строительную отрасль, несмотря на некоторое уменьшение в 2001 году травматизма со смертельным исходом, приходится более трети всех погибших на производстве - 118 чел. (в 2000 году - 128 чел.), в том числе в организациях Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города - 27 чел. (в 2000 году - 31 чел.).
В результате несчастных случаев на производстве в 2001 году 756 человек получили тяжелые травмы.
Более 40% несчастных случаев со смертельным исходом, тяжелых и групповых несчастных случаев связаны с неудовлетворительной организацией труда, в том числе с организацией производства работ, нарушениями трудовой и производственной дисциплины, содержанием рабочих мест, нарушениями технологического процесса.
В 2001 году произошло 10 случаев со смертельным и 15 - с тяжелым исходом, связанных с наркотическим опьянением пострадавших, в предыдущие годы такие случаи не зарегистрированы.
Вместе с тем в течение трех последних лет уменьшается доля тяжелых, групповых и смертельных несчастных случаев на производстве в общем количестве, обусловленных нахождением пострадавших в состоянии алкогольного опьянения, с 10,2% в 1998 году до 2,9% в 2001 году.
Начиная с 1996 года в Москве реализованы 2 городские программы по охране труда. В результате выполнения программных мероприятий положено начало созданию нормативной базы Москвы по охране труда, действует система обучения и проверки знаний по охране труда.
Сокращается тяжелый травматизм и травматизм со смертельным исходом, причиной которого являются недостатки в обучении безопасным приемам труда, с 16,3% в 1999 году до 4,5% в 2001 году.
Однако переломить тенденцию нарастания производственного травматизма, преодолеть недостатки в организации работ, влияющие на состояние охраны труда в г.Москве, не удалось.
Принимая во внимание важность проблем обеспечения охраны труда, выполнения требований Закона города Москвы от 14.03.2001 N 7 "Об охране труда в городе Москве", Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Городскую программу по охране труда на 2002-2004 годы (далее - Программа) (приложение).
2. Департаментам, комитетам, управлениям Правительства Москвы и префектурам административных округов обеспечить реализацию первоочередных мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
3. Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы:
3.1. Обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти города и взаимодействие с московскими объединениями профсоюзов и работодателей, Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, федеральными органами надзора и контроля по реализации Программы.
3.2. Доложить Мэру Москвы в IV квартале 2002 года о реализации первоочередных мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, с дальнейшим представлением в Правительство Москвы годовых докладов о состоянии охраны труда в г.Москве и реализации мероприятий Программы.
3.3. До 1 июля 2002 года подготовить и представить в Правительство Москвы проект распоряжения Правительства Москвы по вопросу об организации работы государственной экспертизы условий труда в г.Москве.
3.4. До 31 декабря 2002 года подготовить совместно с Московским городским комитетом государственной статистики и представить в Правительство Москвы предложения по совершенствованию статистической отчетности о состоянии охраны труда с приведением в соответствие показателей и данных органов статистики и органов надзора и контроля.
4. Руководителям комплексов экономической политики и развития; архитектуры, строительства, развития и реконструкции города; социальной сферы и городского хозяйства Правительства Москвы потребовать от руководителей структурных подразделений Правительства Москвы повысить личную ответственность за состояние охраны труда в организациях города.
5. Отраслевым департаментам, комитетам, управлениям Правительства Москвы в двухмесячный срок:
5.1. Назначить ответственных лиц за реализацию полномочий органов исполнительной власти в области охраны труда в соответствии со статьей 12 Закона города Москвы "Об охране труда в городе Москве".
5.2. Создать и организовать работу отраслевых комиссий по охране труда.
5.3. Разработать планы мероприятий по противодействию негативным явлениям в области охраны труда, обеспечению безопасных и надлежащих условий труда работников.
5.4. Представлять руководителям комплексов информацию о выполнении планов мероприятий и принятых обязательств по вопросам охраны труда Московского трехстороннего соглашения и отраслевых соглашений, коллективных договоров организаций.
6. Префектам административных округов в двухмесячный срок:
6.1. Сформировать и организовать работу окружных межведомственных комиссий по охране труда.
6.2. Назначить ответственных лиц за состояние работы в области управления охраной труда.
6.3. Обеспечить взаимодействие с представителями Московской федерации профсоюзов и окружными отделениями Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей), организациями города по реализации государственной политики в области охраны труда в административных округах.
7. Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы совместно с Комитетом территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления Правительства Москвы, Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы предусмотреть организацию проведения семинара глав районных Управ по теме: "О состоянии условий и охраны труда на предприятиях города Москвы и о роли районных Управ в решении проблем охраны труда" при формировании плана проведения семинаров глав районных Управ на 2003 год.
8. Департаменту финансов г.Москвы обеспечить финансирование Программы за счет и в пределах средств, предусматриваемых в бюджете города Москвы на расходы по осуществлению мероприятий социальной политики в области трудовых отношений и социального партнерства.
9. Принять к сведению, что в соответствии со статьей 15 Закона города Москвы "Об охране труда в городе Москве" финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.
10. Департаментам, комитетам, управлениям Правительства Москвы, префектурам административных округов при формировании и корректировке городских и окружных целевых программ предусматривать мероприятия, направленные на улучшение условий и повышение безопасности труда работников. При техническом перевооружении действующих, создании и строительстве новых объектов осуществлять приемку при условии их соответствия нормативным требованиям охраны труда.
11. Согласиться с предложением Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы об организации и проведении в 2002-2004 годах смотра-конкурса среди организаций города на лучшую организацию работы в области охраны труда. Проект положения о смотре-конкурсе рассмотреть до 30 сентября 2002 года на заседании Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы и представить его на утверждение в Правительство Москвы.
12. Рекомендовать руководителям организаций (работодателям) принять необходимые меры по выполнению мероприятий Программы, обратив особое внимание на организацию безопасного производства работ, проведение обучения и инструктажа по охране труда, создание служб охраны труда и недопустимость их сокращения, обеспечение необходимых условий для работы уполномоченных (доверенных) лиц, осуществляющих общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
13. Просить Прокуратуру города Москвы усилить надзор за соблюдением законодательства об охране труда в организациях города.
14. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы оказывать содействие Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы в информировании населения Москвы через средства массовой информации о целях и ходе реализации Программы, состоянии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в городе, о положительном опыте работы организаций по охране труда.
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
Исполняющий обязанности
Мэра Москвы
В.П.Шанцев
ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА
по охране труда на 2002-2004 годы
Наименование Программы | Городская программа по охране труда на 2002-2004 годы |
Основание для разработки Программы | Городская программа по охране труда на 2002-2004 годы разработана в соответствии с п.7.1 постановления Правительства Москвы от 4 декабря 2001 года N 1080-ПП "О проекте Московского трехстороннего соглашения на 2002 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" |
Государственный заказчик Программы | Правительство Москвы |
Основные разработчики Программы | Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы |
Цель и задачи Программы | Цель программы - снижение уровня производственного травматизма, в первую очередь с тяжелым и смертельным исходом, и профессиональной заболеваемости в организациях и на предприятиях города |
Основные задачи программы: | |
- развитие и повышение эффективности городской системы управления охраной труда; | |
- совершенствование городской нормативной базы охраны труда; | |
- развитие системы обучения по охране труда; | |
- оказание организациям города методической и практической помощи по охране труда; | |
- информационное обеспечение охраны труда | |
Сроки реализации Программы | 2002-2004 годы |
Перечень основных мероприятий | Реализация первоочередных мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости |
Содействие организациям города в работе по охране труда, созданию безопасных условий труда | |
Разработка и принятие нормативных правовых актов Москвы об охране труда | |
Повышение уровня подготовки руководителей и специалистов в области охраны труда | |
Научное обеспечение охраны труда | |
Разработка и издание рекомендаций по охране труда | |
Исполнители основных мероприятий | Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы; Департаменты, комитеты, управления Правительства Москвы, префектуры административных округов; Московское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации; Московская федерация профсоюзов; Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) г.Москвы; Научно-исследовательский институт проблем охраны труда; Московский городской центр условий и охраны труда; Академия труда и социальных отношений |
Объемы и источники финансирования | Объем финансирования Программы в 2002-2004 годах - 292411,1 тыс.руб. |
в том числе по источникам: | |
- бюджет Москвы - 5780,0 тыс.руб. (по годам: 2002 год - 1236,0 тыс.руб., 2003 год - 2332,0 тыс.руб., 2004 год - 2212,0 тыс.руб.) | |
- целевое выделение средств Фонда социального страхования Российской Федерации на осуществление мероприятий по охране труда - 2002 год - 284261,1 тыс.руб. (% отчисления определяется ежегодно на основании Федерального закона о страховых тарифах) | |
- отчисления от административных штрафов, накладываемых Государственной инспекцией труда в г.Москве, - 2370 тыс.руб. (по годам: 2002 год - 700,0 тыс.руб., 2003 год - 800,0 тыс.руб., 2004 год - 870,0 тыс.руб.) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации | Комплексная реализация мероприятий Программы позволит: |
Программы | - значительно снизить уровень производственного травматизма; |
- повысить устойчивость и эффективность контроля отраслевых органов исполнительной власти Правительства Москвы, префектур административных округов за охраной труда; | |
- принять предупредительные и профилактические меры, направленные на снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; | |
- создать основу единой автоматизированной системы управления охраной труда; | |
- обеспечить экономическую заинтересованность работодателя в обеспечении безопасности труда; | |
- повысить уровень взаимодействия органов исполнительной власти города с органами государственного надзора и контроля, объединениями профсоюзов и работодателей, организациями города | |
Контроль за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Москвы |
Городская программа по охране труда на 2002-2004 годы разработана Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы в соответствии с п.7.1 постановления Правительства Москвы от 4 декабря 2001 года N 1080-ПП "О проекте Московского трехстороннего соглашения на 2002 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и Московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)".
Охрана труда - важный фактор социально-экономического развития Москвы. Производственный травматизм и профессиональные заболевания, как конечные результаты ненадлежащего отношения работодателей к обеспечению охраны труда, несут невосполнимые материальные и моральные потери как для москвичей и организаций, так и для города в целом.
Негативные процессы в экономике, на рынке труда в целом, боязнь потерять работу и стремление к более высокому заработку вынуждают людей работать в травмоопасных условиях. В свою очередь отдельные руководители, добиваясь получения максимальной прибыли, не выделяют достаточных средств на улучшение и оздоровление условий труда, добиваются повышения производительности труда за счет чрезмерной его интенсификации, в связи с чем у работников продолжительность рабочего дня и рабочей недели превышает установленные законодательством нормы.