МОСКОВСКОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ
на 2003 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)
________________________________________________________________
Фактически не применяется
в связи с истечением срока действия
________________________________________________________________
Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов от лица московских объединений профсоюзов (далее - профсоюзы), Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) от лица московских объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - работодатели) заключили настоящее Соглашение с целью создания на основе практического внедрения принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты трудящихся, жителей столицы.
Стороны признают необходимым заключение городских отраслевых соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом настоящее Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных округах и в организациях. Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы.
Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в городе Москве, в порядке, определяемом Законом города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве".
В развитие Соглашения и для обеспечения его реализации стороны на основе взаимных консультаций в рамках Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - МТК) вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес законодательных, исполнительных органов власти Российской Федерации и добиваются их реализации.
Обязательства работодателей принимают на себя также две другие стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
Для целей настоящего Соглашения стороны договорились считать городским минимумом оплаты труда минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты.
Зафиксированные в ряде пунктов Соглашения суммы бюджетных средств, направляемых на реализацию намеченных мероприятий, включаются в проект городского бюджета города Москвы на 2003 год, вносимый на утверждение Московской городской Думой.
Контроль за исполнением Соглашения осуществляется МТК, а также сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
Стороны поручают МТК в случае необходимости вносить изменения и дополнения в заключенное Соглашение в установленном порядке.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему Соглашению или решений Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений виновная сторона либо виновные лица несут ответственность, предусмотренную Законом города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве" и федеральным законодательством.
Стороны обязуются информировать москвичей о ходе реализации Соглашения не реже двух раз в год.
Соглашение вступает в силу 1 января 2003 года и действует до вступления в действие нового.
1. В области развития отраслей экономики города, предпринимательства, обеспечения занятости населения города стороны обязуются:
1.1. Обеспечить увеличение производства промышленной продукции организациями города не менее чем на 4,5 процента по сравнению с предыдущим годом.
1.2. Вырабатывать и реализовывать меры поддержки городских товаропроизводителей всех форм собственности, информировать москвичей о результатах работы в этом направлении.
1.3. Продолжить работу по выходу в эфир на канале ТВЦ программ, в том числе программы "Прорыв", о деятельности сторон по развитию социального партнерства, поддержке городских товаропроизводителей, развитию промышленности города при ее финансовом обеспечении из средств программы "Имидж промышленности" Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2001-2003 годы. Оказать содействие в изменении времени выхода в эфир программы "Прорыв" на прайм-тайм в сетке вещания.
1.4. В случае угрозы массовой безработицы разработать совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве, на основе взаимных консультаций, программу экстренных мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников.
1.5. Внести согласованные предложения при корректировке Программы содействия занятости населения города Москвы на 2002-2005 годы и осуществить согласованные действия по ее реализации.
1.6. Содействовать созданию системы организационных, правовых и экономических мер по формированию и реализации эффективной политики подбора, подготовки и сохранения квалифицированных кадров, а также повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Разработать на этой основе концепцию эффективной политики подбора, подготовки и сохранения квалифицированных кадров в организациях города.
1.7. Обеспечить эффективную работу Координационного комитета содействия занятости населения города Москвы.
1.8. На основе представляемой Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве информации ежемесячно публиковать в газетах "Тверская, 13", "Биржа труда", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", "Московская перспектива" данные о состоянии рынка труда и безработицы, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения.
1.9. Осуществлять взаимодействие со специализированными государственными учреждениями, занимающимися вопросами занятости: Московским центром труда и занятости молодежи "Перспектива", Московским центром занятости военнослужащих запаса "Кутузовский", Женским деловым центром, Государственным центром профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, Московским городским штабом молодежно-студенческих отрядов, а также Фондом содействия занятости "Столица" Московской федерации профсоюзов, Учебно-информационным центром Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей).
1.10. Осуществлять в рамках Координационного комитета содействия занятости населения города Москвы координацию деятельности на рынке труда специализированных государственных учреждений: Московского центра труда и занятости молодежи "Перспектива", Московского центра занятости военнослужащих запаса "Кутузовский", Женского делового центра, Государственного центра профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, Московского городского правового центра "Защита", Московского городского штаба молодежно-студенческих отрядов, а также Фонда содействия занятости "Столица" Московской федерации профсоюзов, Учебно-информационного центра Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей).
1.11. Осуществлять долевое финансирование деятельности специализированных государственных учреждений занятости, имеющих в составе соучредителей органы исполнительной власти, объединения профсоюзов и объединения работодателей.
1.12. Принять меры по сохранению и развитию системы профессионального обучения и подготовки кадров в организациях города.
1.13. В целях повышения престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников провести в марте - августе 2003 года городской конкурс профессионального мастерства "Московские мастера".
1.14. В целях дальнейшего развития малого предпринимательства, распространения опыта работы лучших малых предприятий города провести в январе - марте 2003 года общегородской конкурс "Московский предприниматель".
1.15. Проработать вопрос о создании павильона на ВВЦ с размещением материалов о практике социального партнерства, в том числе фотовыставки победителей городского конкурса профессионального мастерства "Московские мастера" и лауреатов премии Мэра Москвы.
1.16. Проводить согласованную политику в области обеспечения социально-трудовой адаптации молодежи, развивать сеть лагерей труда и отдыха, поддерживать движение трудовых объединений молодежи.
Правительство и работодатели:
1.17. Не допустить роста уровня регистрируемой безработицы выше 0,8 процента от экономически активного населения города Москвы.
1.18. В рамках программы "Имидж промышленности" Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2001-2003 годы предусмотреть средства в размере 1,7 млн. рублей на проведение Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) совместно с Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы тематических выставок товаров московских производителей.
1.19. Продолжить совместную работу по подготовке и организации конкурса, проводимого Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) в рамках программы "Внедрение инноваций в производство" Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2001-2003 годы, и обеспечить финансирование работ по организации конкурса из средств программы "Нормативно-правовое и организационное обеспечение реализации комплексной программы".
1.20. Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) организовать работу по переподготовке уволенных в запас военнослужащих и членов их семей по гражданским специальностям с учетом потребностей промышленности. Предусмотреть ее финансирование в согласованных объемах при подготовке предложений по распределению финансовых затрат по программе "Кадры промышленности".
Правительство:
1.21. При реализации государственных целевых программ обеспечивать создание и сохранение рабочих мест.
1.22. Обеспечить участие профсоюзов и работодателей в определении направлений и эффективности расходования средств, направляемых на обеспечение занятости.
1.23. Предоставлять профсоюзам и работодателям ежемесячно - текущую и ежеквартально - аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных, два раза в год - информацию о выполнении Программы содействия занятости населения города Москвы.
1.24. При выделении средств организациям из Целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве на создание рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, учитывать их участие в системе социального партнерства и реализацию ими обязательств по Московскому трехстороннему соглашению.
1.25. При подготовке заключений о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы учитывать участие организаций в системе социального партнерства и реализацию ими обязательств по Московскому трехстороннему соглашению.
1.26. При закупках продукции для городских нужд у московских организаций, осуществляемых через систему городского заказа по конкурсу, учитывать при прочих равных условиях их участие в системе социального партнерства и реализацию ими обязательств по Московскому трехстороннему соглашению.
1.27. Обеспечить своевременность оплаты работ, выполняемых по городскому заказу.
1.28. С целью расширения возможностей участия московских организаций в конкурсе на получение городского заказа направлять в Московскую конфедерацию промышленников и предпринимателей (работодателей) реестр поставляемой по городскому заказу продукции, а также перечень объектов социальной сферы, подлежащих капитальному ремонту и реконструкции в текущем году.
1.29. Оказывать организационную, техническую и финансовую поддержку организациям, проводящим работу по привлечению молодежи к научно-техническому творчеству.
1.30. Предусмотреть в рамках программы "Кадры промышленности" Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2001-2003 годы средства в размере 2 млн. рублей для развертывания системы учебных (ресурсных) центров Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) по непрерывному обучению для подготовки кадров промышленности Москвы.
1.31. Продолжить реализацию мероприятий по созданию сети фирменной торговли продукцией организаций московских товаропроизводителей.
1.32. В целях формирования дополнительных условий для стабилизации и обеспечения роста промышленного производства организаций легкой и текстильной промышленности города Москвы включить в мероприятия на 2003 год Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2001-2003 годы совместную с Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей) и ОАО "Карта Отечества" работу по подготовке комплексного плана на 2003-2005 годы по созданию сети фирменных магазинов "Товары Отечества" в центральной части и на главных магистралях города Москвы для продажи продукции московских организаций.
1.33. Предоставлять сторонам социального партнерства информацию о результатах экспертизы о наличии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
1.34. Оказывать содействие московским организациям-товаропроизводителям в проведении рекламно-информационных кампаний на льготных условиях в соответствии с городским и федеральным законодательством. Предусмотреть возможность освобождения московских организаций-товаропроизводителей от оплаты за право размещения средств наружной рекламы своей продукции на зданиях и сооружениях, принадлежащих организации, а также ее размещения по минимальной ставке в границах территорий, выделенных под создание центров фирменной торговли, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 сентября 2002 года N 778-ПП "О размещении центров фирменной торговли продукцией предприятий московских товаропроизводителей региональной общественной организации "Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей)" на земельных участках на пересечениях Кутузовского проспекта с Минской улицей (Западный административный округ) и Нахимовского проспекта с Профсоюзной улицей (Юго-Западный административный округ)", по перечню, согласованному с Московской Ккнфедерацией промышленников и предпринимателей (работодателей).
Работодатели:
1.35. Не допускать массового увольнения работников. В случае его угрозы информировать профсоюзы, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве не менее чем за три месяца и разработать совместно меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
Критериями массового увольнения считать показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:
- увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 30 и более человек;
- сокращение численности или штата работников организации в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
1.36. В соответствии с коллективными договорами и соглашениями предоставлять высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям, а также оплачиваемое время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.
1.37. Осуществлять содействие в трудоустройстве населения путем предоставления в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве информации о вакансиях и потребности в создании новых (дополнительных) рабочих мест.
1.38. Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) совместно с Лигой предпринимателей торговли разработать предложения по открытию в крупных универмагах Москвы секций по торговле товарами московских товаропроизводителей с целью стимулирования реализации их продукции.
Работодатели и профсоюзы:
1.39. В коллективных договорах и соглашениях предусматривать проведение и обеспечение достаточного финансирования мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставление им льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством.
Профсоюзы:
1.40. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости, охраны труда, трудового законодательства.
1.41. Через Фонд содействия занятости "Столица" Московской федерации профсоюзов участвовать в трудоустройстве, обучении высвобождаемых работников новым профессиям.
2. В области регулирования оплаты и создания благоприятных условий труда в организациях города стороны обязуются:
2.1. Установить городской минимум оплаты труда, включающий тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, с 1 января 2003 года - 1500 рублей, во втором полугодии 2003 года довести его размер до 1800 рублей, обеспечив выход на уровень не менее 55% от прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы, установленного постановлением Правительства Москвы на 1 июля 2003 года.
2.2. Разработать схему поэтапного приближения городского минимума оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного москвича, устанавливаемого постановлением Правительства Москвы.
2.3. Ежеквартально определять прожиточный минимум по городу Москве в законодательно установленном порядке, а также по методике Московской трехсторонней комиссии и публиковать его в газетах "Тверская, 13", "Солидарность", "Содружество", "Московская промышленная газета", освещать на каналах ОАО "ТВ-Центр" и ОАО "ГТК "ТВ-Столица".