ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2003 года N 450-ПП


О Концепции по восстановлению малых рек и русловых водоемов
города Москвы и первоочередных мероприятиях по реализации Концепции
на период 2003-2005 годов

(с изменениями на 3 октября 2006 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 3 октября 2006 года N 768-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 58, 25.10.2006).

____________________________________________________________________



В целях совершенствования системы управления водными объектами на территории города Москвы, проведения комплекса мероприятий по очистке, реабилитации и благоустройству малых рек города Правительством Москвы принят и реализуется ряд постановлений по охране и восстановлению рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустройству прилегающих к ним территорий (от 17.02.98 N 124 "О генеральных схемах водоснабжения, канализации, концепции отвода и очистки поверхностного стока г.Москвы на период до 2010 года", от 17.04.2001 N 355-ПП "О Генеральной схеме отвода и очистки поверхностного стока с территории г.Москвы на период до 2010 года", от 25.02.2003 N 102-ПП "О целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2003-2005 годы".

Для координации работ по управлению водными ресурсами и осуществления контроля за состоянием водных объектов Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Концепцию по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы (далее - Концепция), согласно приложению 1.

1.2. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 3 октября 2006 года N 768-ПП. - См. предыдущую редакцию.

2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы разработать Программу по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года и представить в IV квартале 2003 года в Правительство Москвы в установленном порядке.

3. Возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы функции заказчика по разработке Программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года. Провести в срок до 30 июля 2003 года тендер на определение исполнителя-разработчика программы.

4. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы обеспечить в 2003 году финансирование разработки Программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года из средств Целевого бюджетного территориального экологического фонда.

5. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в рамках Городской программы развития науки и технологий на 2003-2004 годы обеспечить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (приложение 2) в пределах лимитов, выделенных по разделу "Охрана окружающей среды".

6. Установить, что финансирование работ по благоустройству долин малых рек (п.12 приложения 2) осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы по статье расходов "Содержание объектов внешнего благоустройства".

7. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по заявке инвестора Управления городского заказа города Москвы предусматривать в инвестиционных программах города на 2004 и последующие годы лимит капитальных вложений на проектирование и выполнение работ, носящих капитальный характер, по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы, выявленных в ходе их обследования.

8. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:

8.1. Обеспечить жесткий контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства на водосборных площадях малых рек и водоемов города Москвы.

8.2. Совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в III квартале 2003 года сформировать Городской координационный совет по контролю за разработкой Программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года и последующей ее реализацией.

9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н. и министра Правительства Москвы Бочина Л.А.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в декабре 2003 года.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 17 июня 2003 года N 450-ПП

Концепция
по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы

     

1. Общие положения

Целью Концепции восстановления и реабилитации малых рек г.Москвы является определение основных экологических и экономических принципов городского развития, направленных на реабилитацию малых рек, сочетание рационального использования природных ресурсов, социально-экономических и эколого-градостроительных приоритетов развития городских территорий, прилегающих к водным объектам, а также формирование программы первоочередных мероприятий по реабилитации малых рек.

Основными принципами Концепции являются:

- обеспечение охраны, экологической реабилитации и научно обоснованного, сбалансированного, рационального использования природных ресурсов малых рек и прилегающих территорий в градостроительных и рекреационных целях;

- использование природных ресурсов малых рек на основе сочетания и повышения эффективности правовых, экономических и административных методов управления водопользованием;

- обеспечение экологической безопасности при разработке и реализации градостроительных и инженерных решений по восстановлению и реабилитации водных объектов;

- закрепление на законодательной основе ответственных за содержание водных объектов и их прибрежных территорий.

Результатом реализации программы по восстановлению и реабилитации малых рек является:

- комплексное градостроительное использование водных объектов и прилегающих территорий в целях природоохраны и рекреации;

- сохранение открытых русел малых рек и прекращение практики заключения их в коллекторы; частичное восстановление открытых русел рек на отдельных участках;

- обеспечение нормативного качества воды путем комплекса научно обоснованных инженерных и инженерно-биологических мероприятий на малых реках;

- реализация бассейнового подхода к разработке схем охраны, реабилитации и рационального градостроительного использования малых рек и прилегающих территорий;

- максимальное стимулирование естественных процессов самоочищения в водных объектах;

- охрана и восстановление природных сообществ и биологических ресурсов водных и околоводных экосистем;

- строительство очистных сооружений для очистки поверхностного стока с территорий промышленных предприятий, объектов хозяйственной деятельности и наиболее загрязненных городских территорий;

- благоустройство территорий промышленных и прочих хозяйственных объектов, влияющих на формирование качества поверхностных сточных вод;

- исключение сброса загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и в городскую водосточную сеть;

- реабилитация прибрежных территорий и долин малых рек с определением их функционального назначения, балансодержателя и с учетом сохранности территорий, относящихся к памятникам природы;

- вывод из водоохранных зон экологически опасных объектов.

2. Анализ существующего положения


Водные объекты

На территории г.Москвы существует более 140 рек и ручьев. Наиболее крупными из них являются реки Яуза (48 км), Сходня (47 км) и Сетунь (38 км), которые начинаются на территории Московской области и являются притоками р.Москвы.

39 рек и ручьев имеют полностью открытые русла, в том числе 16 (наиболее крупные) имеют протяженность более 2 км. Они представляют значительную экологическую и ландшафтно-рекреационную ценность. 40 водотоков полностью забраны в коллекторы. Остальные имеют частично открытые русла и частично заключены в коллекторы.

На территории Москвы расположены более 360 водоемов естественного и искусственного происхождения; из которых 170 являются русловыми. Общая площадь водного зеркала прудов составляет более 900 га.

Общая протяженность открытых русел составляет порядка 310 км. Часть открытых русел наиболее крупных рек в черте города обустроена набережными и, следовательно, лишена элементов природного долинного комплекса.

Основная часть открытых русел малых рек (более 249 км) и водоемов находится на обслуживании ГУП "Мосводосток".

Система водных объектов г.Москвы является частью природной среды города, выполняет градообразующие, инженерные и экологические функции, формирует ландшафтный облик города, осуществляет отвод поверхностного и дренажного стока.

Водные объекты, расположенные в г.Москве, в настоящее время представляют собой систему, обеспечивающую регулирование и отвод поверхностного и грунтового стока, которая в результате деформирования техническими средствами образует коллекторно-речную сеть.

Все элементы комплекса водных объектов города взаимосвязаны и участвуют в формировании водного баланса и качества воды. Качество воды в водных объектах формируется в процессе питания за счет поверхностного и грунтового стока и сбросов сточных вод.

В целом питание водных объектов в г.Москве превышает естественный уровень как в поверхностном стоке вследствие высокого коэффициента стока с территории города и сбросов сточных вод, так и в подземном стоке за счет утечек из водопроводно-канализационных сетей.

Неоправданно и без должного обоснования большое количество водотоков заключено в коллекторы, что нарушает непрерывность и целостность водных объектов и водной системы г.Москвы в целом. Преобразование рек в речные коллекторы приводит к необратимым экологическим потерям:

- нарушаются процессы естественного самоочищения рек; ликвидируются речные долины, выполняющие в городе роль "экологических коридоров";

- создаются условия для возможного подтопления прилегающих территорий, так как коллекторы рассчитаны на русловые расходы рек без учета общего объема поступления сточных вод, включая производственные (условно - чистые), от абонентов городской водосточной сети;

- проектирование и строительство коллекторов не предусматривает выполнение дренирующих функций окружающих территорий ввиду низкой водопроницаемости бетонных стенок труб по сравнению с естественными берегами русел рек;

- происходит заиление коллекторов, ведущее к необходимости проведения затратных работ по их промывке и очистке. По степени техногенной трансформации малые реки г.Москвы могут быть классифицированы:

1 класс - сохранившиеся полностью, открытые на 90% протяженности;

2 класс - умеренно трансформированные, открытые на 90-50% протяженности;

3 класс - сильно трансформированные, открытые на 49-10% протяженности;

4 класс - полностью утраченные, закрытые на 90% протяженности.

Исходя из данной классификации, полностью утрачено 40 малых рек и ручьев (4 класс), сильно трансформированы - 27 (3 класс), умеренно трансформированы - 28 (2 класс); сохранившиеся - 38 (1 класс). Для Москвы в ряде случаев канализация рек представляется неоправданной.

В результате этого в настоящее время многие экологические функции водной системы и прилегающих территорий, такие как водоохранная, сохранение устойчивого биоразнообразия, частично утрачены, а ландшафтно-рекреационные функции недостаточно задействованы в градостроительной практике.

Анализ качества воды водных объектов в городе Москве свидетельствует, что по большинству показателей вода соответствует требованиям культурно-бытового водопользования, однако на всем протяжении рек, в том числе на входе в город, наблюдается превышение рыбохозяйственных нормативов, которые на 1-2 порядка более жесткие по сравнению с гигиеническими нормативами. При этом водные объекты Москвы не используются в целях промыслового рыболовства, что входит в противоречие с критериями оценки качества воды в водных объектах и установлением предельно допустимых сбросов на уровне требований к водоемам рыбохозяйственного назначения.

В городе Москве водные объекты используются для нужд промышленности и энергетики (забор воды), культурно-бытового водопользования и рекреации, а также для отведения поверхностных сточных вод. До настоящего времени не утверждены в установленном порядке виды водопользования для водных объектов города. Данная проблема требует взаимодействия Москвы и Московской области на уровне правовых, экономических, хозяйственных и управленческих решений.

В соответствии с существующей системой водоотведения в г.Москве основная часть сточных вод и загрязняющих веществ поступает в водные объекты города через выпуски сетей городской канализации и городского водостока. Большинство предприятий города являются абонентами коммунальных предприятий МГП "Мосводоканал" и ГУП "Мосводосток", их водоохранная деятельность регулируется договорами абонирования городских сетей.

Около 200 предприятий имеют собственные выпуски в водные объекты.

В черте города содержание загрязняющих веществ в малых реках по большинству показателей увеличивается в 2-3 раза в результате поступления в них загрязненных поверхностных и частично производственных сточных вод. В черте города основной объем сточных вод и загрязняющих веществ сбрасывается в малые реки через городскую водосточную сеть ГУП "Мосводосток" и по бассейнам ряда рек (например Яуза, Сетунь) составляет более 90% от общего объема сброса. При этом от абонентов поступает в среднем около 35%, остальные стоки (65%) поступают с селитебных территорий города и в настоящее время никем не оплачиваются. Степень оснащения застроенных территорий (выпуски городских сетей и территории предприятий) очистными сооружениями поверхностного стока недостаточна. Объем очищенных сточных вод составляет около 50% от общего объема сброса. Большинство существующих очистных сооружений технически устарели и нуждаются в реконструкции.

По сравнению с 1999 годом количество очистных сооружений на городских водосточных сетях увеличилось до 149 штук. В основном это увеличение шло за счет введения в эксплуатацию новых очистных сооружений на транспортных магистралях МКАД и участках 3-го транспортного кольца, в также в новостройках Северного и Южного Бутова, Митино, Марьинского парка. В соответствии с Генеральной схемой отвода и очистки поверхностного стока с территории г.Москвы на период до 2010 года, основные положения которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 17.04.2001 N 355-ПП, для полного охвата территории города необходимо построить дополнительно 74 очистных сооружений на городских водосточных сетях. В то же время строительство очистных сооружений не является единственным мероприятием по улучшению качественных характеристик поверхностного стока. Качество поверхностного стока напрямую зависит от уровня благоустройства и санитарного состояния территории города. Поэтому проблема очистки города от бытовых отходов, ликвидация свалок, своевременная уборка территорий рынков и других мест торговли является чрезвычайно актуальной.

Общий объем поступления сточных вод в водные объекты г.Москвы от предприятий-спецводопользователей, осуществляющих сбросы сточных вод непосредственно в водные объекты, составляет 2754,7 млн.куб.м в год (без учета селитебной территории), в том числе:

- через сети МГП "Мосводоканал" сбрасывается 1966,8 млн.куб.м в год (за исключением Курьяновской станции аэрации - сбросы осуществляются за пределами МКАД);

- от абонентов ГУП "Мосводосток" - 179,4 млн.куб.м в год (без учета селитебной территории). Общий объем сброса через городскую водосточную сеть составляет 581 млн.куб.м в год;

- от предприятий-водопользователей - 607,5 млн.куб.м в год, при этом основной объем сбросов приходится на долю объектов энергетики (93%) и АМО "ЗИЛ" (5%).

Резервы улучшения качества вод в водных объектах г.Москвы и рациональное использование водных ресурсов в значительной степени связаны с сокращением сбросов путем организации на предприятиях систем оборотного водоснабжения для нормативно чистых вод, исключением сбросов загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и внедрением эффективных методов очистки поверхностных сточных вод.

Состояние прибрежных территорий

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»