Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2003 года N 102-ПП


О Целевой среднесрочной экологической программе города Москвы на 2003-2005 годы

(с изменениями на 20 июля 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 15 октября 2014 года N 603-ПП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 20 июля 2004 года N 499-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 45, 04.08.04).

____________________________________________________________________



Постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 1994 года N 860 "О комплексной экологической программе Москвы" была одобрена Комплексная экологическая программа Москвы на период до 2005 года. За последующие годы было выпущено более 100 распорядительных документов Правительства Москвы, направленных на улучшение экологической обстановки в городе. В рамках Комплексной экологической программы Москвы на период до 2005 года реализованы природоохранные мероприятия, позволившие решить ряд важных экологических проблем.

Построены мусороперегрузочные станции (Чертановская, Байкальская, Вагоноремонтная, по Сигнальному проезду), построены линии по переработке автопокрышек на Тушинском машиностроительном заводе и 149-м механическом заводе. В городе число свалок общей площадью 280 га сократилось до 36 га (со 102 до 27 ед.).

Введены в эксплуатацию 16 автоматических постов контроля качества атмосферного воздуха. Отработана технология мониторинга зеленых насаждений.

Установлены границы особо охраняемых природных территорий: природных парков "Москворецкий", "Тушинский"; природно-исторических парков "Измайлово", "Царицыно", "Останкино", "Покровское-Стрешнево"; природных заказников "Долина реки Сетуни", "Воробьевы горы"; комплексного заказника "Петровско-Разумовское"; ландшафтного заказника "Теплый стан".

Приняты законы города Москвы: от 21 октября 1998 года N 26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы", от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", от 5 мая 1999 N 17 "О защите зеленых насаждений".

Утвержден Порядок разработки, согласования и утверждения проектов планировки производственных территорий г.Москвы, разработана электронная экологическая карта-схема города Москвы.

На 80% введено в действие 3-е транспортное кольцо. Свыше 25 тыс.ед. муниципального транспорта оснащены нейтрализаторами отработавших газов. Введены в эксплуатацию новые станции аэрации в Южном Бутове и в городе Зеленограде.

Прекращен сброс загрязненного снега в реки Москвы, введены в эксплуатацию 33 снегоплавных камеры. За период с 1994 по 2002 годы осуществлены строительство и реконструкция очистных сооружений промливневых вод на 161 предприятии города.

Осуществлен переход на новые экологически безопасные противогололедные реагенты.

Вместе с тем ряд ключевых направлений по улучшению экологической обстановки в городе требует дополнительных решений. Не создана единая система экологического мониторинга по всем компонентам природной среды. Управление природным комплексом города находится в разных ведомствах. Имеется отставание от запланированных показателей в переработке промышленных и бытовых отходов. Мощности мусоросортировки составляют всего 3% от объема твердых бытовых отходов. Острыми проблемами остаются загрязнение водных объектов, расположенных на территории Москвы, все еще высокая концентрация населения, проживающего в санитарно-защитных зонах.

В соответствии с Законом города Москвы от 11 июля 2001 года N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2001 года N 1171-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы на 2001 год и Программе Правительства Москвы на 2002 год" Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Целевую среднесрочную экологическую программу города Москвы на 2003-2005 годы (далее - Программа), согласно приложению 1.

2. Определить в качестве наиболее важных задач решение следующих проблем:

- снижение негативного воздействия автотранспорта на атмосферный воздух в городе;

- реабилитация, экологическая реставрация водных объектов на территории г.Москвы, восстановление ландшафтов долин малых рек;

- развитие производств по рециклингу и увеличение доли перерабатываемых твердых бытовых и промышленных отходов;

- увеличение площади природного комплекса, повышение качества зеленых насаждений, развитие системы особо охраняемых природных территорий города;

- повышение уровня экологического образования, привлечение жителей города к участию в городских природоохранных программах;

- создание комплексной системы экологического мониторинга города Москвы по всем компонентам природной среды.

3. Утвердить Перспективные направления развития экологической политики до 2020 года (приложение 2).

4. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы осуществить функции головного государственного заказчика - координатора Программы и в I квартале 2003 года внести предложения в Правительство Москвы по привлечению других государственных заказчиков к участию в реализации отдельных разделов Программы.

5. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по предложению Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и других государственных заказчиков Программы (п.4) предусматривать в инвестиционных программах Правительства Москвы на 2004-2005 годы выполнение работ (приложение 1) в пределах лимитов капитальных вложений на соответствующий период.     

6. Департаменту финансов города Москвы в 2004-2005 годах по заявке Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и других государственных заказчиков Программы (п.4) ежегодно предусматривать в бюджете города Москвы финансирование мероприятий, предусмотренных Программой.

7. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы при формировании Программы развития науки и технологий включать по заявкам Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, предусмотренные Программой, в пределах лимитов финансирования по разделу "Охрана окружающей среды".

8. Считать целесообразным предоставление бюджетных кредитов исполнителям Программы за счет средств Целевого бюджетного территориального экологического фонда (далее - ЦБТЭФ) на финансирование мероприятий, выполняемых в рамках Программы.

9. Установить, что лимиты бюджетного кредитования за счет средств ЦБТЭФ определяются Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

10. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:

10.1. В I квартале 2003 года создать орган управления Программой - дирекцию Программы и утвердить Положение о дирекции Программы.

10.2. Установить, что финансирование проектов и мероприятий Программы в форме субсидий, субвенций, бюджетных кредитов осуществляется в установленном порядке в пределах выделенных лимитов финансирования в соответствии с Программой.

10.3. При реализации Программы учитывать необходимость проведения экологической экспертизы мероприятий в установленном порядке.

10.4. В IV квартале 2004 года разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы проект Долгосрочной экологической доктрины города Москвы (пункт в редакции постановления Правительства Москвы от 20 июля 2004 года N 499-ПП - см. предыдущую редакцию).

     

11. Установить, что показатели финансового обеспечения Программы уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы и адресной инвестиционной программы.

12. Обязать заказчиков Программы ежеквартально не позднее 15 числа последнего месяца отчетного квартала направлять в адрес дирекции Программы отчеты о результатах выполнения заданий Программы.

13. Считать утратившими силу постановления Правительства Москвы от 27 сентября 1994 года N 860 "О комплексной экологической программе Москвы", от 16 апреля 1996 года N 341 "О мерах по снижению вредного влияния автотранспорта на экологическую обстановку в Москве", от 11 марта 1997 года N 182 "Об оснащении Управления милиции по предупреждению экологических правонарушений ГУВД г.Москвы специальным оборудованием".

14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.

15. О ходе выполнения постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно в I квартале года, следующего за отчетным.

Мэр Москвы
 Ю.М.Лужков

     

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 25 февраля 2003 года N 102-ПП



ЦЕЛЕВАЯ СРЕДНЕСРОЧНАЯ
экологическая программа города Москвы на 2003-2005 годы

     

Раздел 1

Принципы формирования Программы

1. Настоящая Программа составлена с учетом опыта подготовки и реализации целевых городских программ и решений органов управления, связанных с выполнением мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в г.Москве. Участниками Программы являются все городские структуры.

2. Программой предусматривается создание специального управляющего органа - Дирекции Программы, в функции которой входит следующее:

- контроль за реализацией сроков и целей программных мероприятий;

- сбор информационных данных по выполнению Программы и координация деятельности исполнителей;

- достижение контрольных показателей - индикаторов реализации Программы и получение предложений по корректировке этих показателей;

- обеспечение финансирования намеченных мероприятий в непрерывном режиме;

- оперативная корректировка мероприятий, исходя из текущей ситуации.

3. Программа состоит из самостоятельных, комплексно сформированных блоков, структурированных по результатам, источникам и объемам финансирования, срокам и имеющих собственную конечную цель и контрольные показатели качества и полноты намечаемых работ.

4. Финансирование Программы будет обеспечиваться за счет бюджетных и привлеченных средств.

5. Программа сформирована исходя из анализа:

- существующего состояния окружающей среды, зафиксированного в "Докладе о состоянии окружающей среды г.Москвы в 2000-2001 годах", доложенного на заседании Экологического консультативного Совета при Мэре Москвы 26 апреля 2002 года, и решений, принятых по результатам его рассмотрения;

- действующей Комплексной экологической программы Москвы, принятой постановлением Правительства Москвы от 27.09.94 N 860, результаты и недостатки которой учтены, а переходные мероприятия нашли свое продолжение в новой Программе;

- финансовых ресурсов города и сторонних инвесторов и эффективности их расходования на экологические цели;

- динамики экологических показателей в различных отраслях городского хозяйства;

- действующей системы управления по вопросам природопользования.

6. Программа составлена с учетом действующих в городе целевых программ. При ее формировании учитывались программы жилищного строительства, развития науки и технологий, культуры, образования, здоровья населения Москвы, Генеральный план развития г.Москвы на период до 2020 года, градостроительные планы административных округов, а также Концепция обеспечения экологической безопасности Москвы.

7. В основе Программы лежит Экологическая доктрина РФ, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, целевая федеральная программа "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", прогноз социально-экономического развития Москвы на 2003 год и на период 2003-2005 годов, прогнозируемые экологические последствия реализации Генерального плана развития города Москвы до 2020 года и градостроительных планов развития административных округов.

8. Программа ориентирована на:

- создание комфортных условий проживания горожан на основе улучшения качества окружающей среды города;

- совершенствование системы управления территорией города отдельных отраслей хозяйства для повышения экологической безопасности хозяйственной деятельности в Московской агломерации;

- достижение показателей, утвержденных в базовых документах по развитию города Москвы;

- подготовку методических и правовых основ для реализации целевой долгосрочной экологической программы города Москвы.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании Экологического консультативного Совета при Мэре Москвы. Программа обсуждена и получила одобрение Комиссии по экологической политике Московской городской Думы.

Раздел 2

Паспорт Программы

Наименование Программы:

Целевая среднесрочная экологическая программа города Москвы на 2003-2005 годы

Основания для разработки Программы

Постановление Правительства Москвы от 25.12.2001 N 1171-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы на 2001 год и Программе Правительства Москвы на 2002 год"

Головной государственный заказчик - координатор Программы

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Разработчики Программы

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ООО "Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт экологии города" (НИиПИ ЭГ)

Цели Программы

Целями настоящей Программы являются:

- улучшение экологической обстановки в г.Москве;

- улучшение качества жизни москвичей и снижение заболеваемости и смертности от экологически обусловленных причин;

- повышение экологической безопасности хозяйственной деятельности.

Задачи Программы

Задачами настоящей Программы являются:

- развитие, внедрение экологически ориентированных механизмов управления хозяйственной деятельностью, обеспечивающих снижение негативной антропогенной нагрузки на компоненты окружающей среды и территорию Московской агломерации;

- внедрение современных ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий производства;

- разработка критериев и норм оценки качества окружающей среды и допустимого антропогенного воздействия;

- разработка и внедрение новых экономических механизмов природопользования, обеспечивающих устойчивое развитие Московской агломерации;

- организация контроля экологической ситуации в городе, качества компонентов окружающей среды;

- внедрение скоординированной между Москвой и Московской областью системы переработки и утилизации отходов;

- разработка региональных критериев оценки качества окружающей среды города;

- разработка и материальное оснащение единой городской системы экологического мониторинга;

- разработка научных и инженерно-технических методов управления качеством окружающей среды города;

- создание единой системы управления территориями с природоохранным статусом - особо охраняемых природных территорий и других территорий природного комплекса;

- сохранение и восстановление биологического разнообразия природной флоры и фауны на территориях природного комплекса;

- техническое переоснащение материальной базы ведения хозяйства на особо охраняемых природных территориях;

- научно-техническое обеспечение природоохранной деятельности на территории города;

- разработка системы интеграции экологической информации в систему принятия решений на разных стадиях городского управления.

Сроки реализации Программы

Программа реализуется в 2003-2005 годах

Объемы и источники финансирования

Объем инвестиций на реализацию Программы составляет - 8,9 млрд.руб.

Бюджет города - 7,8 млрд.руб.

Иные источники - 1,1 млрд.руб.

В том числе по годам:

2003 год:

бюджет города - 1,5 млрд.руб.,

иные источники - 0,4 млрд.руб.

2004 год:

бюджет города - 3,3 млрд.руб.,

иные источники - 0,5 млрд.руб.

2005 год:

бюджет города - 2,9 млрд.руб.,

иные источники - 0,1 млрд.руб.

Ожидаемые результаты

В результате выполнения мероприятий Программы к концу 2005 года будут созданы:


- система контроля качества окружающей среды;

- нормативно-правовой механизм привлечения инвестиций в решение экологических проблем города;

- система управления качеством окружающей среды на базе интегрирования экологической информации в систему принятия управленческих решений;

- система управления территориального развития на особо охраняемых природных территориях в природном комплексе;

- система сбора и утилизации твердых бытовых (ТБО) и промышленных отходов в Московской агломерации.

Главными итогами программы станут:

- уменьшение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 64 тыс. тонн;

- сокращение сброса загрязняющих веществ в водные объекты на 5000 тонн в год, в том числе на 4000 тонн в год соединений азота и на 875 тонн в год соединений фосфора;

- увеличение доли очищенного поверхностного стока с застроенных территорий на 15% при условии строительства 20 очистных сооружений в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.04.2001 N 355-ПП;

- устройство шумозащитных полос зеленых насаждений вдоль трассы 3-го транспортного кольца длиной более 15 тыс. метров;

- устройство шумозащитных экранов вдоль трассы 3-го транспортного кольца длиной более 10 тыс. метров;

- очистка и благоустройство 50 прудов и их водоохранных зон;

- увеличение доли перерабатываемых отходов до 65%, что составит 9,75 млн. тонн в год;

- сокращение числа жителей, проживающих в санитарно-защитных зонах на 100 тыс. человек;

- рекультивация почвенного покрова на площади 1064 га;

- доведение обеспеченности зелеными насаждениями общего пользования до 23 кв.м/чел.;

- стабилизация и увеличение биологического разнообразия природной флоры и фауны; сокращение расхода природных ресурсов; упорядочение взаимодействия между органами власти и природопользователями в границах Московской агломерации.

Ежегодный суммарный предотвращенный экологический ущерб от снижения негативного воздействия на окружающую среду составит около 10 млрд.руб. Уменьшение площади территорий с "очень высоким" уровнем загрязнения почв на 2,8 га. Создание новых озелененных объектов общего пользования на площади 2800 га.

Реконструкция объектов озеленения на площади более 1500 га. Из них подавление очагов распространения вредителей растений на площади более 1000 га. Предупреждение развития негативных геологических процессов на площади более 680 га.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за ходом реализации и выполнения Программы осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»