ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе "Развитие и
использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2003-2005 годах"

(с изменениями на 14 мая 2005 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 14 октября 2003 года N 71-оз (Вестник правительства Ленинградской области, N 26, 10.11.2003);

Законом Ленинградской области от 31 декабря 2003 года N 108-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 3, 30.01.2004);     
     Законом Ленинградской области от 11 мая 2004 года N 27-оз
(Вести, N 56, 20.05.2004);

Законом Ленинградской области от 30 декабря 2004 года N 126-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 1, 08.02.2005);

Законом Ленинградской области от 14 мая 2005 года N 36-оз (Вестник Правительства Ленинградской области N 23, 14.06.2005).

____________________________________________________________________

     

Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
28 января 2003 года

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2003-2005 годах".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

 Санкт-Петербург

13 февраля 2003 года

N 10-оз

 УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 13 февраля 2003 года N 10-оз
(приложение)

     

Региональная целевая программа
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2003-2005 годах"

(с изменениями на 14 мая 2005 года)

     

Паспорт
региональной целевой программы "Развитие и
использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2003-2005 годах"

(с изменениями на 14 мая 2005 года)

Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2003-2005 годах" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 года N 2395-1;
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ;
постановление Правительства Ленинградской области от 30 декабря 1998 года N 42 "Об утверждении Основных направлений по оздоровлению окружающей природной среды Ленинградской области на период до 2005 года"

Срок реализации Программы

2003-2005 годы

Цель Программы

Обеспечение потребности социально-экономического развития области в минерально-сырьевых ресурсах

Основные задачи и мероприятия Программы

1. Обеспечение сбалансированного соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых.

2. Поиск, разведка и добыча новых месторождений полезных ископаемых с учетом требований в области охраны окружающей среды.

3. Геолого-экологические исследования и внедрение новых технологий при добыче и переработке минерального сырья.

4. Экономическая оценка воздействия недропользования на окружающую среду, рекультивация земель и обращение с отходами горнодобывающей и перерабатывающей промышленности Ленинградской области.

5. Информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе

57994 миллиона рублей из областного бюджета,
в том числе на 2003 год - 22,094 миллиона рублей из областного бюджета

(строка в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2005 года Законом Ленинградской области от 30 декабря 2004 года N 126-оз, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы

     1. Восполнение промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых не менее чем на:
     строительного камня - 4 миллиона куб. метров,
     облицовочного камня - 50 тысяч куб. метров,
     песка строительного - один миллион куб. метров,
     песчано-гравийных материалов - 500 тысяч куб.    метров,
     песка стекольного - 15 миллионов тонн,
     торфа - 23 миллиона тонн.
     2. Выявление перспективных площадей и проявлений нетрадиционных видов полезных ископаемых: железомарганцевых руд, алмазов и других.
     3. Создание не менее 450 новых рабочих мест,

     в том числе трудоустройство:
     в Выборгском районе - 150 человек,
     в Приозерском районе - 120 человек,
     в Кингисеппском районе - 60 человек,
     в Подпорожском районе - 50 человек.
     4. Повышение бюджетной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов за счет дополнительных доходов областного бюджета: с вводимых в освоение новых месторождений, в том числе в 2003 году:
     налога на добычу полезных ископаемых - 44,5 миллиона рублей,
     платежей за пользование недрами - 0,5 миллиона рублей,
     платежи за добычу и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (погашение задолженности за предыдущие годы) - 1,7 миллиона рублей.
     5. Повышение экономической эффективности действующих горнодобывающих предприятий за счет освоения новых востребованных видов минерального сырья, перехода на энерго- и ресурсосберегающие технологии.
     6. Обеспечение сохранения качества окружающей среды за счет применения новых технологий добычи и переработки минерального сырья, утилизации отходов добывающих предприятий, размещения объектов рекреации и жилищного строительства с учетом радоноопасности и других природных факторов

Разработчик Программы

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Сроки разработки Программы

2002 год с ежегодной корректировкой перечня мероприятий в соответствии с фактически выделенным объемом финансирования

Представитель заказчика

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Основной исполнитель Программы

Ленинградское областное государственное учреждение "Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды"

(строка в редакции, введенной в действие с 14 июня 2005 года Законом Ленинградской области от 14 мая 2005 года N 36-оз, - см. предыдущую редакцию)

Руководитель Программы: фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона, адрес

Дедов Михаил Александрович - председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, тел. 276-62-35, ул.Смольного, 3

Постановление о разработке Программы

Постановление Правительства Ленинградской области от 26 сентября 2002 года N 167 "О проекте областного закона "О региональной целевой программе "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2003-2005 годах"

Система организации контроля за выполнением Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляется представителем государственного заказчика - комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, за целевым использованием финансовых средств - комитетом финансов Ленинградской области

        

     

1. Оценка состояния минерально-сырьевой базы и
обоснование целей и задач Программы

     

1.1. Оценка современного состояния минерально-сырьевой
базы Ленинградской области


Горно-промышленный комплекс области представлен такими крупными градообразующими предприятиями как открытые акционерные общества "Бокситогорский глинозем", "Фосфорит", "Ленинградсланец" и другие. В области имеются 55 заводов по производству железобетонных изделий и конструкций, строительных деталей, асфальта и тому подобного, а также несколько десятков добывающих и перерабатывающих предприятий, разрабатывающих месторождения нерудного сырья, в основном для строительной индустрии и производства органических удобрений.

Поскольку в отличие от ряда других природных ресурсов (водные и лесные ресурсы, животный мир) полезные ископаемые являются невозобновимым ресурсом, то всегда необходимо учитывать, что после полной отработки месторождения добывающее предприятие подлежит ликвидации или перепрофилированию. Поэтому своевременное решение проблем развития минерально-сырьевой базы и, в частности, прироста разведанных запасов полезных ископаемых, востребованных на рынке, имеет не только экономическое, но и важное социальное значение.

Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области включает 26 наименований, из них важнейшими являются бокситы, фосфориты, горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, огнеупорные и цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых, используемых главным образом для производства строительных материалов и органических удобрений.

Обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых различна в зависимости от их вида и освоения месторождений. Имеется острый дефицит разведанных запасов бокситов, кварцевых стекольных песков, светложгущихся керамических огнеупорных глин, а также кондиционных песков и песчано-гравийного материала на участках недр вблизи строящихся и проектируемых федеральных и областных объектов строительства. Обеспеченность запасами большинства других видов полезных ископаемых по предварительной оценке могла бы считаться удовлетворительной, но их освоение во многих случаях затрудняется сложными геологическими условиями, градостроительными и экологическими ограничениями, необходимостью больших затрат на создание инфрастуктуры. Существенные коррективы вносит переоценка ряда месторождений по критериям рыночной экономики, в ходе которой запасы ряда месторождений переходят в забалансовые. При освоении месторождений не всегда подтверждается качество утвержденных запасов, например облицовочного камня, песков строительных и тому подобного. Часть месторождений, проявлений и перспективных площадей оказываются застроенными, поскольку землеотводы осуществлялись без согласования с геологической службой и госгортехнадзором. В связи с указанным фактическое сокращение балансовых запасов полезных ископаемых достигает 30 и более процентов.

Необходимы инвестиции в поиск нетрадиционных новых видов полезных ископаемых: железо-марганцевых конкреций, алмазов, углеводородного сырья, золота, полиметаллов, геотермальных источников тепла.

Приоритетными мероприятиями, которые смогут обеспечить стабилизацию, а затем и улучшение качества окружающей среды, являются геоэкологические. Степень благоприятности геоэкологической обстановки на территории области определяется, с одной стороны, природными геологическими факторами, с другой - существующей техногенной нагрузкой.

Из природных геологических факторов в области наибольшее значение имеют проблемы, связанные с радоноопасностью и тектонически активными площадями.

Техногенные факторы связаны с загрязнением среды ядовитыми газами и пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн при добыче строительного и облицовочного камней. Значительные площади занимают земли под накопленными отсевами и отходами как добывающих предприятий, так и предприятий других отраслей. Многие предприятия используют устаревшие технологии добычи и переработки минерального сырья, например строительного камня, что приводит к недопустимо высокому уровню отрицательного воздействия на окружающую среду.

Исходя из указанной оценки состояния минерально-сырьевой базы, следует отметить основные проблемы, которые необходимо решать в ближайшее время:

1. Отсутствие до настоящего времени утвержденной Правительством Ленинградской области стратегии развития минерально-сырьевого комплекса. По этой причине неудовлетворительное до 2000 года финансирование геологоразведочных работ не позволило добиться сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по многим видам полезных ископаемых. Состояние сырьевых баз ряда горнодобывающих предприятий ухудшилось в связи с истощением запасов (например, бокситов), снижением качественных и экономических характеристик, усложнением условий отработки месторождений (например, сланцев и других).

2. Несовершенство действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, не обеспечивает оптимальное изъятие ренты в доход государства при использовании минеральных ресурсов. Отсутствует реальная экономическая ответственность недропользователей за причинение государству ущерба при нерациональном использовании участков недр, за нарушение установленных лицензией условий недропользования, проектов отработки месторождений, стандартов и правил ведения работ по добыче.

3. Из-за недостаточности и несовершенства государственного контроля за соблюдением условий недропользования не обеспечен необходимый уровень бюджетной и социальной эффективности использования минерального сырья. Массовый характер приняла безлицензионная добыча песков и песчано-гравийного материала вблизи строящихся федеральных и областных объектов.

4. Прекращение на большинстве горнодобывающих предприятий обновления основных фондов, низкий уровень применяемых технологий добычи и переработки минерального сырья обусловили низкую конкурентоспособность производимой продукции, неприемлемо высокий уровень отрицательного воздействия на окружающую природную среду, накопление отсевов и отходов.

Неудовлетворительная оценка состояния минерально-сырьевого комплекса определяет формирование четко обозначенных целей и задач в рамках среднесрочной Программы.

1.2. Цель и задачи Программы


Целью Программы является обеспечение стабилизации и расширения минерально-сырьевой базы действующих и проектируемых добывающих предприятий, выявление новых видов полезных ископаемых за счет комплексного систематического геологического изучения территории Ленинградской области.

Реализация Программы обеспечит решение следующих основных задач:

формирование государственной политики в сфере минерально-сырьевого комплекса Ленинградской области, обеспечивающей ее устойчивое развитие;

резкое повышение бюджетной и социальной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов;

информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов;

обеспечение сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых.

1.3. Связь с другими социально-экономическими
программами Правительства Ленинградской области


Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с другими действующими на территории Ленинградской области региональными целевыми программами: "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы" и "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2003 год" (в части, относящейся к геолого-экологическим проблемам, контролю за состоянием и охраной недр).

В Программе отсутствуют мероприятия по использованию и охране подземных вод, поскольку в связи с изменением налогового законодательства месторождения пресных подземных вод отнесены к подземным водным объектам, за пользование которыми в целях водоснабжения взимается не налог на добычу полезных ископаемых, а плата за пользование водными объектами в размерах, утвержденных областным законом от 10 июня 2002 года N 19-оз. Мероприятия по изучению и охране подземных вод включены в региональную целевую программу "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы".

2. Обоснование мероприятий Программы и расчет
необходимого ресурсного обеспечения

     

2.1. План реализации Программы


Расчет необходимого финансирования по объектам выполнен на основе проектно-сметной документации, составленной по нормативам Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Для обоснования объемов требуемых средств по новым объектам использованы предварительные сметно-финансовые расчеты. Предусмотренные объемы финансирования по этим объектам могут быть откорректированы в ходе уточнения геологических заданий и утверждения проектно-сметной документации.

Программа сформирована по следующим базовым разделам:

     

Раздел 1
Анализ состояния минерально-сырьевой базы и перспектив ее расширения


На 2003 год финансирование по разделу планируется в объеме 12,316 миллиона рублей, на 2004 и 2005 годы - 9,695 и 5,251 миллиона рублей соответственно (абзац в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2005 года Законом Ленинградской области от 30 декабря 2004 года N 126-оз, - см. предыдущую редакцию).


В рамках раздела выполняются следующие наиболее крупные работы:

разработка (завершение) долгосрочной программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области на период до 2010 года";

методическое сопровождение утвержденных региональных целевых программ развития минерально-сырьевой базы обусловлено большим объемом работ по подготовке (проверке) расчетов поступления в бюджетную систему налога на добычу полезных ископаемых и регулярных платежей за пользование недрами, проектов региональных целевых программ геологического изучения на предстоящий год, по подготовке проектов и экспертизе технических заданий на проведение работ, по приемке актировок и отчетов о выполненных работах, подготовка научно-технических советов и геологическая экспертиза отчетов в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (до 1 января 2002 года сопровождение осуществлялось Департаментом природных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Северо-Западному региону, являвшимся бюджетополучателем);

инвентаризация распределенного и нераспределенного фондов недр, в том числе по каждому муниципальному образованию, с подготовкой предложений Правительству Ленинградской области и органам местного самоуправления по развитию минерально-сырьевой базы на основе геолого-экономической оценки запасов и применения информационных технологий для принятия управленческих решений;

поэтапная организация и ведение мониторинга использования минерально-сырьевых ресурсов на основе дистанционных методов контроля за состоянием и использованием недр;

издание печатных материалов о недрах Ленинградской области и стимулирование открытий месторождений полезных ископаемых.

Раздел 2
Оценка перспектив выявления новых видов
минерального сырья нетрадиционных источников энергии


В ходе последних исследований по опорным глубинным геофизическим профилям, а также поисковых работ в акватории Финского залива и на Лужской площади научно обосновано и подтверждено вескими практическими аргументами наличие в области месторождений железомарганцевых конкреций, алмазов, углеводородного сырья, золота, полиметаллов и геотермальных источников тепла. Поисково-оценочные работы на железомарганцевые конкреции в акватории Финского залива и алмазы на Лужской площади осуществляются за счет инвестиций, привлеченных владельцами лицензий (обществами с ограниченной ответственностью "Петротранс" и "Петродайм" соответственно). В целях привлечения инвестиций на аналогичные работы по поиску углеводородного сырья необходима подготовка пакета геологической информации для последующей организации конкурса на право проведения поисково-оценочных работ на наиболее перспективных участках. Специалистами Всероссийского научно-исследовательского геологоразведочного института в 1994 году дан положительный прогноз на нефтегазоносность для двух структур - Пашско-Ладожского и Онежского авлакогенов. В объект включены площади, рекомендованные Всероссийским научно-исследовательским геологоразведочным институтом, а также участки, уточненные по результатам работ закрытого акционерного общества "Координационный центр "Росгеофизика" в 2000-2002 годах.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»