О региональной целевой программе "Развитие и
использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2003-2005 годах"
(с изменениями на 14 мая 2005 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 14 октября 2003 года N 71-оз (Вестник правительства Ленинградской области, N 26, 10.11.2003);
Законом Ленинградской области от 31 декабря 2003 года N 108-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 3, 30.01.2004);
Законом Ленинградской области от 11 мая 2004 года N 27-оз (Вести, N 56, 20.05.2004);
Законом Ленинградской области от 30 декабря 2004 года N 126-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 1, 08.02.2005);
Законом Ленинградской области от 14 мая 2005 года N 36-оз (Вестник Правительства Ленинградской области N 23, 14.06.2005).
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
28 января 2003 года
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2003-2005 годах".
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург
13 февраля 2003 года
N 10-оз
Региональная целевая программа
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2003-2005 годах"
(с изменениями на 14 мая 2005 года)
(с изменениями на 14 мая 2005 года)
Полное наименование Программы | Региональная целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2003-2005 годах" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации "О недрах" от 21 февраля 1992 года N 2395-1; |
Срок реализации Программы | 2003-2005 годы |
Цель Программы | Обеспечение потребности социально-экономического развития области в минерально-сырьевых ресурсах |
Основные задачи и мероприятия Программы | 1. Обеспечение сбалансированного соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых. 2. Поиск, разведка и добыча новых месторождений полезных ископаемых с учетом требований в области охраны окружающей среды. 3. Геолого-экологические исследования и внедрение новых технологий при добыче и переработке минерального сырья. 4. Экономическая оценка воздействия недропользования на окружающую среду, рекультивация земель и обращение с отходами горнодобывающей и перерабатывающей промышленности Ленинградской области. 5. Информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе | 57994 миллиона рублей из областного бюджета, |
(строка в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2005 года Законом Ленинградской области от 30 декабря 2004 года N 126-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы | 1. Восполнение промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых не менее чем на: |
в том числе трудоустройство: | |
Разработчик Программы | Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области |
Сроки разработки Программы | 2002 год с ежегодной корректировкой перечня мероприятий в соответствии с фактически выделенным объемом финансирования |
Представитель заказчика | Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области |
Основной исполнитель Программы | Ленинградское областное государственное учреждение "Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды" |
(строка в редакции, введенной в действие с 14 июня 2005 года Законом Ленинградской области от 14 мая 2005 года N 36-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
Руководитель Программы: фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона, адрес | Дедов Михаил Александрович - председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, тел. 276-62-35, ул.Смольного, 3 |
Постановление о разработке Программы | |
Система организации контроля за выполнением Программы | Контроль за выполнением Программы осуществляется представителем государственного заказчика - комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, за целевым использованием финансовых средств - комитетом финансов Ленинградской области |
Горно-промышленный комплекс области представлен такими крупными градообразующими предприятиями как открытые акционерные общества "Бокситогорский глинозем", "Фосфорит", "Ленинградсланец" и другие. В области имеются 55 заводов по производству железобетонных изделий и конструкций, строительных деталей, асфальта и тому подобного, а также несколько десятков добывающих и перерабатывающих предприятий, разрабатывающих месторождения нерудного сырья, в основном для строительной индустрии и производства органических удобрений.
Поскольку в отличие от ряда других природных ресурсов (водные и лесные ресурсы, животный мир) полезные ископаемые являются невозобновимым ресурсом, то всегда необходимо учитывать, что после полной отработки месторождения добывающее предприятие подлежит ликвидации или перепрофилированию. Поэтому своевременное решение проблем развития минерально-сырьевой базы и, в частности, прироста разведанных запасов полезных ископаемых, востребованных на рынке, имеет не только экономическое, но и важное социальное значение.
Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области включает 26 наименований, из них важнейшими являются бокситы, фосфориты, горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, огнеупорные и цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых, используемых главным образом для производства строительных материалов и органических удобрений.
Обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых различна в зависимости от их вида и освоения месторождений. Имеется острый дефицит разведанных запасов бокситов, кварцевых стекольных песков, светложгущихся керамических огнеупорных глин, а также кондиционных песков и песчано-гравийного материала на участках недр вблизи строящихся и проектируемых федеральных и областных объектов строительства. Обеспеченность запасами большинства других видов полезных ископаемых по предварительной оценке могла бы считаться удовлетворительной, но их освоение во многих случаях затрудняется сложными геологическими условиями, градостроительными и экологическими ограничениями, необходимостью больших затрат на создание инфрастуктуры. Существенные коррективы вносит переоценка ряда месторождений по критериям рыночной экономики, в ходе которой запасы ряда месторождений переходят в забалансовые. При освоении месторождений не всегда подтверждается качество утвержденных запасов, например облицовочного камня, песков строительных и тому подобного. Часть месторождений, проявлений и перспективных площадей оказываются застроенными, поскольку землеотводы осуществлялись без согласования с геологической службой и госгортехнадзором. В связи с указанным фактическое сокращение балансовых запасов полезных ископаемых достигает 30 и более процентов.
Необходимы инвестиции в поиск нетрадиционных новых видов полезных ископаемых: железо-марганцевых конкреций, алмазов, углеводородного сырья, золота, полиметаллов, геотермальных источников тепла.
Приоритетными мероприятиями, которые смогут обеспечить стабилизацию, а затем и улучшение качества окружающей среды, являются геоэкологические. Степень благоприятности геоэкологической обстановки на территории области определяется, с одной стороны, природными геологическими факторами, с другой - существующей техногенной нагрузкой.
Из природных геологических факторов в области наибольшее значение имеют проблемы, связанные с радоноопасностью и тектонически активными площадями.
Техногенные факторы связаны с загрязнением среды ядовитыми газами и пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн при добыче строительного и облицовочного камней. Значительные площади занимают земли под накопленными отсевами и отходами как добывающих предприятий, так и предприятий других отраслей. Многие предприятия используют устаревшие технологии добычи и переработки минерального сырья, например строительного камня, что приводит к недопустимо высокому уровню отрицательного воздействия на окружающую среду.
Исходя из указанной оценки состояния минерально-сырьевой базы, следует отметить основные проблемы, которые необходимо решать в ближайшее время:
1. Отсутствие до настоящего времени утвержденной Правительством Ленинградской области стратегии развития минерально-сырьевого комплекса. По этой причине неудовлетворительное до 2000 года финансирование геологоразведочных работ не позволило добиться сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по многим видам полезных ископаемых. Состояние сырьевых баз ряда горнодобывающих предприятий ухудшилось в связи с истощением запасов (например, бокситов), снижением качественных и экономических характеристик, усложнением условий отработки месторождений (например, сланцев и других).
2. Несовершенство действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, не обеспечивает оптимальное изъятие ренты в доход государства при использовании минеральных ресурсов. Отсутствует реальная экономическая ответственность недропользователей за причинение государству ущерба при нерациональном использовании участков недр, за нарушение установленных лицензией условий недропользования, проектов отработки месторождений, стандартов и правил ведения работ по добыче.
3. Из-за недостаточности и несовершенства государственного контроля за соблюдением условий недропользования не обеспечен необходимый уровень бюджетной и социальной эффективности использования минерального сырья. Массовый характер приняла безлицензионная добыча песков и песчано-гравийного материала вблизи строящихся федеральных и областных объектов.
4. Прекращение на большинстве горнодобывающих предприятий обновления основных фондов, низкий уровень применяемых технологий добычи и переработки минерального сырья обусловили низкую конкурентоспособность производимой продукции, неприемлемо высокий уровень отрицательного воздействия на окружающую природную среду, накопление отсевов и отходов.
Неудовлетворительная оценка состояния минерально-сырьевого комплекса определяет формирование четко обозначенных целей и задач в рамках среднесрочной Программы.
Целью Программы является обеспечение стабилизации и расширения минерально-сырьевой базы действующих и проектируемых добывающих предприятий, выявление новых видов полезных ископаемых за счет комплексного систематического геологического изучения территории Ленинградской области.
Реализация Программы обеспечит решение следующих основных задач:
формирование государственной политики в сфере минерально-сырьевого комплекса Ленинградской области, обеспечивающей ее устойчивое развитие;
резкое повышение бюджетной и социальной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов;
информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов;
обеспечение сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых.
Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с другими действующими на территории Ленинградской области региональными целевыми программами: "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы" и "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2003 год" (в части, относящейся к геолого-экологическим проблемам, контролю за состоянием и охраной недр).
В Программе отсутствуют мероприятия по использованию и охране подземных вод, поскольку в связи с изменением налогового законодательства месторождения пресных подземных вод отнесены к подземным водным объектам, за пользование которыми в целях водоснабжения взимается не налог на добычу полезных ископаемых, а плата за пользование водными объектами в размерах, утвержденных областным законом от 10 июня 2002 года N 19-оз. Мероприятия по изучению и охране подземных вод включены в региональную целевую программу "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы".
Расчет необходимого финансирования по объектам выполнен на основе проектно-сметной документации, составленной по нормативам Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Для обоснования объемов требуемых средств по новым объектам использованы предварительные сметно-финансовые расчеты. Предусмотренные объемы финансирования по этим объектам могут быть откорректированы в ходе уточнения геологических заданий и утверждения проектно-сметной документации.
Программа сформирована по следующим базовым разделам:
На 2003 год финансирование по разделу планируется в объеме 12,316 миллиона рублей, на 2004 и 2005 годы - 9,695 и 5,251 миллиона рублей соответственно (абзац в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2005 года Законом Ленинградской области от 30 декабря 2004 года N 126-оз, - см. предыдущую редакцию).
В рамках раздела выполняются следующие наиболее крупные работы:
разработка (завершение) долгосрочной программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области на период до 2010 года";
методическое сопровождение утвержденных региональных целевых программ развития минерально-сырьевой базы обусловлено большим объемом работ по подготовке (проверке) расчетов поступления в бюджетную систему налога на добычу полезных ископаемых и регулярных платежей за пользование недрами, проектов региональных целевых программ геологического изучения на предстоящий год, по подготовке проектов и экспертизе технических заданий на проведение работ, по приемке актировок и отчетов о выполненных работах, подготовка научно-технических советов и геологическая экспертиза отчетов в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации (до 1 января 2002 года сопровождение осуществлялось Департаментом природных ресурсов Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Северо-Западному региону, являвшимся бюджетополучателем);
инвентаризация распределенного и нераспределенного фондов недр, в том числе по каждому муниципальному образованию, с подготовкой предложений Правительству Ленинградской области и органам местного самоуправления по развитию минерально-сырьевой базы на основе геолого-экономической оценки запасов и применения информационных технологий для принятия управленческих решений;
поэтапная организация и ведение мониторинга использования минерально-сырьевых ресурсов на основе дистанционных методов контроля за состоянием и использованием недр;
издание печатных материалов о недрах Ленинградской области и стимулирование открытий месторождений полезных ископаемых.
В ходе последних исследований по опорным глубинным геофизическим профилям, а также поисковых работ в акватории Финского залива и на Лужской площади научно обосновано и подтверждено вескими практическими аргументами наличие в области месторождений железомарганцевых конкреций, алмазов, углеводородного сырья, золота, полиметаллов и геотермальных источников тепла. Поисково-оценочные работы на железомарганцевые конкреции в акватории Финского залива и алмазы на Лужской площади осуществляются за счет инвестиций, привлеченных владельцами лицензий (обществами с ограниченной ответственностью "Петротранс" и "Петродайм" соответственно). В целях привлечения инвестиций на аналогичные работы по поиску углеводородного сырья необходима подготовка пакета геологической информации для последующей организации конкурса на право проведения поисково-оценочных работ на наиболее перспективных участках. Специалистами Всероссийского научно-исследовательского геологоразведочного института в 1994 году дан положительный прогноз на нефтегазоносность для двух структур - Пашско-Ладожского и Онежского авлакогенов. В объект включены площади, рекомендованные Всероссийским научно-исследовательским геологоразведочным институтом, а также участки, уточненные по результатам работ закрытого акционерного общества "Координационный центр "Росгеофизика" в 2000-2002 годах.