от 30 декабря 1998 года N 42
Об утверждении Основных направлений
по оздоровлению окружающей природной среды
Ленинградской области на период до 2005 года
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 25 ноября 2005 года N 302
____________________________________________________________________
В целях улучшения экологической ситуации в Ленинградской области и совершенствования управления охраной окружающей природной среды Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления по оздоровлению окружающей природной среды Ленинградской области на период до 2005 года, разработанные Государственным комитетом по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области совместно с комитетом природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, Санкт-Петербургским отделением Российской академии наук, а также другими специально уполномоченными органами в сфере охраны окружающей природной среды при участии Федерации профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
2. Разработать на основании утвержденных Основных направлений целевую комплексную программу по оздоровлению окружающей природной среды Ленинградской области на период до 2005 года.
Заказчиком целевой комплексной программы определить Государственный комитет по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Ленкомэкология).
Конкретные источники финансирования целевой комплексной программы по объектам областного и федерального значения в соответствии с Основными направлениями определить в процессе разработки программы.
3. Ленкомэкологии совместно с комитетом природопользования и экологической безопасности Ленинградской области ежегодно начиная с 1999 года представлять на утверждение в Госкомэкологию России уточненный перечень мероприятий и работ по объектам федерального значения, комитету природопользования и экологической безопасности - делать это по объектам областного и муниципального значения.
4. Комитету природопользования и экологической безопасности Ленинградской области и Ленкомэкологии принять действенные меры по обеспечению финансирования природоохранных мероприятий, предусмотренных в федеральных программах и затрагивающих интересы Ленинградской области, за счет средств Федерального экологического фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
5. Комитету природопользования и экологической безопасности:
5.1. Обеспечить в 1999 году финансирование разработки целевой комплексной программы по оздоровлению окружающей природной среды Ленинградской области на период до 2005 года за счет средств внебюджетного экологического фонда Ленинградской области и внебюджетных экологических фондов муниципальных образований - районов и городов.
5.2.Осуществлять координацию разработки целевой комплексной программы.
5.3. По завершении разработки согласовать проект целевой комплексной программы с комитетом по экономике и инвестициям и комитетом финансов для обеспечения своевременного финансирования и учета расходов в бюджете Ленинградской области на соответствующий год.
6. Предложить главам муниципальных образований Ленинградской области:
6.1. Ежегодно разрабатывать программу природоохранных работ в районе, городе с учетом планов природоохранных мероприятий всех природопользователей.
6.2. Обеспечивать выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с ранее утвержденными проектами и контроль за соблюдением природопользователями природоохранных требований на территории района, города.
7. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области по агропромышленному комплексу Голохвастова Ю.И.
Исполняющий обязанности
Губернатора Ленинградской области
В.Сердюков
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 30 декабря 1998 года N 42
Пояснительная записка
В Ленинградской области на протяжении последних 20 лет проводится планомерная работа по улучшению экологической обстановки. Осуществленные за это время природоохранные мероприятия для предприятий различных отраслей промышленности (машиностроения, химической, нефтехимической, энергетики, целлюлозно-бумажной) и коммунального хозяйства были предусмотрены постановлениями Совета Министров СССР от 16 июля 1976 года N 567 "О мерах по усилению охраны от загрязнения бассейна Балтийского моря" и от 7 декабря 1984 года N 1212 "О дополнительных мерах по обеспечению охраны и рационального использования водных и других природных ресурсов бассейна озер Ладожского, Онежского и Ильмень".
В 1989 году отделом охраны окружающей среды Плановой комиссии Леноблисполкома совместно с Комитетом по охране природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ныне - Ленкомэкология) и Леноблсоветом была составлена Адресная программа мероприятий по оздоровлению природной среды Ленинградской области на период 1990-1995 годы, которая предусматривала выполнение только водоохранных мероприятий на 214 объектах, в том числе строительство и расширение городских и поселковых очистных сооружений Приморска, Высоцка, Бокситогорска, Любани, Тосно, Подпорожья, Луги, Волосово и других, а также строительство очистных сооружений и навозохранилищ в 39 совхозах области. Выполнение этой программы должно было оздоровить водоохранную обстановку и уменьшить нагрузку на водоемы бассейна Балтийского моря и Ладожского озера.
В период с 1984 по 1996 год осуществлен ввод в эксплуатацию городских очистных сооружений городов Приозерска и Светогорска, ввод систем оборотного водоснабжения на ряде крупных предприятий (Бокситогорский завод объединения "Глинозем", Тихвинский завод "Трансмаш"); закрыт Приозерский целлюлозно-бумажный завод, в результате чего произошло значительное сокращение массы сбрасываемых загрязняющих веществ.
Однако сложная экономическая ситуация не позволила выполнить эту программу полностью. Кроме того, ранее выполненные мероприятия и сооружения природоохранного назначения утратили свой положительный эффект в связи со спадом производства, перепрофилированием или “рассыпанием” объекта природопользования на значительное число самостоятельных производств.
В настоящее время экологическая обстановка в Ленинградской области стабилизировалась, но находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое может быть нарушено в случае нового индустриального и транспортного подъема. Чтобы избежать ухудшения обстановки необходимо закрепить и в ближайшем будущем усилить положительные достижения последних лет в сфере охраны окружающей среды.
В этой связи назрела необходимость разработки новой экологической стратегии и программы природоохранных мероприятий в Ленинградской области.
По поручению Правительства Ленинградской области Государственный комитет по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области совместно с комитетом природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, Санкт-Петербургским отделением Российской академии наук, а также другими специально уполномоченными органами в сфере охраны окружающей природной среды (Управление "Севзапрыбвод", Ленинградская инспекция Северо-Европейского округа Госатомнадзора России, Северо-Западный региональный геологический центр, центр Госсанэпиднадзора в Ленинградской области, комитет по лесу Ленинградской области, комитет по охотничьему хозяйству Ленинградской области и другие) при участии Федерации профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области разработали проект Основных направлений по оздоровлению окружающей природной среды Ленинградской области на период до 2005 года с учетом предложений муниципальных образований Ленинградской области.
В Основных направлениях учтены основные положения Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 440; приграничный статус территории Ленинградской области и требования действующих на ней де-факто межгосударственных многосторонних и двусторонних соглашений в сфере охраны окружающей среды.
В раздел “Водные ресурсы” не включен большой объем необходимых для Ленинградской области работ, касающихся разработки нормативно-правовой базы, состояния водоохранных зон и прибрежных полос рек, очистки русел рек и иных работ, так как они нашли свое отражение в Основных направлениях водоохранных и водохозяйственных работ в Ленинградской области на период до 2005 года, утвержденных постановлением Правительства области от 15 октября 1996 года N 449.
Территория Ленинградской области включает в себя водосборные бассейны Балтийского и Каспийского морей и Ладожского озера. Наличие на территории региона природных систем и объектов федеральной собственности (Ладожское озеро, территориальные воды Финского залива и т.д.) требует специальных законодательных решений как на уровне двусторонних связей между субъектами Федерации, так и законодательно-нормативных решений федерального уровня. Кроме того, на территории Ленинградской области действуют международные соглашения России - Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (Хельсинкская Конвенция), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, Федеральная целевая программа "Возрождение Волги". Международные обязательства конкретизированы в программе мер по сокращению загрязнения водных объектов и осуществлению водоохранных мероприятий в бассейне Балтийского моря, принятой Российской Федерацией и Финляндской Республикой в мае 1992 года. Поэтому безусловно межрегиональной проблемой остается достижение устойчивых показателей улучшения качества вод Ладожского озера.
Ладожское озеро - крупнейший пресноводный водоем в Европе. Непосредственно в озеро впадают 32 реки (не считая малых водотоков), а вытекает только Нева. Общий объем загрязненных сточных вод, поступающих непосредственно в озеро, ежегодно составляет около 400 млн. куб. метров, причем более половины этого объема - от Ленинградской области.
В последнее время наблюдается тенденция к снижению биогенных нагрузок на Ладожское озеро, что связывается с сокращением использования минеральных и органических удобрений, скорее по экономическим, а не по природоохранным мотивам. Однако показатели улучшения качества вод Ладожского озера, к сожалению, не достигают пока требуемых нормативных значений. Загрязняющие вещества поступают в озеро с речным стоком, со сточными водами промышленных и сельскохозяйственных предприятий (непосредственно расположенных на берегу озера), с атмосферными осадками. В то же время, по данным Ленинградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды, полностью прекращены комплексные наблюдения за состоянием водной экосистемы Ладожское озеро - река Нева - Невская губа - восточная часть Финского залива (в частности, систематические наблюдения за качеством вод Ладожского озера не ведутся с 1990 года). Это относится и к речным системам Ленинградской области, на которых также происходит закрытие постов или сокращение программы наблюдений на пока еще действующих постах. Поэтому необходимо в целях получения объективной информации о состоянии водных экосистем восстановить сети и программы мониторинга, в первую очередь на Ладожском озере, с выделением необходимого финансирования, и в дальнейшем проводить работы по охране и очистке Ладожского озера и его акватории.
Практически по каждому району Ленинградской области требуется выполнение работ как по строительству новых очистных сооружений, так и по реконструкции уже существующих. Даже в районных центрах Ленинградской области Волхове, Всеволожске, Кировске, Луге, Подпорожье имеющиеся очистные сооружения перегружены по объемам обрабатываемых сточных вод и, соответственно, не могут обеспечить их эффективной очистки. Еще хуже складывается ситуация в небольших поселках, где в силу социально-экономических причин даже имеющиеся очистные сооружения во многих случаях не эксплуатируются должным образом и находятся в аварийном состоянии. Массовые мероприятия по передаче сооружений на баланс муниципальных объединений жилищно-коммунального хозяйства, прошедшие во многих районах Ленинградской области в 1995-1996 годах, не исправили положения из-за отсутствия финансирования.
Крайне необходимо проведение мероприятий по некоторым наиболее крупным предприятиям области (ОАО "Светогорск", Выборгский ЦБК и другие), поименованным в международных соглашениях.
Многочисленные водные объекты - одно из важнейших достояний Ленинградской области, которая является одной из самых озерных на Русской равнине: 1800 озер занимают 14 процентов ее территории. Суммарная длина более 50 тысяч водотоков в гидрографической сети превышает 221 тыс. километров. Требует внимания также и проблема снабжения питьевой водой. Запасы пресной воды в поверхностных источниках оцениваются в 1280 куб. километров, а в подземных (включая минеральные источники) - 320 куб. километров. По количеству пресной воды на одного жителя Ленинградская область занимает одно из ведущих мест в России.
Водное хозяйство необходимо приводить к единой системе управления водопользованием и охраной водных ресурсов. Опыт зарубежных стран показывает, что необходимо создавать интегрированную систему управления водными ресурсами, с помощью которой появится возможность прогнозировать ситуацию и обоснованно принимать адекватные решения.
Современное водоснабжение многих городов и поселков Ленинградской области основывается почти исключительно на поверхностных источниках. По ряду причин в настоящее время использование таких источников водоснабжения нельзя признать полностью удовлетворительным. На водосборной территории водных объектов часто расположены сельскохозяйственные угодья, многочисленные садоводческие участки (многие из которых находятся непосредственно в водоохранной зоне рек), бытовые и промышленные свалки, населенные пункты, военные городки. Для восстановления и обеспечения экологического благополучия используемых водных источников требуется проведение определенного комплекса водоохранных мер.
Как альтернативный в данной ситуации и более благоприятный в отношении качества воды вариант следует рассматривать использование в качестве источника водоснабжения подземных вод, запасы которых в отдельных районах Ленинградской области значительны и которые обладают наибольшей санитарной надежностью и безопасностью в отношении чрезвычайных ситуаций. Однако в настоящее время в связи с ужесточением норм радиационной безопасности необходима переоценка качества подземных вод, в частности - гдовского водоносного горизонта, в целях исключения риска их негативного воздействия на здоровье населения.
На территории Ленинградской области находится множество промышленных предприятий и предприятий топливно-энергетического комплекса, загрязняющих атмосферу.
Несмотря на более низкую, чем в городе, концентрацию передвижных источников (автотранспорт), в настоящее время отмечается быстрый рост парка автомашин и в Ленинградской области. Поэтому вклад этих источников в общее загрязнение атмосферы области будет неуклонно возрастать.
Анализ результатов наблюдений 1996 года показал, что повсеместно в воздухе городов Ленинградской области содержатся пыль, диоксид азота и ряд других загрязняющих веществ. Из специфических загрязняющих веществ наблюдался повышенный уровень загрязнения формальдегидом: в городе Светогорске средняя концентрация этого вещества составила 2,9 ПДК (предельно допустимой концентрации), а максимальная концентрация - 3,4 ПДК, хотя это ниже уровня предыдущих лет. Превысили санитарную норму в Светогорске максимальная концентрация фенола (в 1,8 раза), оксида азота (в 1,5 раза), сероводорода. Превышение санитарной нормы максимальных концентраций по оксиду азота наблюдалось также в городе Кириши (в 3,4 раза), сероводорода - в городе Сланцы (в 6,5 раза). За последние пять лет возрос уровень загрязнения атмосферного воздуха диоксидом азота (Выборг, Кингисепп, Луга), оксидом углерода (Кириши, Светогорск), снизилось загрязнение воздушного бассейна города Выборга - диоксидом серы, средние концентрации остальных наблюдаемых примесей остались без изменений.
Уровень загрязненности атмосферы в Ленинградской области, несмотря на сравнительно благоприятные для рассеивания примесей климатические условия, вызывает определенную тревогу, особенно в городах Кириши, Сланцы, Бокситогорске, на долю которых приходится более половины валовых загрязнений воздушного бассейна.
В результате антропогенной деятельности в пределах Ленинградской области на ее территории ежегодно осаждается около 16 тыс. тонн закисляющих веществ, кроме того, более 840 тыс. тонн поступает на территорию области вследствие их трансграничного переноса в пределах европейского континента. Наибольшее влияние на Ленинградскую область среди стран ближнего зарубежья оказывает Эстония, а дальнего зарубежья - Польша. Между Финляндией и Ленинградской областью отмечается баланс потоков соединений серы, повышенное влияние - относительно оксидов азота и пониженное - относительно восстановленного азота. Одновременно часть ежегодно образующихся в Ленинградской области эмиссий закисляющих веществ уходит за пределы ее территории: около 70 процентов экспортируемых веществ осаждается в ближайших регионах Российской Федерации, около 10 процентов экспортируется в Финляндию, остальная часть рассеивается в пределах восточной Европы.
Прогноз экономического развития Российской Федерации и Северо-Западного района России указывает на рост промышленного производства, что повлечет за собой относительное увеличение объемов и изменение структуры выбросов. Такой прогноз вызывает необходимость разработки приоритетных воздухоохранных мероприятий.
Одним из главных богатств Ленинградской области по праву считают леса. Лесистость территории области в настоящее время составляет 53,1 процента и является довольно высокой по российским меркам и очень высокой - по меркам европейским. Поскольку природоохранные и экономические задачи нередко входят в конфликт друг с другом, необходимость их сбалансирования выдвигает особые требования к рациональному ведению лесопользования и лесозаготовок. Вырубка леса, даже плановая, представляет угрозу для биологического разнообразия в его видовом, популяционном и генетическом проявлениях. Деградация лесов и изменение их структуры происходит также под воздействием лесных пожаров, изменения гидрологического режима почв (пересыхание или избыточное увлажнение), вредителей, болезней, промышленных выбросов.
Поэтому стратегия лесопользования и лесовыращивания должна быть направлена на стабилизацию как общей экологической обстановки, так и лесозаготовок на длительную перспективу с учетом всех особенностей лесных экосистем.
На частичное решение этих проблем направлено постановление Правительства Ленинградской области от 11 декабря 1997 года N 50 “О мерах по устранению недостатков и нарушений, выявленных межведомственной комиссией при проверке ведения лесного хозяйства и лесопользования в лесах Карельского перешейка”.
Правительством Российской Федерации утверждена государственная целевая программа “Леса России” на 1997-2000 годы, в которой предусмотрены все основные мероприятия по переходу к устойчивому ведению экологически направленного лесного хозяйства. Аналогичная программа по Ленинградской области должна быть разработана в течение 1998-2000 годов.
Серьезные упущения в охране окружающей среды были допущены в подходе к использованию болот, хотя болота и заключенные в них запасы торфа играют существенную роль в экономике и влияют на экологическую ситуацию. Разработка богатейших торфяных ресурсов Северо-Запада России является социально-экономической необходимостью. При этом требуется системное решение проблемы, поскольку затрагиваются интересы экономики, социальные и экологические вопросы. Большое значение при этом должно уделяться роли болот для естественного развития ландшафта лесной зоны (продуцирование кислорода и связывание углерода, влияние на окружающие сопредельные ландшафты, сохранение биологического разнообразия животного и растительного мира, почвенной биоты). В связи с этим при составлении планов развития Ленинградской области необходимо провести анализ практики использования болот области и ее влияния на экологическую ситуацию, а на основе анализа разработать рекомендации по рациональному использованию болот с выдачей прогноза экологической ситуации при различных направлениях и уровнях их эксплуатации в ближайшие годы и на перспективу.
Особое положение и значимость в Ленинградской области имеет Карельский перешеек. Он является территорией, имеющей важное многостороннее, в том числе экологическое, значение для Санкт-Петербурга, Северо-Запада и всей Российской Федерации. Природа Карельского перешейка уникальна и отличается особым растительным и животным миром, интересным геологическим строением и рельефом. К Карельскому перешейку приурочен водораздел крупнейших водосборных бассейнов - Ладожского озера и Финского залива.
На ближайшие годы на территории Карельского перешейка запланировано строительство портовых комплексов и других крупных объектов. Это потребует создания новых промышленных зон и инфраструктуры, включая транспортные магистрали и трубопроводы. В связи с этим необходимо выработать наиболее экономически целесообразные решения, реализация которых оказала бы наименьшее негативное воздействие на природную среду Карельского перешейка. Для выработки таких решений необходимо комплексно оценить экономические перспективы реализации планов хозяйственной деятельности на Карельском перешейке и разработать концепцию природопользования в связи с его экологической, социальной и хозяйственной значимостью в современных условиях.