ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О региональной целевой программе "Охрана окружающей
среды Ленинградской области на 2003 год"

(с изменениями на 13 ноября 2003 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 18 июля 2003 года N 56-оз (Вестник Правительства Ленинградской области N 19, 29.08.2003);

Законом Ленинградской области от 13 ноября 2003 года N 87-оз (Вестник Правительства Ленинградской области N 28, 25.11.03)

____________________________________________________________________

     

Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
28 января 2003 года

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2003 год".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

Санкт-Петербург

11 февраля 2003 года

N 9-оз

 УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 11 февраля 2003 года N 9-оз
(приложение)

Региональная целевая программа
"Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2003 год"

(с изменениями на 13 ноября 2003 года)



Паспорт
региональной целевой программы "Охрана окружающей среды
Ленинградской области на 2003 год"

Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2003 год"

Основание для разработки Программы

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ;
Федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 года N 860;
областной закон "О порядке образования и использования средств территориального экологического фонда Ленинградской области" от 27 сентября 2001 года N 53-оз

Период реализации Программы

2003 год

Цель Программы

Создание системного подхода к решению проблемы охраны окружающей среды в Ленинградской области путем организации проведения комплекса работ по изучению, сохранению и оздоровлению окружающей природной среды Ленинградской области

Основные задачи, мероприятия Программы

Создание условий, обеспечивающих наиболее рациональное, научно обоснованное расходование средств Ленинградской области на охрану природных комплексов, водоемов, воздушного бассейна, организацию обращения с отходами производства и потребления, обеспечение радиационной и экологической безопасности населения Ленинградской области

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2003 год

30000 тысяч рублей

Объем освоенных в рамках Программы финансовых ресурсов (финансирование природоохранных мероприятий, принятых законодательными и нормативными правовыми актами Ленинградской области)

Ранее Программа не финансировалась

Объем финансирования, необходимый для завершения Программы

Программа является ежегодной, содержит переходящие мероприятия и не предусматривает сроков завершения работ вследствие постоянных текущих расходов, связанных с модификацией и реконструкцией природоохранных объектов, модернизацией оборудования, использованием и внедрением новых технологий

Основные ожидаемые результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы

Стабилизация экологической обстановки в Ленинградской области (состояние устойчивого равновесия) в условиях индустриального и транспортного подъема, развитие системы экологического воспитания и образования населения Ленинградской области, сохранение естественных ландшафтов, животного и растительного мира Ленинградской области

Разработчик Программы

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Сроки разработки Программы

Третий квартал 2002 года

Стоимость разработки Программы

В счет текущего финансирования комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Представитель заказчика Программы

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Основной исполнитель (бюджетополучатель)

Государственное учреждение "Территориальный экологический фонд Ленинградской области"

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Дедов Михаил Александрович - председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, телефон 276-62-35

Постановление (распоряжение) об утверждении Программы или задания на ее разработку

Постановление Правительства Ленинградской области от 26 сентября 2002 года N 168 "О проекте областного закона "О региональной целевой программе "Охрана окружающей среды Ленинградской области" на 2003 год"

Система организации контроля за выполнением Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора Ленинградской области от 22 декабря 1997 года N 516-пг "О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области"

     

     

1. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы

     

     

1.1. Общая ситуация


Экологическую обстановку в Ленинградской области определяют социально-экономические процессы, характерные для большинства регионов Российской Федерации.

Спад промышленного и сельскохозяйственного производства, произошедший в конце прошлого столетия, сопровождался значительным снижением антропогенной нагрузки на природную среду, что привело к некоторому улучшению экологической ситуации в стране, в том числе и в Ленинградской области.

Восстановление и развитие промышленного производства Ленинградской области, рост благосостояния населения, сопровождающийся значительным увеличением количества автомобильного транспорта, в том числе транзитного, вновь начинает оказывать отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

По суммарному показателю антропогенного воздействия на природно-техногенные среды санитарно-экологическая ситуация в области оценивается как умеренно напряженная.

В Ленинградской области почти не осталось чистых поверхностных источников водоснабжения. Все крупные и средние водотоки: реки Свирь, Паша, Оять, Сясь, Волхов, Нева, Луга, Плюсса устойчиво перешли в категорию "загрязненных" IV класса качества.

Из 1362 источников децентрализованного водоснабжения (колодцы, артезианские скважины, родники и тому подобное) 18,5 процента не соответствуют нормативам по санитарно-химическим показателям, а по микробиологическим показателям санитарным правилам не отвечают 22,7 процента источников.

На территории области образуется свыше 400 видов отходов, 90 процентов которых относятся к 3-4 классам опасности.

В этой связи назрела необходимость разработки новой экологической стратегии и программы природоохранных мероприятий Ленинградской области.

Реализация Программы позволит:

1. Обеспечить дальнейшую тенденцию снижения суммарных выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферу на уровне не менее 0,5 процента в год.

2. Добиться сохранения качества поверхностных вод в Ленинградской области по контролируемым створам рек Свирь, Паша, Оять, Сясь, Волхов, Нева, Луга, Плюсса на уровне IV класса качества и нижним и средним участкам рек Тосна, Мга, Ижора и Черная на уровне V-VI классов качества.

3. Сохранить на прежнем уровне (не более 17 процентов проб, не отвечающих санитарным нормам и правилам) качество воды централизованных источников водоснабжения Ленинградской области.

4. Приостановить увеличение количества несанкционированных свалок в местах размещения сельских населенных пунктов, коллективных садоводств, зонах рекреации (в том числе и в водоохранных прибрежных полосах рек и озер).

5. Детализировать экологическую ситуацию в зоне воздействия последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции (Волосовский, Кингисеппский и Лужский районы).

6. Организовать постоянный инструментальный контроль в местах размещения на территории области экологически опасных объектов, в том числе предприятий, имеющих источники радиоактивного излучения.

7. Упорядочить ситуацию с особо охраняемыми природными территориями Ленинградской области.

8. Организовать координацию экологического воспитания и образования населения.

1.2. Основные экологические проблемы Ленинградской области

     

1.2.1. Обращение с отходами


Одной из основных проблем Ленинградской области является стремительно возрастающее количество отходов, в частности твердых бытовых, размещаемых на ее территории.

В настоящее время на территории Ленинградской области находятся 70 участков размещения отходов (свалок), имеющих временную разрешительную документацию, и только 6 специально оборудованных полигонов. Кроме того, по данным аэрофотосъемки имеется около 1000 несанкционированных участков размещения отходов (свалок).

Необходима разработка и реализация комплексных мероприятий по рекультивации и введению в хозяйственный оборот территорий, занятых несанкционированными свалками в целях поиска путей снижения образования отходов, строительства специализированных полигонов, мусороперерабатывающих заводов, привлечения к утилизации отходов производителей продукции и так далее.

1.2.2. Охрана природных комплексов


Одной из важных задач, стоящих перед Ленинградской областью в условиях интенсификации хозяйственной деятельности и возрастания антропогенной нагрузки на природные объекты, является развитие комплексной сети особо охраняемых природных территорий, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение, исключенных полностью или частично из традиционных видов хозяйственной деятельности, для которых установлен специфический режим охраны и использования. Особо охраняемые природные территории вместе с другими элементами природных комплексов обеспечивают экологическое равновесие в Ленинградской области и решение разнообразных экологических, социальных и культурно-просветительских задач, связанных с взаимодействием природы и общества.

В настоящее время в Ленинградской области имеется один заповедник (Нижне-Свирский), один республиканский заказник (Мшинское болото), один природный парк (Вепсский лес), пять водно-болотных угодий международного значения, двадцать два заказника и четырнадцать памятников природы областного значения. В стадии проектирования находятся еще 15 объектов особо охраняемых природных территорий.

Существующий комплекс особо охраняемых природных территорий в Ленинградской области имеет ряд недостатков, а именно:

эти территории не являются сбалансированной системой, в которой были бы представлены все типы природных ландшафтов;

суммарная площадь особо охраняемых природных территорий незначительна (3,02 процента территории области), территории разобщены урбанизированными, аграрными, индустриализованными и другими нарушенными землями;

организационные условия существования сети заказников и памятников природы не обеспечивают их надежную охрану и использование в экологических, научных и просветительских целях;

финансовое обеспечение работ по поддержанию режима существующих особо охраняемых природных территорий явно недостаточно;

существует ведомственная разобщенность информации об особо охраняемых природных территориях и других территориях с ограничениями в режиме использования.

1.2.3. Сохранение и восстановление лесного фонда


Площадь лесов Ленинградской области составляет более 6 миллионов гектаров. Общий запас древесины равен 864,6 миллиона куб. метров, в том числе запас спелой и перестойной древесины - 368 миллионов куб. метров (43 процента).

Общий разрешенный объем лесопользования в Ленинградской области составляет 12,3 миллиона куб. метров, в том числе расчетная лесосека по главному пользованию - 9,8 миллиона куб. метров.

В 2001 году Правительство Ленинградской области предоставило лесопользователям право на заготовку 8,9 миллиона куб. метров древесины, что составляет 72,3 процента возможного объема заготовки и на 14 процентов превышает объемы, выделенные в предыдущем году.

В аренду передано 5,6 миллиона куб. метров (62,9 процента) лесного фонда, распределенного среди всех лесопользователей (45,5 процента возможного объема заготовки).

Объем заготовки древесины в 2001 году превысил уровень 2000 года на 7 процентов и достиг 7,4 миллиона куб. метров.

Общий объем освоения лесного фонда в Ленинградской области в последние два года стабилизировался и составляет 55-60 процентов от возможного годового объема заготовки.

Несмотря на неполное освоение лесного фонда в Ленинградской области существует проблема сохранения и восстановления лесов, связанная с неравномерностью распределения заготовки древесины по территории области. Наиболее интенсивно лесосека осваивается в доступных районах, в первую очередь на Карельском перешейке.

В Ленинградской области ежегодно проводятся лесовосстановительные мероприятия на территории 11 тысяч гектаров, в том числе содействие естественному возобновлению на территории 3,7 тысячи гектаров.

Общая площадь фонда лесовосстановления (не покрытые лесом земли лесного фонда) составляет более 67 тысяч гектаров, в том числе: гари - 8,9 тысячи гектаров, погибшие насаждения - 1,8 тысячи гектаров, вырубки - 55,5 тысячи гектаров, прогалины - 0,9 тысячи гектаров.

1.2.4. Охрана водных объектов


Многочисленные водные объекты - одно из важнейших достояний Ленинградской области.

Ленинградская область - одна из самых озерных на Русской равнине: в ней насчитывается 1800 озер, которые занимают 14 процентов территории области. Запасы пресной воды в поверхностных источниках оцениваются в 1280 куб. километров, а в подземных (включая минеральные источники) - 320 куб. километров. По количеству пресной воды на одного жителя Ленинградская область занимает одно из ведущих мест в России.

В последнее время наблюдается тенденция снижения биогенных нагрузок на водоемы области, что связано с сокращением использования минеральных и органических удобрений предприятиями агропромышленного комплекса. В то же время растет биогенная составляющая, определяемая бытовыми стоками населенных пунктов, что связано с неудовлетворительной работой муниципальных очистных сооружений. Возрастает и техногенная нагрузка на водоемы, обусловленная увеличением количества промышленных стоков.

Для восстановления и обеспечения экологической безопасности водоемов необходима реализация комплекса следующих водоохранных мероприятий:

реконструкция и строительство канализационных очистных сооружений в городах и населенных пунктах;

строительство очистных сооружений и внедрение современных технологических процессов в крупных животноводческих комплексах;

внедрение рациональных технологий и мероприятий по предотвращению загрязнения водной среды на объектах сельскохозяйственного производства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»