О региональной целевой программе "Охрана окружающей
среды Ленинградской области на 2003 год"
(с изменениями на 13 ноября 2003 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 18 июля 2003 года N 56-оз (Вестник Правительства Ленинградской области N 19, 29.08.2003);
Законом Ленинградской области от 13 ноября 2003 года N 87-оз (Вестник Правительства Ленинградской области N 28, 25.11.03)
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
28 января 2003 года
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2003 год".
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург
11 февраля 2003 года
N 9-оз
Региональная целевая программа
"Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2003 год"
Паспорт
региональной целевой программы "Охрана окружающей среды
Ленинградской области на 2003 год"
Полное наименование Программы | Региональная целевая программа "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2003 год" |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ; |
Период реализации Программы | 2003 год |
Цель Программы | Создание системного подхода к решению проблемы охраны окружающей среды в Ленинградской области путем организации проведения комплекса работ по изучению, сохранению и оздоровлению окружающей природной среды Ленинградской области |
Основные задачи, мероприятия Программы | Создание условий, обеспечивающих наиболее рациональное, научно обоснованное расходование средств Ленинградской области на охрану природных комплексов, водоемов, воздушного бассейна, организацию обращения с отходами производства и потребления, обеспечение радиационной и экологической безопасности населения Ленинградской области |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2003 год | 30000 тысяч рублей |
Объем освоенных в рамках Программы финансовых ресурсов (финансирование природоохранных мероприятий, принятых законодательными и нормативными правовыми актами Ленинградской области) | Ранее Программа не финансировалась |
Объем финансирования, необходимый для завершения Программы | Программа является ежегодной, содержит переходящие мероприятия и не предусматривает сроков завершения работ вследствие постоянных текущих расходов, связанных с модификацией и реконструкцией природоохранных объектов, модернизацией оборудования, использованием и внедрением новых технологий |
Основные ожидаемые результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы | Стабилизация экологической обстановки в Ленинградской области (состояние устойчивого равновесия) в условиях индустриального и транспортного подъема, развитие системы экологического воспитания и образования населения Ленинградской области, сохранение естественных ландшафтов, животного и растительного мира Ленинградской области |
Разработчик Программы | Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области |
Сроки разработки Программы | Третий квартал 2002 года |
Стоимость разработки Программы | В счет текущего финансирования комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области |
Представитель заказчика Программы | Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области |
Основной исполнитель (бюджетополучатель) | Государственное учреждение "Территориальный экологический фонд Ленинградской области" |
Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы | Дедов Михаил Александрович - председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, телефон 276-62-35 |
Постановление (распоряжение) об утверждении Программы или задания на ее разработку | |
Система организации контроля за выполнением Программы | Контроль за выполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора Ленинградской области от 22 декабря 1997 года N 516-пг "О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области" |
Экологическую обстановку в Ленинградской области определяют социально-экономические процессы, характерные для большинства регионов Российской Федерации.
Спад промышленного и сельскохозяйственного производства, произошедший в конце прошлого столетия, сопровождался значительным снижением антропогенной нагрузки на природную среду, что привело к некоторому улучшению экологической ситуации в стране, в том числе и в Ленинградской области.
Восстановление и развитие промышленного производства Ленинградской области, рост благосостояния населения, сопровождающийся значительным увеличением количества автомобильного транспорта, в том числе транзитного, вновь начинает оказывать отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.
По суммарному показателю антропогенного воздействия на природно-техногенные среды санитарно-экологическая ситуация в области оценивается как умеренно напряженная.
В Ленинградской области почти не осталось чистых поверхностных источников водоснабжения. Все крупные и средние водотоки: реки Свирь, Паша, Оять, Сясь, Волхов, Нева, Луга, Плюсса устойчиво перешли в категорию "загрязненных" IV класса качества.
Из 1362 источников децентрализованного водоснабжения (колодцы, артезианские скважины, родники и тому подобное) 18,5 процента не соответствуют нормативам по санитарно-химическим показателям, а по микробиологическим показателям санитарным правилам не отвечают 22,7 процента источников.
На территории области образуется свыше 400 видов отходов, 90 процентов которых относятся к 3-4 классам опасности.
В этой связи назрела необходимость разработки новой экологической стратегии и программы природоохранных мероприятий Ленинградской области.
Реализация Программы позволит:
1. Обеспечить дальнейшую тенденцию снижения суммарных выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферу на уровне не менее 0,5 процента в год.
2. Добиться сохранения качества поверхностных вод в Ленинградской области по контролируемым створам рек Свирь, Паша, Оять, Сясь, Волхов, Нева, Луга, Плюсса на уровне IV класса качества и нижним и средним участкам рек Тосна, Мга, Ижора и Черная на уровне V-VI классов качества.
3. Сохранить на прежнем уровне (не более 17 процентов проб, не отвечающих санитарным нормам и правилам) качество воды централизованных источников водоснабжения Ленинградской области.
4. Приостановить увеличение количества несанкционированных свалок в местах размещения сельских населенных пунктов, коллективных садоводств, зонах рекреации (в том числе и в водоохранных прибрежных полосах рек и озер).
5. Детализировать экологическую ситуацию в зоне воздействия последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции (Волосовский, Кингисеппский и Лужский районы).
6. Организовать постоянный инструментальный контроль в местах размещения на территории области экологически опасных объектов, в том числе предприятий, имеющих источники радиоактивного излучения.
7. Упорядочить ситуацию с особо охраняемыми природными территориями Ленинградской области.
8. Организовать координацию экологического воспитания и образования населения.
Одной из основных проблем Ленинградской области является стремительно возрастающее количество отходов, в частности твердых бытовых, размещаемых на ее территории.
В настоящее время на территории Ленинградской области находятся 70 участков размещения отходов (свалок), имеющих временную разрешительную документацию, и только 6 специально оборудованных полигонов. Кроме того, по данным аэрофотосъемки имеется около 1000 несанкционированных участков размещения отходов (свалок).
Необходима разработка и реализация комплексных мероприятий по рекультивации и введению в хозяйственный оборот территорий, занятых несанкционированными свалками в целях поиска путей снижения образования отходов, строительства специализированных полигонов, мусороперерабатывающих заводов, привлечения к утилизации отходов производителей продукции и так далее.
Одной из важных задач, стоящих перед Ленинградской областью в условиях интенсификации хозяйственной деятельности и возрастания антропогенной нагрузки на природные объекты, является развитие комплексной сети особо охраняемых природных территорий, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение, исключенных полностью или частично из традиционных видов хозяйственной деятельности, для которых установлен специфический режим охраны и использования. Особо охраняемые природные территории вместе с другими элементами природных комплексов обеспечивают экологическое равновесие в Ленинградской области и решение разнообразных экологических, социальных и культурно-просветительских задач, связанных с взаимодействием природы и общества.
В настоящее время в Ленинградской области имеется один заповедник (Нижне-Свирский), один республиканский заказник (Мшинское болото), один природный парк (Вепсский лес), пять водно-болотных угодий международного значения, двадцать два заказника и четырнадцать памятников природы областного значения. В стадии проектирования находятся еще 15 объектов особо охраняемых природных территорий.
Существующий комплекс особо охраняемых природных территорий в Ленинградской области имеет ряд недостатков, а именно:
эти территории не являются сбалансированной системой, в которой были бы представлены все типы природных ландшафтов;
суммарная площадь особо охраняемых природных территорий незначительна (3,02 процента территории области), территории разобщены урбанизированными, аграрными, индустриализованными и другими нарушенными землями;
организационные условия существования сети заказников и памятников природы не обеспечивают их надежную охрану и использование в экологических, научных и просветительских целях;
финансовое обеспечение работ по поддержанию режима существующих особо охраняемых природных территорий явно недостаточно;
существует ведомственная разобщенность информации об особо охраняемых природных территориях и других территориях с ограничениями в режиме использования.
Площадь лесов Ленинградской области составляет более 6 миллионов гектаров. Общий запас древесины равен 864,6 миллиона куб. метров, в том числе запас спелой и перестойной древесины - 368 миллионов куб. метров (43 процента).
Общий разрешенный объем лесопользования в Ленинградской области составляет 12,3 миллиона куб. метров, в том числе расчетная лесосека по главному пользованию - 9,8 миллиона куб. метров.
В 2001 году Правительство Ленинградской области предоставило лесопользователям право на заготовку 8,9 миллиона куб. метров древесины, что составляет 72,3 процента возможного объема заготовки и на 14 процентов превышает объемы, выделенные в предыдущем году.
В аренду передано 5,6 миллиона куб. метров (62,9 процента) лесного фонда, распределенного среди всех лесопользователей (45,5 процента возможного объема заготовки).
Объем заготовки древесины в 2001 году превысил уровень 2000 года на 7 процентов и достиг 7,4 миллиона куб. метров.
Общий объем освоения лесного фонда в Ленинградской области в последние два года стабилизировался и составляет 55-60 процентов от возможного годового объема заготовки.
Несмотря на неполное освоение лесного фонда в Ленинградской области существует проблема сохранения и восстановления лесов, связанная с неравномерностью распределения заготовки древесины по территории области. Наиболее интенсивно лесосека осваивается в доступных районах, в первую очередь на Карельском перешейке.
В Ленинградской области ежегодно проводятся лесовосстановительные мероприятия на территории 11 тысяч гектаров, в том числе содействие естественному возобновлению на территории 3,7 тысячи гектаров.
Общая площадь фонда лесовосстановления (не покрытые лесом земли лесного фонда) составляет более 67 тысяч гектаров, в том числе: гари - 8,9 тысячи гектаров, погибшие насаждения - 1,8 тысячи гектаров, вырубки - 55,5 тысячи гектаров, прогалины - 0,9 тысячи гектаров.
Многочисленные водные объекты - одно из важнейших достояний Ленинградской области.
Ленинградская область - одна из самых озерных на Русской равнине: в ней насчитывается 1800 озер, которые занимают 14 процентов территории области. Запасы пресной воды в поверхностных источниках оцениваются в 1280 куб. километров, а в подземных (включая минеральные источники) - 320 куб. километров. По количеству пресной воды на одного жителя Ленинградская область занимает одно из ведущих мест в России.
В последнее время наблюдается тенденция снижения биогенных нагрузок на водоемы области, что связано с сокращением использования минеральных и органических удобрений предприятиями агропромышленного комплекса. В то же время растет биогенная составляющая, определяемая бытовыми стоками населенных пунктов, что связано с неудовлетворительной работой муниципальных очистных сооружений. Возрастает и техногенная нагрузка на водоемы, обусловленная увеличением количества промышленных стоков.
Для восстановления и обеспечения экологической безопасности водоемов необходима реализация комплекса следующих водоохранных мероприятий:
реконструкция и строительство канализационных очистных сооружений в городах и населенных пунктах;
строительство очистных сооружений и внедрение современных технологических процессов в крупных животноводческих комплексах;
внедрение рациональных технологий и мероприятий по предотвращению загрязнения водной среды на объектах сельскохозяйственного производства;