О региональной целевой программе
"Водоохранные и водохозяйственные работы
в Ленинградской области на 2003-2005 годы"
(с изменениями на 8 августа 2005 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 3 апреля 2003 года N 26-оз (Вестник Правительства Ленинградской области N 12, 25.06.2003);
Законом Ленинградской области от 3 июня 2003 года N 44-оз (Вестник Правительства Ленинградской области N 17, 20.08.2003);
Законом Ленинградской области от 30 сентября 2003 года N 67-оз (Вестник Правительства Ленинградской области N 24, 31.10.2003);
Законом Ленинградской области от 13 ноября 2003 года N 89-оз (Вести, N 135, 27.11.2003);
Законом Ленинградской области от 17 декабря 2003 года N 101-оз (Вестник Правительства Ленинградской области N 34, 30.12.2003);
Законом Ленинградской области от 12 февраля 2004 года N 2-оз (Вести, N 19, 17.02.2004);
Законом Ленинградской области от 17 марта 2004 года N 22-оз (Вести, N 33, 25.03.2004).
Законом Ленинградской области от 13 июля 2004 года N 36-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 23, 18.08.2004, Вести, N 82, 20.07.2004);
Законом Ленинградской области от 19 ноября 2004 года N 92-оз (Вести, N 136, 23.11.2004);
Законом Ленинградской области от 10 декабря 2004 года N 108-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 43, 29.12.2004);
Законом Ленинградской области от 14 мая 2005 года N 36-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 23, 14 июня 2005 года);
Законом Ленинградской области от 7 июня 2005 года N 41-оз (Вестник Правительства Ленинградской области N 27, 24.06.2005).
Законом Ленинградской области от 6 июля 2005 года N 55-оз (Вести, N 82, 21.07.2005);
Законом Ленинградской области от 8 августа 2005 года N 70-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 41, 31 августа 2005 года).
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
28 января 2003 года
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы".
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург
18 февраля 2003 года
N 11-оз
Региональная целевая программа
"Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы"
(с изменениями на 6 июля 2005 года)
Полное наименование Программы | Региональная целевая программа "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Срок реализации Программы | 2003-2005 годы |
Цель Программы | Создание условий надежного обеспечения населения и хозяйственных объектов питьевой водой; восстановление качества воды и поддержание в экологически безопасном состоянии водоисточников и водных объектов в целом; обеспечение защиты населения от вредного воздействия вод |
Основные задачи Программы | Основной задачей Программы является реализация комплекса водоохранных и водохозяйственных мероприятий, которые должны обеспечить: |
постепенную стабилизацию качества вод в водных объектах, являющихся в большинстве своем источниками питьевой воды и местами рекреации и имеющих рыбохозяйственное значение; | |
Мероприятия Программы | К основным мероприятиям Программы относятся: реконструкция и новое строительство канализационных очистных сооружений, восстановление гидротехнических сооружений Оредежского каскада, восстановление проточности гидросистем в городе Шлиссельбурге, поисковые работы на воду для обеспечения гарантированного водоснабжения населенных пунктов области, уточнение эксплуатационных запасов подземных вод, выполнение международных соглашений в сфере использования и охраны водных ресурсов |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе | Всего - 237,528 миллиона рублей из областного бюджета, из них на 2003 год - 74,955 миллиона рублей из областного бюджета |
(строка в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2004 года Законом Ленинградской области от 10 декабря 2004 года N 108-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы | Реализация Программы позволит: |
Разработчик Программы | Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области |
Сроки разработки Программы | 2002 год с ежегодной корректировкой перечня мероприятий Программы в соответствии с фактически выделенным объемом финансирования |
Представитель заказчика | Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области |
Основные исполнители Программы | Ленинградское областное государственное учреждение "Региональное агентство природопользования и охраны окружающей среды" |
(строка в редакции, введенной в действие с 14 июня 2005 года Законом Ленинградской области от 14 мая 2005 года N 36-оз, - см. предыдущую редакцию) | |
Руководитель Программы: фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона, адрес | Дедов Михаил Александрович - председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, тел. 276-62-35, ул.Смольного, д.3 |
Постановление о разработке Программы | Постановление Правительства Ленинградской области от 26 сентября 2002 года N 169 "О проекте областного закона о региональной целевой программе "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы" |
Система организации контроля за выполнением Программы | Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется представителем заказчика - комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, за целевым использованием финансовых средств - комитетом финансов Ленинградской области |
Водные ресурсы являются важнейшим достоянием Ленинградской области. Многочисленные реки и озера интенсивно используются в целях водоснабжения, водоотведения, судоходства, рыболовства, рекреации, выработки электроэнергии.
Естественные суммарные водные ресурсы в средний по водности год составляют около 100 куб. километров. Безвозвратное водопотребление всех отраслей экономики не превышает 0,2 куб. километра, то есть составляет менее 0,2 процента водного ресурса. Одновременно повсеместно наблюдается дефицит воды питьевого качества, что объясняется загрязнением водных объектов.
Современное качество поверхностных вод по гидрохимическим, гидробиологическим и бактериологическим показателям не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Большинство водных объектов Ленинградской области, несмотря на значительное уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод, по-прежнему характеризуются как грязные или умеренно загрязненные. При этом тенденции к улучшению качества вод за последние годы почти не наблюдается.
Анализ показывает, что в крупных реках области зафиксированы превышения значений предельно допустимых концентраций по аммонийному и нитритному азоту, нефтепродуктам и тяжелым металлам. Это говорит о том, что сточные коммунально-хозяйственные и промышленные воды не очищаются до нормативных показателей. Причинами этого являются: несовершенство технологии очистки и конструкции очистных сооружений; их гидравлическая перегрузка; неудовлетворительное техническое состояние; низкий уровень эксплуатации; медленный ввод новых мощностей.
Отсюда следует, что приоритетными водоохранными мероприятиями, которые смогут обеспечить стабилизацию качества поверхностных вод, являются работы по реконструкции и новому строительству канализационных очистных сооружений.
Проблема строительства, реконструкции, расширения и ремонта канализационных очистных сооружений и канализационных сетей населенных пунктов области остается до сих пор нерешенной.
В целом, как показывает анализ, из 25 городов области в 18 (72 процента) канализационные очистные сооружения работают с перегрузкой.
Особенно напряженное положение сложилось в городах Приморске, Приозерске, Кировске, Отрадном и Шлиссельбурге.
Представление о динамике качества работы очистных сооружений дают цифры, приведенные в таблице 1.1.
Таблица 1.1 | |||||
Показатели | Год | ||||
1991 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Объем сброшенных загрязненных вод, всего, | 490,5 | 358,8 | 427,3 | 423,5 | 410,4 |
из них: | 71,6 | 86,7 | 134,1 | 106,3 | 86,2 |
без очистки | |||||
недостаточно очищенных | 418,9 | 272,1 | 293,2 | 317,22 | 324,1 |
Из данных таблицы 1.1 прослеживается (начиная с 1998 года) тенденция к ежегодному увеличению объема недостаточно очищенных сточных вод.
Усугубляет проблему качества поверхностных вод, кроме того, водный трансграничный перенос загрязняющих веществ и попадание последних в водные объекты из атмосферы с осадками.
В таблице 1.2 приведен перечень наиболее неблагополучных с точки зрения качества поверхностных вод районов.
Таблица 1.2 | ||||
N п/п | Административный | Степень загрязненности воды, используемой для | Анализ качества питьевой | |
хозяйственно-питьевых нужд | санитарно- | микробио- | ||
1. | Волосовский | Максимально высокая | более 40 | более 10 |
2. | Волховский | Высокая | более 40 | 2,5-5,0 |
3. | Всеволожский | Высокая | 20-30 | 2,5-5,0 |
4. | Выборгский | Высокая | 10-20 | более 10 |
5. | Гатчинский | Высокая | 10-20 | более 10 |
6. | Киришский | Высокая | 20-30 | 0-2,5 |
7. | Лужский | Высокая | более 40 | 7,5-10 |
8. | Приозерский | Высокая | 30-40 | 0-2,5 |
9. | Тихвинский | Высокая | 20-30 | 0-2,5 |
10. | Тосненский | Высокая | 20-30 | 0-2,5 |
Высокая степень загрязненности воды, используемой для хозяйственно-питьевых нужд, с одной стороны, порождает ряд социальных проблем, таких как рост заболеваемости населения кишечными заболеваниями, ухудшение условий рекреации, с другой, приводит к увеличению стоимости подготовки питьевой воды для хозяйственно-бытовых нужд.
В неудовлетворительном техническом состоянии находятся гидротехнические сооружения области, что способствует увеличению степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с вредным воздействием вод. Это касается прежде всего каскада плотин на реке Оредеж, особенно Чикинской (Даймищенской) плотины, возведенной в середине XIX века. Работы по ее восстановлению проводились в 1961 году. В настоящее время техническое состояние плотины неудовлетворительное. По расчетам, проведенным специалистами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Ленинградской области, при прорыве Чикинской плотины возможно разрушение четырех нижерасположенных плотин (Рождественской, Белогорской, Сиверской и Вырицкой), затоплению подвергнутся 18 населенных пунктов, расположенных в пойме реки Оредеж, где проживают в настоящее время более 7 тысяч человек, и более 1000 гектаров сельскохозяйственных угодий. Исходя из этого, в водохозяйственные мероприятия Программы включены работы по реконструкции и восстановлению плотин Оредежского каскада.
Основной задачей подпрограммы является реализация комплекса водоохранных и водохозяйственных мероприятий, которые должны обеспечить:
постепенную стабилизацию качества вод в водных объектах, являющихся в большинстве своем источниками питьевой воды и местами рекреации и имеющих рыбохозяйственное значение;
надежную защиту населения города Тихвина от подтопления и затопления строений и ценных в хозяйственном отношении земель;
внедрение информационно-аналитической системы управления использованием и охраной водных ресурсов на территории Ленинградской области.
Мероприятия подпрограммы включают в себя:
новое строительство и реконструкцию существующих канализационных очистных сооружений и сетей;
выполнение работ по оздоровлению и восстановлению гидрологического режима малых рек;
инженерные мероприятия защиты от затопления и подтопления города Тихвина;
восстановление гидротехнических сооружений Оредежского каскада;
проведение мониторинга поверхностных вод;
проведение научных исследований и разработку проектной документации по водоохранной и водохозяйственной тематике;