(с изменениями на 19 мая 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 12 ноября 2011 года на основании
постановления Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 494-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Москвы
от 30 декабря 2003 года N 1096-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 25 ноября 2003 года N 980-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 71, 10.12.2003);
постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2009 года N 463-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 31, 02.06.2009).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Решением Московского городского суда от 14 октября 2002 года признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу первое предложение абз.1 п.6.2 Правил обязательного медицинского страхования населения города Москвы, утвержденных настоящим документом, в части слов "с отметкой органов регистрационного учета населения о регистрации по месту жительства в городе Москве либо свидетельства о регистрации по месту жительства в соответствии со сроком проживания"; второе предложение абз.1 того же пункта в части слов "с отметкой органов регистрационного учета населения о регистрации по месту жительства в городе Москве либо свидетельства о регистрации по месту жительства"; абз.2 п.6.2; абз.2 п.6.3 в части слов "в случае отсутствия в паспорте отметки органов регистрационного учета, свидетельства о регистрации по месту жительства".
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2003 решение Московского городского суда оставлено без изменения.
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Москвы от 22 января 2002 года N 62-ПП "О выполнении Программы обеспечения медицинской помощью населения г.Москвы на 2000-2001 годы и мерах по охране здоровья москвичей в 2002-2003 годах" в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" и в целях дальнейшего развития системы городского здравоохранения, совершенствования организации и финансирования медицинской помощи, предоставляемой населению по Московской городской программе обязательного медицинского страхования, Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Правила обязательного медицинского страхования населения города Москвы (приложение).
2. Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования (МГФОМС) и Комитету здравоохранения Москвы привести нормативные документы, регламентирующие деятельность системы обязательного медицинского страхования, в соответствие с Правилами обязательного медицинского страхования населения города Москвы, утвержденными настоящим постановлением.
3. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 9 февраля 1999 года N 96 "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования населения г.Москвы".
4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях Правительства Москвы.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
ПРАВИЛА
обязательного медицинского страхования
населения города Москвы
(с изменениями на 19 мая 2009 года)
1. Общие положения
1.1. Правила обязательного медицинского страхования населения города Москвы (далее - Правила) разработаны в соответствии с законами Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и иными правовыми актами и распорядительными документами, действующими в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
1.2. Настоящие Правила регулируют правоотношения в системе ОМС города Москвы.
1.3. В соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" населению города Москвы гарантируются предоставление медицинской помощи и ее оплата через систему ОМС в объеме и на условиях Московской городской программы ОМС.
Московская городская программа ОМС предусматривает виды и условия оказания медицинской и лекарственной помощи, перечень медицинских учреждений и страховых медицинских организаций, участвующих в реализации программы ОМС, а также Московский городской реестр медицинских услуг в системе ОМС.
Московский городской реестр медицинских услуг в системе ОМС, тарифы на медицинские услуги и стандарты стационарной медицинской помощи утверждаются в соответствии с Генеральным соглашением о тарифах на медицинские услуги, предоставляемые по Московской городской программе ОМС, Комиссией по тарифам на услуги в системе ОМС в установленном порядке.
1.4. В качестве субъектов ОМС выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация и медицинское учреждение. Реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования в городе Москве обеспечивает Московский городской фонд ОМС (далее - МГФОМС).
1.5. При обязательном медицинском страховании населения города Москвы страхователем неработающего населения является Правительство Москвы; страхователями работающего населения являются предприятия, учреждения, организации, самозанятые граждане и иные хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в установленном порядке в городе Москве (далее - предприятия).
1.6. Страховыми медицинскими организациями (далее - СМО), осуществляющими обязательное медицинское страхование, могут выступать юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами с любыми предусмотренными законодательством Российской Федерации формами собственности, имеющие государственную лицензию на право заниматься обязательным медицинским страхованием и организующие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. СМО осуществляют обязательное медицинское страхование на некоммерческой основе.
2. Взаимоотношения МГФОМС со страхователем
2.1. МГФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, образуемым для аккумулирования поступающих страховых взносов и иных финансовых средств, определенных Положением о МГФОМС, обеспечения финансовой стабильности, всеобщности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на проведение ОМС.
2.2. Страхователи, расположенные на территории города Москвы, регистрируются в этом качестве и уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование, пени и штрафы в порядке, установленном действующим законодательством.
2.3. Финансирование Московской городской программы ОМС определяется с учетом поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование населения города Москвы от страхователей.
В случае изменения финансового обеспечения системы ОМС в городе Москве Правление МГФОМС вправе обратиться в Правительство Москвы с предложениями об изменении Московской городской программы ОМС.
2.4. МГФОМС обеспечивает всеобщность обязательного медицинского страхования на территории города Москвы.
3. Взаимоотношения страхователя и страховой медицинской организации.
3.1. Взаимоотношения страхователя и СМО определяются договором обязательного медицинского страхования в форме договора взаимодействия МГФОМС, Страхователя и Страховой медицинской организации.
3.2. Договор страхования (взаимодействия) предусматривает обязательства СМО при наступлении страхового случая. Страховым случаем является обращение застрахованного в медицинское учреждение с целью получения медицинской помощи, предусмотренной программой ОМС.
3.3. Максимальная ответственность СМО по индивидуальному риску (стоимость медицинской помощи, оказанной конкретному лицу в течение срока действия договора) не определяется.
3.4. Договор страхования (взаимодействия) может быть расторгнут сторонами досрочно по основаниям и в сроки, предусмотренным в договоре, а также при расторжении договора между СМО и МГФОМС.
4. Взаимоотношения МГФОМС и страховых медицинских организаций
4.1. Финансирование обязательного медицинского страхования осуществляется по дифференцированным подушевым нормативам, определяемым на основе Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Минфином России и Минздравом России.
4.2. Договор о финансировании обязательного медицинского страхования регулирует взаимоотношения МГФОМС и СМО.
Для исполнения договоров о финансировании обязательного медицинского страхования необходимо Соглашение о порядке управления счетом ОМС, заключаемое МГФОМС, банковским учреждением и СМО.
МГФОМС осуществляет финансирование СМО в соответствии с Порядком финансового взаимодействия в системе ОМС города Москвы, утверждаемым Правлением МГФОМС, и на основании договоров о финансировании обязательного медицинского страхования по дифференцированным среднедушевым нормативам.
МГФОМС перечисляет страховые платежи на счет ОМС, открытый страховой медицинской организацией в соответствии с Соглашением о порядке управления счетом ОМС.
4.3. В соответствии с договором о финансировании обязательного медицинского страхования при недостатке у СМО средств для оплаты медицинской помощи в рамках Московской городской программы обязательного медицинского страхования она обращается в МГФОМС за субвенциями.
4.4. При нарушении страховой медицинской организацией требований Правил обязательного медицинского страхования населения города Москвы в части оплаты медицинской помощи застрахованным Московский городской фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансировании обязательного медицинского страхования применяет к СМО финансовые санкции.
Сумма средств ОМС неправомерно полученная СМО, а также перечисленная страховой медицинской организацией в качестве оплаты по счетам лечебно-профилактических учреждений, относится на дебиторскую задолженность СМО и удерживается МГФОМС при последующих платежах.
4.5. В течение месяца после предоставления страховой медицинской организацией бухгалтерской (квартальной и годовой) отчетности МГФОМС и СМО производят сверку расчетов по средствам ОМС, в том числе доходов от инвестирования страховых резервов страховой медицинской организации, с оформлением акта сверки в установленном порядке.
4.6. В случае несвоевременного перечисления Московским городским фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации средств на обязательное медицинское страхование МГФОМС уплачивает страховой медицинской организации пени в размере 0,1% от суммы несвоевременно перечисленных средств за каждый день просрочки при отсутствии в СМО страховых резервов.
4.7. Для обеспечения выполнения принятых обязательств по реализации Московской городской программы ОМС страховая медицинская организация образует из полученных от МГФОМС средств в порядке и на условиях, установленных Московским городским фондом обязательного медицинского страхования, необходимые резервы оплаты медицинских услуг, запасной резерв и резерв финансирования предупредительных мероприятий.
4.8. МГФОМС осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских организаций в части целевого и рационального использования средств ОМС в соответствии с законодательными, нормативно-правовыми актами и распорядительными документами, действующими в системе ОМС.
4.9. МГФОМС устанавливает порядок формирования и использования страховыми медицинскими организациями финансовых резервов и фондов.
4.10. Средства, полученные СМО по регрессным искам, направляются на восстановление средств резервов страховой медицинской организации в полном объеме.
4.11. При выявлении случаев использования СМО средств обязательного медицинского страхования с нарушением законодательных, нормативно-правовых актов, распорядительных документов и договоров в системе ОМС СМО восстанавливает указанные средства за счет собственных средств.
Нецелевое расходование средств ОМС страховой медицинской организацией является основанием для предъявления к ней финансовых санкций, определенных договором о финансировании обязательного медицинского страхования, и (или) расторжения договора о финансировании обязательного медицинского страхования и Соглашения о порядке управления счетом ОМС.
4.12. Доход, полученный за счет инвестирования временно свободных средств страховых резервов, используется на пополнение резервов и формирование доходов СМО в порядке и на условиях, устанавливаемых МГФОМС.
4.13. Средства, полученные в виде штрафов и пеней по договору о финансировании обязательного медицинского страхования, используются сторонами в соответствии с условиями указанного договора.
4.14. Во исполнение условий договора о финансировании обязательного медицинского страхования, Соглашения о порядке управления счетом ОМС и настоящих Правил МГФОМС в рамках своей компетенции обязан использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования в городе Москве.
5. Взаимоотношения страховых медицинских организаций и медицинских учреждений в системе обязательного медицинского страхования.
5.1. Медицинскими учреждениями в системе ОМС выступают хозяйствующие субъекты любых форм собственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имеющие государственную лицензию на медицинскую деятельность и организовавшие деятельность по ОМС в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Российской Федерации и города Москвы.
5.2. Организация и порядок оказания медицинской помощи населению города Москвы, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования, определяются совместно органами управления здравоохранением и МГФОМС.
5.3. Отношения между медицинским учреждением и СМО строятся на основании договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию. Неотъемлемой частью договора является перечень оказываемых учреждением услуг.
Медицинское учреждение имеет право на заключение договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС при наличии лицензии на право занятия медицинской деятельностью, выданной Лицензионной комиссией Комитета здравоохранения Москвы, с приложением перечня видов медицинской помощи, предоставляемых в данном учреждении.
Медицинские учреждения, не подведомственные Комитету здравоохранения Москвы, участвуют в реализации Московской городской программы ОМС на основании решения Межведомственной комиссии по отбору медицинских учреждений для выполнения Московской городской программы ОМС.
5.4. Медицинские учреждения оказывают медицинскую помощь в рамках Московской городской программы обязательного медицинского страхования на основе государственного задания. Медицинское учреждение, участвующее в реализации Московской городской программы ОМС на основе государственного задания, заключает со страховой медицинской организацией договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС (пункт в редакции, введенной в действие с 12 июня 2009 года постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2009 года N 463-ПП, - см. предыдущую редакцию).
5.5. По обязательствам договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС оплата счетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в городе Москве, осуществляется за счет средств страховых резервов страховой медицинской организации, принявшей на себя обязательства по оплате медицинскому учреждению предоставленной медицинской помощи в условиях ОМС.
Виды и способы оплаты медицинских услуг определяются Положением о порядке оплаты медицинской помощи в системе ОМС города Москвы.
5.6. Медицинское учреждение обязано вести отдельный учет использования средств ОМС и представлять в СМО, выполняющую обязательства по организации деятельности медицинского учреждения по ОМС, сведения по формам отчетности, утвержденным в установленном порядке.
5.7. Медицинское учреждение ведет учет пролеченных пациентов и объемов оказанной им медицинской помощи по ОМС в соответствии с инструктивными документами МГФОМС по информационному обеспечению системы ОМС и предъявляет к оплате счета за оказанную медицинскую помощь по формам, утвержденным МГФОМС.
Медицинские учреждения, пользующиеся корпоративной сетью автоматизированной системы ОМС (АИС ОМС), осуществляют информационное взаимодействие с СМО на аппаратно-программных комплексах в соответствии с распорядительными документами МГФОМС.
Медицинское учреждение обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для идентификации пациента, обратившегося за медицинской помощью.