Рассмотрев, в соответствии с Законом города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы", отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы за 1999 год, Московская городская Дума
постановляет:
1. Принять отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы за 1999 год (приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов
Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 15 ноября 2000 года N 130
ОТЧЕТ
о деятельности Контрольно-счетной
палаты Москвы за 1999 год
В соответствии со статьей 40 Устава города Москвы для осуществления контроля за исполнением бюджета города Московская городская Дума (далее - Дума) в 1995 году создала Контрольно-счетную палату Москвы (далее - Палата), которая, в соответствии с Законом города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы" (далее - Закон о Палате), является постоянно действующим органом государственного финансового контроля.
Для решения задач, изложенных в статье 2 указанного Закона, Палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность, которая строится на основе перспективных и текущих планов.
В план мероприятий на 1999 год были включены поручения Думы (постановление Думы от 3 февраля 1999 года N 7) и поручения Мэра Москвы (письмо от 19 ноября 1998 года N 4-19-1224/8-2).
На основе указанных поручений план мероприятий Палаты на 1999 год был утвержден председателем Палаты 5 февраля 1999 года.
В сентябре 1999 года Дума постановлением от 8 сентября 1999 года N 87 внесла дополнительно 12 новых поручений на проведение контрольных мероприятий. В конце декабря 1999 года при рассмотрении на заседании Думы предложений по формированию плана мероприятий Палаты на 2000 год было принято постановление от 29 декабря 1999 года N 136, в котором, в том числе, были исключены из плана мероприятий Палаты на 1999 год 6 проверок.
В соответствии с планом работ в течение 1999 года Палата провела 37 контрольных мероприятий и 42 экспертно-аналитические работы, в ходе которых было охвачено 112 учреждений, предприятий и организаций.
Из проведенных в 1999 году контрольных мероприятий:
21 было включено в план по поручениям депутатов Думы;
12 - по предложению Мэра Москвы (далее - Мэр);
2 - по соглашению о сотрудничестве со Счетной палатой Российской Федерации;
2 - по инициативам аудиторов, одобренным решением Коллегии Палаты.
Из проведенных в 1999 году экспертно-аналитических работ:
37 были включены в план по инициативе Думы;
5 - в силу Закона о Палате.
Приоритетным направлением в деятельности Палаты в 1999 году был контроль за эффективностью бюджетного процесса в городе Москве и за использованием бюджетных средств для реализации социальных программ, прежде всего в сфере медицинского обслуживания, образования и строительства бесплатного муниципального жилья. Значительное внимание уделялось вопросам эффективности управления городской собственностью, в первую очередь - городским имуществом в организациях и предприятиях, созданных городом или с его участием.
Особое значение для деятельности Палаты в 1999 году имели две самые крупные с момента создания Палаты комплексные проверки: проверка исполнения бюджета города Москвы за 1998 год и проверка финансового обеспечения городских программ в 1998 году. В ходе этих проверок большое внимание уделялось вопросам эффективности сложившихся бюджетных отношений, законности и своевременности осуществления финансовых операций.
В результате проведенных контрольных мероприятий были выявлены финансовые нарушения на сумму более 14500000 тыс.рублей, в том числе превышение предельного размера заимствований, установленного Законом города Москвы от 3 декабря 1997 года N 49 "О бюджете города Москвы на 1998 год", на сумму 13200000 тыс.рублей и незаконное или нецелевое использование - на общую сумму 1300000 тыс.рублей.
По результатам проведенных мероприятий было возвращено в бюджет 12225,5 тыс.рублей.
Материалы по завершенным контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям регулярно направлялись в Думу и Мэру. Эти материалы, а также другие связанные с деятельностью Палаты вопросы рассматривались на заседаниях Думы и ее комиссий, заседаниях Правительства Москвы, коллегий комплексов городского управления, функциональных или отраслевых органов исполнительной власти.
В 1999 году был организован постоянный доступ Палаты к городской информационной сети и ее ресурсам.
Для развития экспертно-аналитической и информационной функций Палаты в начале 1999 года в ее состав, в соответствии с распоряжением Мэра от 26 января 1999 года N 42-РМ, был включен Бюджетно-финансовый ситуационный центр, который в составе 3 сотрудников приступил к работе с 1 июля 1999 года.
В мае 1999 года исполнилось пять лет с момента создания Палаты. Итоги пятилетней деятельности Палаты, пути дальнейшего совершенствования государственного финансового контроля в Москве и в других субъектах Российской Федерации были рассмотрены на проведенной в мае 1999 года Межрегиональной научно-практической конференции "Современные направления развития бюджетно-финансового контроля", в которой приняли участие 250 представителей контрольно-счетных и счетных палат более чем из 30 регионов России, представители Счетной палаты Российской Федерации, Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации, органов исполнительной власти Российской Федерации и города, а также представители научной общественности.
В течение года Палата активно участвовала в работе Ассоциации по сотрудничеству органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации (АОГФК), в рамках которой проводились семинары по обмену опытом, оказывалась информационная поддержка созданным и создаваемым аналогичным органам в других субъектах Российской Федерации и счетным палатам стран СНГ. Для овладения международным опытом работы органов независимого государственного контроля Палата установила рабочие контакты со счетными палатами Берлина и других земель Германии, принимала участие в работе различных международных организаций. В 1999 году Палата (первая в Восточной Европе) была принята в Европейскую ассоциацию органов независимого государственного контроля (ЕВРОРАИ). В плане обмена опытом Палату посетили три иностранные и около десяти российских делегаций.
Главная цель деятельности Палаты - контроль за исполнением городского бюджета.
В 1999 году контроль за исполнением городского бюджета осуществлялся всеми формами контроля.
В порядке предварительного контроля Палата рассматривала проект Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2000 год". На основе проведенного по всем аудиторским направлениям анализа проекта, внесенного в Думу, было представлено заключение, в котором Палата, в частности, отмечала, что:
- системные недостатки, выявленные в ходе проверки исполнения бюджета 1998 года и первой половины 1999 года, сохранились в представленном на рассмотрение Думы проекте бюджета города на 2000 год;
- применяемое в проекте понятие "предельный объем заимствования" взамен понятия "предельный объем городских долговых обязательств" не включает в себя такие формы долговых обязательств, как гарантии и поручительства;
- в проекте, по оценкам Палаты, занижен планируемый объем поступлений по ряду налоговых источников (по подоходному налогу с физических лиц, налогу на прибыль), а также доход от аренды городского имущества.
Текущий контроль за исполнением городского бюджета проводился Палатой в течение всего финансового года. В рамках текущего контроля Палата ежеквартально представляла Думе и Мэру отчеты о поквартальном ходе исполнения городского бюджета, подготовленные на основании представленной Департаментом финансов города Москвы (далее - Департамент финансов) информации.
Внимание Думы и Мэра обращалось, в частности, на:
- непропорциональное финансирование расходов бюджета, когда факты недофинансирования расходов по одним бюджетным статьям сочетались с фактами существенного (иногда многократного) превышения финансирования по другим;
- сохранение значительного остатка свободных бюджетных средств при недофинансировании ряда бюджетных расходов;
- отсутствие в отчетности об исполнении бюджета города Москвы, представляемой Департаментом финансов, ряда данных, что не позволяло Палате проанализировать исполнение бюджета города в полном соответствии с формой квартального отчета, установленной постановлением Думы от 25 февраля 1998 года N 19;
- некоторое несоответствие отчетных данных Департамента финансов и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве как по налоговой, так и по неналоговой части доходов бюджета города Москвы.
Особое место в деятельности Палаты в 1999 году занял последующий контроль за исполнением городского бюджета 1998 года, который был осуществлен Палатой, прежде всего, в ходе проведения комплексной проверки Департамента финансов.
В ходе данной проверки были, в частности, выявлены:
1. Нарушения в части долговых обязательств города, когда Департаментом финансов допускалось подписание договоров-поручительств, обеспеченных городским бюджетом и выданных для обеспечения обязательств третьих лиц от имени города Москвы без заключения условий возмещения расходов города; допускалась выдача поручительств в полном объеме финансирования в нарушение требований Закона города Москвы от 24 декабря 1997 года N 55 "О долговых обязательствах города Москвы", указывающих, что поручительство Правительства Москвы может быть предоставлено на сумму, не превышающую 25 процентов общего объема, если доля участия города в уставном капитале юридического лица составляет менее 51 процента.
2. Нарушения порядка выдачи возвратных бюджетных ссуд. Так, в 1998 году было выдано 38 возвратных бюджетных ссуд Правительства Москвы на общую сумму 1820207 тыс.рублей, из них 16 беспроцентных ссуд на сумму 1048139 тыс.рублей и 22 ссуды с уплатой процентов на сумму 772068 тыс.рублей, в то время как законом города Москвы о бюджете такие расходы не были предусмотрены. Задолженность по бюджетным ссудам, срок возврата которых истек в 1998 году, составила 114127 тыс.рублей.
3. Недостатки в части методического обеспечения бюджетного процесса в городе, проявившиеся в том, что применявшаяся Департаментом финансов методика анализа фактического исполнения бюджета по статье "Обслуживание государственного долга" не позволяла установить действительные объемы средств, используемых на расходы по обслуживанию государственного долга. Кроме того, при формировании проекта бюджета свободный остаток средств не включался в состав доходных источников, а использование применяемой Департаментом финансов методики планирования налоговых доходов не позволило при составлении проекта бюджета 1998 года достоверно определить прогноз доходов бюджета, что привело к занижению доходной части бюджета на планируемый год.
4. Рост расходов на государственное управление с 1,8 до 2,6 процента от общей суммы бюджета из-за отсутствия четко определенных норм расходов на государственное управление, норм на коммунальные услуги, оборудование мебелью и обеспечение другим имуществом, на правительственную и сотовую радиотелефонную связь, а также нормативов на разработку штатных расписаний структурных подразделений исполнительной власти.
5. Нарушения в части формирования фонда оплаты труда городских органов государственного управления, допущенные Департаментом финансов. Так, например, при формировании фонда оплаты на 1998 год Департамент финансов руководствовался не Законом города Москвы от 29 октября 1997 года N 43 "О государственной службе города Москвы", а вступившим в противоречие с данным Законом распоряжением Мэра от 13 октября 1997 года N 806-РМ.
6. Нарушения в использовании средств резервного фонда бюджета города, связанные с тем, что средства фонда часто направлялись на финансирование мероприятий, не носящих чрезвычайный или непредвиденный характер. Одна из причин таких нарушений - органы городской администрации, запрашивающие денежные средства на непредвиденные расходы, при подготовке распорядительных документов не всегда представляли аргументированные обоснования причин возникновения потребности в денежных средствах, а также расчеты, подтверждающие сумму предстоящих расходов с использованием нормативов, норм, тарифов и расценок.
Вопросы исполнения бюджета города Москвы затрагивались и в других контрольных мероприятиях, проведенных Палатой в 1999 году.
По результатам проведенных в 1999 году в рамках реализации функции "контроль за исполнением городского бюджета" контрольных мероприятий и экспертно-аналитических работ Палатой даны рекомендации Московской городской администрации:
1. При подготовке проекта бюджета города на 2001 год принять меры к устранению системных недостатков, которые были указаны Палатой в заключении на проект бюджета 2000 года и выявлены в ходе проверки исполнения бюджета 1998 года и первой половины 1999 года.
2. При исполнении бюджета города неукоснительно соблюдать закон о бюджете, избегать недофинансирования различных статей бюджета при имеющихся свободных средствах (текущем профиците).
3. Представлять Палате ежеквартальную отчетность об исполнении бюджета города в объеме, в соответствии с формой квартального отчета, установленной постановлением Думы от 25 февраля 1998 года N 19, не допуская, чтобы представляемые данные вступали в противоречие с аналогичными данными Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве.
4. Усилить контроль за обоснованностью предоставления гарантий от имени Правительства Москвы, соблюдением установленного порядка выдачи бюджетных ссуд и их своевременным возвратом; при составлении проектов законов о бюджете города Москвы на очередной год определять порядок и условия предоставления временной финансовой помощи и бюджетных ссуд.
5. Разработать более совершенные методики анализа исполнения бюджета и расчета базовых бюджетных показателей для планирования доходов и расходов при составлении проектов бюджета города.
6. Принять меры по устранению причин для необоснованного роста расходов на государственное управление.
7. При внесении в Думу проектов законов соблюдать требования федеральных законов и законов города Москвы, регулирующих бюджетный процесс, другие налоговые и финансово-экономические отношения.
8. Определить объем показателей подробного отчета об использовании денежных средств резервного фонда бюджета города. Не допускать использование средств резервного фонда на финансирование мероприятий, не носящих чрезвычайный или непредвиденный характер, а также на расходы, имеющие постоянный, систематический характер. Направить на утверждение Думы Положение о резервном фонде бюджета города Москвы.
По результатам проведенных в данном направлении мероприятий и по рекомендациям Палаты к моменту составления отчета приняты следующие меры:
1.В Законе города Москвы от 24 декабря 1999 года N 40 "О бюджете города Москвы на 2000 год" учтены требования основных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступившего, в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации", в силу с 1 января 2000 года.
2. Отдельные предложения Палаты учтены в постановлении Думы от 6 октября 1999 года N 100 "О введении в действие Закона города Москвы от 7 июля 1999 года N 32 "Об исполнении бюджета города Москвы за 1998 год".
3. Отдельные выводы Палаты нашли отражение в постановлении Правительства Москвы от 7 декабря 1999 года N 1122 "О концепции управления бюджетными ресурсами города Москвы и ходе выполнения первоочередных мероприятий по реализации требований Закона Российской Федерации "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" в городе Москве".
4. Рекомендации Палаты по поводу совершенствования финансово-кредитной системы города нашли отражение в распоряжениях Мэра от 16 июля 1999 года N 747-РМ "О выводе из состава уполномоченных банков" и от 29 ноября 1999 года N 1353-РМ "О совершенствовании деятельности системы уполномоченных банков Правительства Москвы".