(с изменениями на 16 января 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2016 года N 226-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2000 года N 294
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 4 августа 1998 года N 587;
распоряжением Мэра Москвы от 6 октября 1999 года N 1110-РМ;
постановлением Правительства Москвы от 16 января 2001 года N 40-ПП.
__________________________________________________________________
В ходе экономических преобразований в Москве происходит процесс становления и развития ремесленничества как части малого предпринимательства. Наработан опыт в его самоорганизации.
В соответствии с Соглашением о партнерских связях между Москвой и Дюссельдорфом в Москве с 1992 года реализуется проект содействия развитию малого предпринимательства, в рамках которого в 1993 году была образована Палата ремесел г.Москвы.
В настоящее время Палата ремесел насчитывает 370 членов, объединенных в 10 профессиональных гильдий с общей численностью работающих более 3000 человек, и оказывает постоянное содействие в обучении и повышении квалификации ремесленников, организует курсы и семинары по различным видам ремесленной деятельности с привлечением в качестве преподавателей российских и немецких специалистов. С 1994 года Палатой ремесел совместно с Гильдией художественного ремесла было проведено 15 выставок-продаж работ ремесленников.
Органами исполнительной власти Москвы осуществлен ряд мер по поддержке ремесленничества, в том числе в рамках комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства в г.Москве. Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства только за последние полтора года оказана финансовая поддержка 30 малым предприятиям ремесленного профиля на сумму более 4,8 млрд.рублей.
Отмечая определенные успехи в возрождении и развитии ремесленничества и считая поддержку развития ремесленничества в Москве важнейшей задачей, способствующей решению проблем занятости населения, сохранения историко-бытовых традиций города, реализации государственной политики в сфере малого предпринимательства, направленной на создание благоприятных условий для развития производственной и предпринимательской деятельности, Правительство Москвы оценивает проводимую работу в данном направлении как недостаточную. В значительной степени сдерживает развитие ремесленничества отсутствие нормативно-правовой базы, необходимой финансовой поддержки со стороны Правительства Москвы, недостаток производственных и административных помещений.
Рассматривая ремесленничество как специфический вид частного предпринимательства, преимущественно индивидуального, на основе единичного или мелкосерийного производства товаров и услуг, необходимо обобщить накопленный опыт, скоординировать усилия всех заинтересованных организаций на приоритетных направлениях поддержки ремесленничества, существенно активизировать эту работу.
В целях возрождения и развития ремесленничества г.Москвы как составной части малого предпринимательства Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить, в основном, представленную Концепцию развития ремесленничества в г.Москве (приложение 1).
2. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства:
2.1. Совместно с Комитетом образования, Палатой ремесел и Общественно-экспертным советом по малому предпринимательству доработать указанную концепцию и представить Правительству Москвы до 1 марта 1997 года.
2.2. Совместно с Комитетом труда и занятости, Палатой ремесел, Комитетом образования, Общественно-экспертным советом по малому предпринимательству и другими заинтересованными организациями разработать проект закона о ремесленничестве в г.Москве до 1 мая 1997 года, предусмотрев в нем раздел "Профессиональное образование".
2.3. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 16 января 2001 года N 40-ПП.
2.4. Разработать и утвердить в установленном порядке положение о комиссии в месячный срок.
2.5. Предусмотреть выделение 10% средств, направляемых на поддержку малого предпринимательства, на поддержку ремесленников.
2.6. Ввести в состав Комиссии Правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства вице-президента Палаты ремесел Кошелева Л.Н.
3. Пункт отменен - распоряжение мэра Москвы от 6 октября 1999 года N 1110-РМ.
4. Пункт утратил силу - постановление правительства Москвы от 4 августа 1998 года N 587.
5. Пункт утратил силу - постановление правительства Москвы от 4 августа 1998 года N 587.
6. Московской регистрационной палате зарегистрировать Центр ремесел Москвы как некоммерческую организацию.
7. Комплексу по экономической политике и имущественно-земельным отношениям:
- по согласованию с Государственным комитетом по управлению имуществом Российской Федерации решить вопрос о передаче в городскую собственность объекта незавершенного строительства (п.3), относящегося к федеральной собственности;
- в месячный срок произвести оценку стоимости передаваемого РНЦ "Курчатовский институт" объекта незавершенного строительства (п.3);
- решить вопрос о компенсации расходов РНЦ "Курчатовский институт" путем предоставления земельного участка в районе Куркино Северо-Западного административного округа.
8. Пункт утратил силу - постановление правительства Москвы от 4 августа 1998 года N 587.
9. Пункт отменен - распоряжение мэра Москвы от 6 октября 1999 года N 1110-РМ.
10. Префектам административных округов совместно с Комитетом по управлению имуществом Москвы, Палатой ремесел и другими заинтересованными организациями до конца 1997 года учредить территориальные центры ремесел, предоставив для их размещения нежилую площадь в размере не менее 1000 кв. метров.
11. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства:
11.1. Совместно с Палатой ремесел в месячный срок разработать проект устава, бизнес-план и организационно-финансовую схему работы Центра ремесел.
11.2. Совместно с Московской лизинговой компанией обеспечить техническое оснащение общегородского и территориальных центров ремесел в соответствии с утвержденными бизнес-планами.
11.3. Обратиться в Госкомитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства с просьбой принять участие в финансировании пилотного проекта Центра ремесел Москвы.
11.4. Совместно с Комитетом образования и заинтересованными донорскими организациями проработать вопрос методического и технического обеспечения создаваемых центров.
12. Московскому фонду поддержки малого предпринимательства обеспечить целевое использование средств, выделяемых Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства, на поддержку и развитие ремесленничества.
13. Комитету образования в срок до 1 марта 1997 года:
13.1. Совместно с Московской лицензионной палатой разработать предложения по лицензированию, аттестации и аккредитации кадров, занятых в обучающем процессе в ремесленных производствах.
13.2. Совместно с Палатой ремесел определить учебные профессионально-технические заведения по подготовке ремесленников различного профиля.
14. Комитету труда и занятости совместно с Палатой ремесел и Комитетом образования в срок до 1 марта 1997 года:
14.1. Разработать перечень ремесленных профессий для включения его в закон о ремесленничестве.
14.2. Включить в Программу содействия занятости населения на 1997 год организацию перепрофилирования устаревших и создание новых рабочих мест в мастерских профессиональных училищ.
14.3. Предусмотреть на 1997 год финансирование из Фонда занятости проектов центров ремесел под создание новых рабочих мест.
15. Префектуре Восточного административного округа, Москомархитектуре по заказу Палаты ремесел и ООО "Вернисаж в Измайлово" в течение первого полугодия 1997 года разработать архитектурный проект комплекса "Улица ремесел" в районе Измайлово с финансированием проекта за счет средств на развитие и поддержку ремесленничества.
16. Палате ремесел совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства в первом полугодии 1997 года разработать и представить на утверждение Комиссии по проблемам развития ремесленничества организационно-финансовую схему создания комплекса "Улица ремесел" в районе Измайлово.
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Егорова Е.В.
За Премьера Правительства Москвы
Б.В.Никольский
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы от 10 декабря 1996 года N 966
КОНЦЕПЦИЯ
развития ремесленничества в г.Москве
Ремесленное дело является одним из важных секторов современной многоукладной социально-рыночной экономики. Широкая сеть мелких (ремесленных) предприятий, рост количества частных предпринимателей-ремесленников создают благоприятные предпосылки для развития эффективной конкуренции на рынке, а их гибкость и мобильность дают возможность решить целый комплекс хозяйственных и социальных задач - от более полного удовлетворения населения сравнительно дешевыми и необходимыми в повседневной жизни товарами народного потребления до расширения занятости (в том числе людей с самыми различными свойствами интеллекта, психики и физических возможностей, людей с различным запасом знаний и разными профессиональными интересами). Развитие ремесленничества способствует социальному выравниванию, что создает предпосылки для стабильности внутри государства и непосредственно на территории Москвы.
В России к началу ХХ века число ремесленников составляло более 4 миллионов человек. Число ремесленных профессий и промыслов было очень велико, город был насыщен товарами ремесленного производства, широко была развита сфера ремесленных услуг.
В настоящее время ремесленничество утратило свои господствующие позиции как система производства, однако оно продолжает существовать во многих развитых странах мира, получая государственную поддержку как часть малого предпринимательства либо как самостоятельная система производства.
Сегодня этот положительный опыт должен быть изучен, обобщен и учтен, прежде всего в области ремесленничества и создания ремесленных общественных объединений, выражающих и защищающих интересы ремесленников в органах государственной власти и управления.
В данный момент отсутствует законодательно утвержденный список ремесел и промыслов, нет и закона о ремеслах, который бы регулировал социально-правовые и экономические стороны этой деятельности.
Таким образом, в современных условиях ремесленничество представляет собой важное с точки зрения экономической эффективности и социальной стабильности явление, развитие которого государство должно непременно взять под свою опеку, обеспечивая ему всемерную поддержку и рост.
В силу ряда особенностей ремесленное предприятие в нашей стране имеет небольшие размеры и не превышает параметры, установленные законодательством Российской Федерации для малого предпринимательства.
Таким образом, можно определить ремесленника как представителя малого предпринимательства, занимающегося изготовлением, как правило ручным способом, каких-либо изделий и (или) услуг при помощи собственных орудий труда.
Ремесленничество - часть субъектов малого предпринимательства, для которых характерно изготовление продукта труда или предоставление услуг в малом объеме или по индивидуальным заказам с высокой долей ручного труда и с творческим использованием собственных особых знаний, навыков и умений, как правило без функционального и производственного разделения труда внутри ремесленного предприятия, на основе собственности ремесленника (мастера) на средства производства.
Такое определение позволяет распространить на ремесленничество нормативно-правовую базу поддержки малого предпринимательства. Для Москвы основа этой поддержки определена Законом города Москвы "Об основах малого предпринимательства в Москве", другими распорядительными документами.
Для того чтобы выделить из всей совокупности малых предприятий ремесленные, в качестве основных критериев ремесленного производства нами предлагаются следующие:
- принадлежность к отраслям обрабатывающей промышленности или сфере услуг;
- высокая доля ручного труда в процессе производства;
- незначительное разделение труда внутри ремесленного предприятия;
- непосредственное участие собственника в процессе труда или в процессе производства;
- мелкотоварный характер производства (малосерийность выпускаемой продукции).
В Москве существует достаточно широкий слой хозяйствующих субъектов, которые могут быть отнесены к категории ремесленников. Большей своей частью эти предприятия не могут рассчитывать на стабильное существование в условиях рынка и на равные конкурентные возможности по сравнению с иными формами предпринимательства, поскольку их существование осложняется рядом моментов, наиболее существенные из которых:
1. Неустойчивый спрос на продукцию и услуги ремесленничества, слишком большие для этого вида деятельности налоги, а также различные поборы.
2. Недостаточные инвестиционные возможности (отсутствие достаточных для развития собственного дела накоплений и необеспеченность кредитов).
3. Разобщенность ремесленничества, вытекающая из индивидуального характера труда и отсутствия объединений именно этой части производителей.
4. Отсутствие у ремесленников достаточных экономических, юридических и прочих знаний для участия в рыночных отношениях.
Исключением могут служить традиционные для российского ремесленничества народные художественные промыслы (изготавливающие предметы декоративно-прикладного искусства и сувениры), которые стали самостоятельными производствами благодаря целенаправленной государственной поддержке и обширному потребительскому рынку. Сбыт их продукции является одним из источников поступления валюты, а также поднимает престиж города.
Необходимость государственной поддержки ремесленничества, его возрождение и развитие обусловлено следующим:
1. Ремесленничество дает средства к существованию достаточно широкому слою населения, являясь одновременно одним из средств первоначального накопления капитала.
2. Ремесленное производство способствует насыщению рынка товарами и услугами и в ряде секторов производства способно конкурировать с крупными производителями.
3. Ремесленное производство имеет возможность более гибкого реагирования на изменения рынка, что обеспечивает его относительную устойчивость.
4. Развитие ремесленничества снижает уровень безработицы.
5. Ремесленничество сохраняет и развивает историко-бытовые традиции культуру, народа.
6. Вовлечение в ремесленное производство развивает самодеятельность населения, позволяет раскрыть личные качества человека, способствует его самореализации и вовлечению в рыночные отношения.