ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2022 года N 491-ПП
О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 4 октября 2011 г. N 461-ПП
В целях приведения показателей Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" в соответствие с Законом города Москвы от 24 ноября 2021 г. N 33 "О бюджете города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов" по состоянию на 1 января 2022 г., а также в целях уточнения показателей Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" в соответствии с кассовым исполнением за отчетный финансовый год Правительство Москвы
постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 4 октября 2011 г. N 461-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП, от 28 мая 2013 г. N 331-ПП, от 14 мая 2014 г. N 249-ПП, от 20 апреля 2015 г. N 209-ПП, от 23 апреля 2015 г. N 229-ПП, от 15 декабря 2015 г. N 860-ПП, от 10 октября 2016 г. N 656-ПП, от 28 марта 2017 г. N 118-ПП, от 11 апреля 2017 г. N 186-ПП, от 27 марта 2018 г. N 235-ПП, от 26 марта 2019 г. N 249-ПП, от 4 июня 2019 г. N 626-ПП, от 24 марта 2020 г. N 218-ПП, от 31 марта 2020 г. N 320-ПП, от 30 марта 2021 г. N 388-ПП), изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Ракову А.В.
Мэр Москвы
С.С.Собянин
Государственная программа города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)"
Паспорт Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)"
Наименование | Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение) | |||||||||||||||||||
Государственной программы города Москвы | ||||||||||||||||||||
Цели Государственной программы города Москвы | Улучшение здоровья населения города Москвы на основе повышения качества и улучшения доступности медицинской помощи, приведения ее объемов и структуры в соответствие с заболеваемостью и потребностями населения, современными достижениями медицинской науки, повышения качества окружающей среды | |||||||||||||||||||
Конечные | N | Наименование конечного | Единица | Значение | ||||||||||||||||
результаты Государственной программы города | п/п | результата | измерения | 2017 год, факт | 2018 год, факт | 2019 год, факт | 2020 год, факт | 2021 год, факт | 2022 год, прогноз | 2023 год, прогноз | 2024 год, прогноз | |||||||||
Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города | 1 | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | лет | 77,90 | 77,90 | 78,30 | 76,20 | 74,10 | 74,65 | 75,10 | 75,55 | |||||||||
2 | Смертность населения трудоспособного возраста | случаев на 100 тыс. населения | 305,5 | 305,0 | 302,6 | 345,5 | 378,1 | 340,3 | 306,2 | 305,4 | ||||||||||
Москвы | 3 | Смертность постоянного населения города Москвы трудоспособного возраста | случаев на 100 тыс. населения | 287,7 | 287,0 | 260,0 | 338,4 | 359,2 | 323,3 | 291,0 | 262,0 | |||||||||
4 | Младенческая смертность | случаев на 1000 родившихся живыми | 5,6 | 5,3 | 4,8 | 3,5 | 3,6 | 4,6 | 4,4 | 4,4 | ||||||||||
5 | Младенческая смертность постоянного населения города Москвы | случаев на 1000 родившихся живыми | 4,5 | 4,1 | 3,0 | 3,4 | 3,5 | 3,7 | 3,6 | 3,5 | ||||||||||
Задачи Государственной программы города Москвы | 1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья населения, включая приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи. | |||||||||||||||||||
9. Повышение качества жизни граждан старшего поколения. | ||||||||||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы | Департамент здравоохранения города Москвы | |||||||||||||||||||
Ответственные исполнители подпрограмм | Департамент здравоохранения города Москвы, | |||||||||||||||||||
Соисполнители подпрограмм | Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, | |||||||||||||||||||
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | Наименование Государственной программы города Москвы | Источники финанси- | Расходы (тыс. рублей) | |||||||||||||||||
2017 год, факт | 2018 год, факт | 2019 год, факт | 2020 год, факт | 2021 год, факт | 2022 год, прогноз | 2023 год, прогноз | 2024 год, прогноз | Итого | ||||||||||||
Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение) | Всего | 449937893,1 | 495074852,3 | 593411415,7 | 867814242,8 | 909348907,2 | 844192523,8 | 793773692,0 | 797326775,2 | 5750880302,1 | ||||||||||
бюджет города Москвы | 220749609,4 | 223646983,7 | 313649559,1 | 537076222,5 | 541904153,5 | 505227399,3 | 448106840,4 | 434637681,9 | 3224998449,8 | |||||||||||
средства федерального бюджета | 7014955,2 | 7276986,5 | 7015713,2 | 33174608,5 | 48953312,7 | 7054565,1 | 7229698,2 | 7364829,3 | 125084668,7 | |||||||||||
средства бюджетов государственных внебюджетных фондов | 215885488,6 | 261875774,2 | 295055139,4 | 336400626,7 | 407724276,3 | 367464175,4 | 377586958,3 | 398141089,2 | 2660133528,1 | |||||||||||
средства юридических и физических лиц | 64644976,7 | 67447513,3 | 74424998,1 | 76231637,5 | 78822817,8 | 82147835,9 | 82069084,1 | 82060321,6 | 607849185,0 | |||||||||||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы | Этап: 01.01.2019-31.12.2024 |
1. Характеристика текущего состояния сферы здравоохранения, охраны окружающей среды, ветеринарии и их основные проблемы
Стратегические направления совершенствования системы управления государственной системой здравоохранения города Москвы
Выбор приоритетной модели развития государственной системы здравоохранения города Москвы обусловлен необходимостью установления эффективных организационных и экономических механизмов регулирования процесса оказания медицинской помощи населению. Относительно высокая ресурсная обеспеченность государственной системы здравоохранения города Москвы по сравнению со среднероссийскими показателями и инфраструктурный потенциал города Москвы определяют возможность в относительно короткие сроки реализовать современную, технологически насыщенную и экономически эффективную модель отрасли здравоохранения.
Оптимальным, с точки зрения обеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи, является создание многоуровневой модели здравоохранения, основанной на системном развитии государственной системы здравоохранения (медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы и федеральные медицинские организации), государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья граждан и частной системы здравоохранения с сохранением государственного регулирования.
Структурные преобразования в системе здравоохранения как общий способ повышения эффективности действующей системы повлияют на качество и доступность оказания медицинской помощи и будут являться важнейшим инструментом воздействия на главные компоненты государственной системы здравоохранения - первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь.
В ходе реализации структурных преобразований решаются следующие основные задачи:
- приведение мощности и структуры сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи;
- повышение эффективности деятельности Департамента здравоохранения города Москвы, в том числе путем модернизации подведомственных медицинских организаций, преобразования неэффективных подведомственных медицинских организаций, увеличения поступлений от приносящей доход деятельности;
- внедрение современных технологий оказания медицинской помощи на различных этапах;
- создание единого информационного пространства системы здравоохранения города Москвы;
- ликвидация диспропорций в структуре и численности медицинских кадров, повышение их квалификации;
- внедрение принципа пациент-ориентированного подхода при оказании всех видов медицинской помощи на всех этапах ее оказания.
Наиболее актуальными целевыми направлениями совершенствования государственной системы здравоохранения города Москвы являются:
- реализация мер государственной политики, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти;
- реализация мер государственной политики, направленных на увеличение продолжительности жизни;
- повышение эффективности деятельности медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, оптимизация коечного фонда исходя из потребностей населения в соответствующих видах медицинской помощи;
- развитие системы медицинской профилактики, профилактических осмотров и диспансеризации населения, в том числе посредством контроля ее качества;
- совершенствование нормативно-подушевого финансирования на прикрепившихся к медицинским организациям лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинских организаций;
- совершенствование структуры тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, связанное с возможностью обеспечения основных видов затрат при оказании медицинской помощи;
- совершенствование системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Обеспечение эффективности внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, в том числе с учетом проведения оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями;
- внедрение мониторинга эффективности деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на основании утвержденных показателей эффективности их руководителей и работников.
Приоритетными технологиями медицинского обслуживания, внедряемыми в деятельность медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, являются стационарозамещающие технологии: дневные стационары, стационары кратковременного пребывания, центры амбулаторной онкологической помощи, новые формы обслуживания на дому, включая развитие патронажной службы для проведения активных посещений хронических больных на дому, ведение хронических, паллиативных и других групп пациентов, нуждающихся в помощи на дому.
Реализация запланированных структурных преобразований в государственной системе здравоохранения города Москвы позволит:
- повысить качество и доступность оказываемой медицинской помощи населению на всех уровнях и этапах;
- повысить роль и удельный вес первичной медико-санитарной помощи в структуре финансирования Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве;
- повысить обеспеченность населения паллиативной помощью и медицинской реабилитацией;
- частично заместить стационарное звено стационарозамещающими формами обслуживания;
- повысить степень управляемости и эффективности государственной системы здравоохранения города Москвы в целом и ее отдельных медицинских организаций;
- ликвидировать кадровую диспропорцию между звеньями государственной системы здравоохранения города Москвы.
Реализуемая модель развития государственной системы здравоохранения города Москвы позволила в условиях глобального вызова - пандемии новой коронавирусной инфекции, обеспечить широкую доступность медицинской помощи и высокое качество лечения населения города.
В целях информирования граждан о качестве условий оказания услуг, дальнейшего совершенствования системы управления государственной системой здравоохранения города Москвы и повышения качества деятельности медицинских организаций, в городе Москве в форме общественного контроля осуществляется оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве.
Оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями, основными критериями которой является обеспечение:
- открытости и доступности информации о медицинской организации;
- комфортности условий предоставления медицинских услуг, в том числе время ожидания предоставления медицинской услуги;
- доброжелательности, вежливости работников медицинской организации;
- удовлетворенности условиями оказания услуг;
- доступности медицинских услуг для инвалидов.
Для повышения информированности потребителей медицинских услуг, обеспечения доступности информации для участников оценки качества условий оказания услуг на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.bus.gov.ru) размещены сведения о деятельности всех медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, при этом каждая из них имеет собственный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Кроме того, оценка качества условий оказания услуг осуществляется и в рамках организованного Департаментом здравоохранения города Москвы контроля за работой медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на основании полученных сообщений от граждан, направленных с использованием подсистемы Единой городской автоматизированной системы обеспечения поддержки деятельности Открытого правительства города Москвы - портала "Наш город" (www.gorod.mos.ru), Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru), полученной информации в рамках реализации проекта "Активный гражданин", а также информации, направленной гражданами на сайты медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.
Одной из основных задач дальнейшего совершенствования системы управления государственной системой здравоохранения города Москвы является сохранение объема и качества предоставляемых услуг квалифицированными медицинскими кадрами, соответствующих потребности населения и современному уровню развития медицинской науки.
В целях улучшения кадрового обеспечения ежегодно осуществляется работа по целевой подготовке врачей по программам специалитета и ординатуры, а также по повышению квалификации и переподготовке медицинских работников. Целевое обучение по программам специалитета осуществляется по следующим специальностям: "Лечебное дело", "Медико-профилактическое дело" и "Стоматология" в Первом Московском государственном медицинском университете им.И.М.Сеченова, "Лечебное дело" и "Педиатрия" в Российском национальном исследовательском медицинском университете им.Н.И.Пирогова, "Лечебное дело" и "Стоматология" в Московском государственном медико-стоматологическом университете им.А.И.Евдокимова.
Целевая подготовка врачей по программам ординатуры проводится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории города Москвы: Первом Московском государственном медицинском университете им.И.М.Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им.Н.И.Пирогова, Московском государственном медико-стоматологическом университете им.А.И.Евдокимова, Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, Российском онкологическом научном центре им.Н.Н.Блохина. Целевая подготовка ординаторов также осуществляется за счет бюджета города Москвы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, реализующих программы ординатуры.