ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 мая 2013 года N 331-ПП

О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 4 октября 2011 года N 461-ПП

В целях актуализации показателей Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)", включая приведение указанных показателей в соответствие с Законом города Москвы от 21 ноября 2012 года N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2011 года N 56-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ города Москвы" Правительство Москвы

постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 4 октября 2011 года N 461-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 февраля 2012 года N 64-ПП):

1.1. В пункте 1 постановления слова "(далее - Программа)" исключить.

1.2. Пункт 2 постановления признать утратившим силу.

1.3. Пункт 3 постановления изложить в следующей редакции:

"3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.".

1.4. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.    

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

     

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 28 мая 2013 года N 331-ПП


Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 4 октября 2011 года N 461-ПП

     

Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)"

     

     

Паспорт Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)"

Наименование Государственной программы города Москвы

Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)"

Цели Государственной программы города Москвы

Улучшение состояния здоровья населения города Москвы на основе повышения качества и доступности оказания медицинской помощи.

Конечные результаты Государственной

N
п/п

Наименование конечного результата

Ед. изм.

2012

2013

2014

2015

2016

программы города Москвы с
разбивкой

1

Смертность населения

на 1000 населения

9,9

9,8

9,7

9,7

9,6

по годам реализации Государственной программы города

2

Доля жителей, удовлетворенных работой сферы здравоохранения

%

64

65,5

67

68,5

70

Москвы

3

Ожидаемая средняя продолжительность жизни

лет

75,8

76,3

76,6

77,1

77,1

4

Рождаемость

на 1000 человек

11,3

11,5

11,6

11,6

11,6

5

Естественный прирост населения

на 1000 населения

1,4

1,7

1,9

1,9

2,0

6

Смертность населения трудоспособного возраста

на 100 тыс. населения

417

358,7

358,4

358,1

357,5

Задачи Государственной программы города Москвы

1. Приведение мощности и структуры сети государственных учреждений здравоохранения города Москвы в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи

2. Совершенствование технологий оказания медицинской помощи на различных этапах

3. Повышение эффективности системы организации медицинской помощи

4. Создание единого информационного пространства здравоохранения города Москвы

5. Ликвидация диспропорций в структуре и численности медицинских кадров, повышение квалификации кадров

Координатор Государственной программы города Москвы

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития

Ответственный соисполнитель подпрограмм

Департамент здравоохранения города Москвы

Соисполнители подпрограмм

Департамент капитального ремонта города Москвы,
Департамент строительства города Москвы,
Департамент развития новых территорий города Москвы


Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы

Наимено-
вание Государст-
венной программы города Москвы

Источник финансиро-
вания

2012

2013

2014

2015

2016

Итого

Государст-
венная

Всего

309977290,7

290025773,5

301849848,1

339726654,5

357225307,9

1598804874,7

программа города Москвы на

бюджет города Москвы

204873349,3

197225584,0

206262485,1

219562644,0

230540776,8

1058464839,2

средне-
срочный период (2012-2016

средства федерального бюджета

48282096,6

8859556,2

0,0

0,0

0,0

57141652,8

годы) "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохра-

средства бюджетов государст-
венных внебюджетных фондов*

53154844,8

76240633,3

86387363,0

109464010,5

115484531,1

440731382,7

нение)"

средства юридических и физических лиц

3667000,0

7700000,0

9200000,0

10700000,0

11200000,0

42467000,0

________________

* Объем средств субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования указан без учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы

Первый этап: начальный, 01.01.2012 - 31.12.2012

Второй этап: основной, 01.01.2013 - 31.12.2015

Третий этап: завершающий, 01.01.2016 - 31.12.2016

     

     

1. Характеристика текущего состояния сферы здравоохранения и ее основные проблемы


По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Москве численность населения города Москвы на 1 января 2011 года составила 11551,9 тыс. человек. В структуре численности населения города Москвы удельный вес детского населения в возрасте до 18 лет составляет 13,0%, лиц трудоспособного возраста - 63,1%, лиц в возрасте старше трудоспособного - 23,9% (в среднем по Российской Федерации - 21,6%). При этом в 2006 году доля жителей города Москвы в возрасте старше трудоспособного составляла 18,4%, что свидетельствует об ускорении процесса старения населения города Москвы.

В 2010 году в городе Москве зарегистрировано родившихся живыми 122962 человека, что на 6881 человек больше по сравнению с предыдущим годом. Уровень рождаемости в 2010 году составил 10,7 на 1000 населения (в среднем по Российской Федерации - 12,4).

В 2010 году в городе Москве зарегистрировано 126032 умерших. Показатель общей смертности составил 10,9 на 1000 населения. Величина показателя общей смертности москвичей ниже, чем в среднем по Российской Федерации (в 2010 году - на 19,2%).

Наблюдаемые в последние годы прирост рождаемости и снижение смертности обусловили благоприятную тенденцию уменьшения коэффициента естественной убыли населения города Москвы (с минус 5,8 в 2000 году до минус 0,2 в 2010 году).

В 2010 году, как и в прошлые годы, основными причинами смерти населения города Москвы являлись болезни системы кровообращения (59,1%), злокачественные новообразования (19,0%), травмы и несчастные случаи (5,6%). На долю всех остальных причин смерти приходилось 16,3%.

В 2010 году показатель смертности жителей города Москвы: от болезней системы кровообращения составил 647,5 на 100 тыс. населения (на 9,3% выше уровня 2009 года); от новообразований - 208,0 на 100 тыс. населения (на 7,8% ниже, чем в 2009 году). Смертность населения города Москвы от травм и несчастных случаев в 2010 году уменьшилась в сравнении с 2009 годом на 17,2% и составила 61,0 на 100 тыс. населения. Вместе с тем данный показатель смертности остается на высоком уровне и в структуре смертности занимает стабильно третье место. Смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя, сохранилась на уровне 2009 года и составила 35,1 на 100 тыс. населения.

Продолжилась благоприятная тенденция уменьшения показателя младенческой смертности: с 10,9 на 1 тыс. родившихся живыми в 2000 году до 6,3 в 2010 году. В Российской Федерации данный показатель в 2009 году составлял 8,2 на 1 тыс. родившихся живыми.

Показатель материнской смертности в городе Москве также имеет тенденцию к снижению: с 32,9 на 100 тыс. родившихся живыми в 2000 году до 19,7 в 2010 году.

Заболеваемость детей в последние годы остается на высоком уровне и составляет 192,76 на 100 тыс. детского населения. В структуре общей заболеваемости детей на первом месте регистрируются болезни органов дыхания (в 58,2% случаев), травмы в структуре заболеваний занимают второе место - 6,7%, на третьем месте, оставаясь практически на том же уровне, как и в предыдущие годы, заболевания глаз - 6,1% и костно-мышечной системы - 5,3%.

В структуре зарегистрированных заболеваний у взрослого населения первое место занимают заболевания органов кровообращения - 23,5%, второе место - болезни органов дыхания - 16,9%, третье место - болезни костно-мышечной системы - 9,8%.

Ежегодно отмечается рост заболеваемости эндокринными болезнями главным образом за счет выявления больных сахарным диабетом. Снижение заболеваемости на 7,5% в 2010 году отмечается по классу болезней органов дыхания.

Улучшение социально-экономических условий жизни москвичей, эффективная деятельность системы здравоохранения и служб, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, во многом обусловили благоприятные изменения медико-демографической ситуации в городе Москве - увеличение показателя средней ожидаемой продолжительности жизни по совокупному населению - 73,6.

Вместе с тем, несмотря на положительные изменения медико-демографических показателей в целом, проведение комплекса мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения города Москвы, сохраняет актуальность.

Сеть учреждений здравоохранения города Москвы

Сеть учреждений Департамента здравоохранения города Москвы (по состоянию на сентябрь 2011 года) включает 740 учреждений здравоохранения города Москвы, в том числе 111 стационарных учреждений (далее также - больницы), 53 диспансера, 452 медицинских учреждения первичной медико-санитарной помощи (далее также - амбулаторно-поликлиническое учреждение, поликлиника), 29 центров, в том числе научно-практических, Станцию скорой и неотложной медицинской помощи им.А.С.Пучкова (далее - Станция скорой и неотложной медицинской помощи, также - Станция), Станцию переливания крови, Банк стволовых клеток, 42 учреждения охраны материнства и детства, 36 учреждений санаторного типа, 15 учреждений здравоохранения города Москвы особого типа.

Стационарные учреждения Департамента здравоохранения города Москвы представлены 55 городскими больницами (из них 8 детских многопрофильных больниц), 37 специализированными больницами, а также 3 научно-исследовательскими институтами, 4 госпиталями для ветеранов войны, 4 медико-санитарными частями и 8 хосписами. Общее число коек на начало 2011 года - 82557.

В городе Москве функционируют 9 врачебно-физкультурных, 1 кардиологический, 1 эндокринологический, 16 противотуберкулезных, 2 онкологических и 23 психоневрологических диспансера.

Амбулаторно-поликлинические учреждения Департамента здравоохранения города Москвы включают 452 городские поликлиники, в том числе 149 детских, 62 стоматологические поликлиники, в том числе 25 детских.

Учреждения охраны материнства и детства Департамента здравоохранения города Москвы, кроме того, представлены 19 родильными домами, 1 самостоятельной женской консультацией, 2 центрами планирования семьи и репродукции, 20 домами ребенка. Функционирует 36 санаторно-курортных учреждений, в том числе 33 детских санатория.

В числе учреждений Департамента здравоохранения города Москвы особого типа - 9 бюро медицинской статистики, бюро судебно-медицинской экспертизы, Центр медицинской инспекции, Научно-практический центр экстренной медицинской помощи.

Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Столичные аптеки" имеет в своем составе 274 аптечных подразделения, 3 крупных складских комплекса.

Вместе с тем, государственная система здравоохранения города Москвы имеет заметные диспропорции в работе амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений. Соотношение объемов первичной медико-санитарной помощи и специализированной (стационарной) медицинской помощи составляет соответственно 40% и 60%, что не соответствует современным мировым тенденциям формирования эффективной и доступной организационной модели здравоохранения. Указанные обстоятельства определяют актуальность продолжения реализации структурных преобразований в сети учреждений Департамента здравоохранения города Москвы.

Система организации медицинской помощи

Первичная медико-санитарная помощь. Отмечается увеличение числа обращений населения за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения. В частности, количество посещений на одного жителя увеличилось с 12,8 в 2008 году до 13,4 в 2010 году. В абсолютном значении число посещений в 2010 году составило 128102 тыс., в том числе по поводу заболеваний - 125330,6 тыс. Удельный вес посещений на дому составляет 10,0% и в последние годы практически не изменялся.

Ежегодно в амбулаторно-поликлинических учреждениях города Москвы проводятся диспансерные и профилактические медицинские осмотры населения, с целью раннего выявления заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения, основных факторов риска их развития, в том числе сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, туберкулеза. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" проводится дополнительная диспансеризация работающих граждан. Диспансеризация студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования проводится в территориальных поликлиниках по месту нахождения образовательного учреждения.

В соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и по эпидемиологическим показаниям проводится иммунопрофилактика инфекционных заболеваний.

В целях повышения качества обслуживания пациентов в амбулаторно-поликлинических учреждениях внедряются автоматизированные информационные системы, организуются автоматизированные рабочие места в регистратуре, терминалы самостоятельной записи пациентов на прием к врачам со сканерами медицинских полисов, информационными табло и возможностью распечатки талона на прием.

Вместе с тем имеет место неравномерное распределение учреждений государственной системы здравоохранения города Москвы без учета структуры населения и его заболеваемости. В этой связи отмечается длительность ожидания приема врачами специалистами, невыполнение показанных методов исследования, в том числе суточного мониторирования ЭКГ и артериального давления, доплерографии, дуплексного сканирования, ультразвуковой диагностики, компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Средний срок ожидания исследований колеблется от 14 дней и выше для доплерографии и дуплексного сканирования, до 2 месяцев для компьютерной томографии. Такое положение ограничивает создание единых алгоритмов обследования больных, а, следовательно, увеличивается срок постановки диагноза.

Отсутствие взаимодействия и слабая преемственность в работе отдельных подразделений первичной медико-санитарной помощи, привели к недостаточной эффективности ее работы в целом. Отмечается низкая эффективность профилактической работы первичного звена медицинской помощи, отсутствие системы амбулаторного долечивания и патронажа, неразвитость стационарозамещающих технологий.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь. Станция скорой и неотложной медицинской помощи им.А.С.Пучкова осуществляет оказание скорой и неотложной медицинской помощи больным и пострадавшим на догоспитальном этапе. Основной функциональной единицей Станции является бригада скорой медицинской помощи. Бригады дислоцируются на 53 подстанциях, которые территориально объединены по окружному принципу.

В целях сокращения времени прибытия бригад в районы города Москвы, удаленные от мест расположения подстанций, на территории стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений создано 36 постов скорой медицинской помощи с дислокацией бригад. Кроме того, на Московской кольцевой автомобильной дороге и крупных магистралях города Москвы функционируют 18 постов скорой медицинской помощи.

В 2010 году бригадами Станции выполнено 3884,2 тыс. выездов, что на 7,8% больше, чем 2009 году. Больные с внезапно возникшими заболеваниями и состояниями составили в 2010 году 88,0%, в структуре выездов по классам заболеваний превалируют выезды к больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также с заболеваниями органов дыхания и по поводу травм.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»