ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 июня 2022 года N 1693-р

комплексной программе развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года]

(с изменениями на 4 мая 2024 года)

Информация об изменяющих документах



1. Утвердить прилагаемую комплексную программу развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года (далее - Программа).

(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 года N 563-р. - См. предыдущую редакцию)

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Программы при разработке и реализации программных и плановых документов, а также при принятии в пределах своей компетенции решений о регулировании деятельности авиационной отрасли Российской Федерации, мерах ее поддержки и мерах, направленных на обеспечение безопасности воздушных перевозок.

(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 года N 563-р. - См. предыдущую редакцию)

3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Программы при разработке и реализации целевых программ и иных документов.

4. Минпромторгу России привести в соответствие с настоящей Программой целевые программы и иные документы в сфере авиастроительной отрасли Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня официального опубликования настоящего распоряжения, а также скоординировать последующую актуализацию указанных документов с внесением изменений в Программу.

5. Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и в целях реализации Программы утвердить перечень мероприятий на период 2022-2023 годов, направленных на поддержку развития авиационной отрасли Российской Федерации и обеспечение авиационной подвижности населения, в течение 3 месяцев со дня официального опубликования настоящего распоряжения.

(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 года N 563-р. - См. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 25 июня 2022 года N 1693-р

Комплексная программа развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года*

(с изменениями на 4 мая 2024 года)

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 года N 563-р. - См. предыдущую редакцию.

I. Общие положения


Комплексная программа развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Программа является документом отраслевого планирования, синхронизированным с иными программными документами Российской Федерации, направленным на создание регулирующих, инвестиционных, инфраструктурных и технологических условий для устойчивого развития авиационной отрасли Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 года N 563-р. - См. предыдущую редакцию)

Программа является одним из инструментов реализации государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 года.

(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 года N 563-р)

Программа является документом, определяющим подходы Российской Федерации к развитию авиационной отрасли Российской Федерации, и ее положения учитываются при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации (их подпрограмм), государственных программ субъектов Российской Федерации (их подпрограмм), стратегических документов и программ развития организаций авиационной отрасли Российской Федерации, в том числе промышленных, а также в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации документах стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные на развитие авиационной отрасли Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 года N 563-р. - См. предыдущую редакцию)

Финансовое обеспечение мероприятий Программы предполагает привлечение средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Конкретизация объемов и источников финансирования осуществляется в рамках государственных программ Российской Федерации с учетом мероприятий, предусмотренных планом первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного 15 марта 2022 г. на заседании президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, и иных документов.

Программа разработана в соответствии:

с подпунктом "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 апреля 2022 г. N Пр-712;

с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р;

со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

с Основами государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период 2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 758 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 года";

(Абзац дополнительно включен распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 года N 563-р)

с положениями государственных программ по видам экономической деятельности.

Цели реализации Программы:

обеспечение авиатранспортной связанности регионов Российской Федерации и мобильности населения;

поддержание необходимого уровня безопасности полетов;

обеспечение технологического суверенитета в авиатранспортной отрасли Российской Федерации.

Задачи разработки Программы:

оценка прогнозных показателей деятельности авиатранспортной отрасли Российской Федерации, в том числе перспективных объемов перевозок пассажиров воздушным транспортом, оптимальной маршрутной сети;

синхронизация прогнозных показателей деятельности авиатранспортной отрасли Российской Федерации с показателями отрасли авиационной промышленности, в том числе в целях:

(Абзац в редакции, введенной в действие в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 года N 563-р. - См. предыдущую редакцию)

определения количества воздушных судов, которое требуется российским авиационным компаниям с учетом необходимости обновления и пополнения парка;

формирования оптимальных номенклатуры, объемов и сроков поставок воздушных судов отечественного производства с учетом реализации в возможно короткий срок программ импортозамещения;

формирования графиков производства отечественных комплектующих (в том числе двигателей, агрегатов, приборов и шин), обеспечивающих их поставки;

организации полного цикла технического обслуживания и ремонта воздушных судов силами отечественных предприятий с учетом их обязательств по осуществлению поставок воздушных судов, комплектующих и запасных частей к ним;

стабилизации численности профессионального кадрового авиационного персонала предприятий отрасли на достаточном уровне;

сокращения негативных последствий от введенных отдельными недружественными государствами ограничительных мер в отношении отечественной авиатранспортной отрасли Российской Федерации, включающих поставки, обслуживание и лизинг воздушных судов иностранного производства и компонентов, а также закрытие воздушного пространства для пролета российских воздушных судов.

Программа предполагает сохранение конкурентного рынка авиационных перевозок в Российской Федерации, в рамках которого осуществляется рыночное и техническое регулирование в целях обеспечения устойчивого развития экономики и защиты национальных интересов Российской Федерации.

II. Оценка текущей ситуации в авиатранспортной отрасли Российской Федерации

Обзор отрасли авиационных перевозок в Российской Федерации


Авиационные компании Российской Федерации перевезли за 2021 год 111 млн. пассажиров, из них на международных воздушных линиях 23,5 млн. пассажиров и на внутренних воздушных линиях 87,5 млн. пассажиров, и 1476912,26 тонны грузов.

(Абзац в редакции, введенной в действие в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 года N 563-р. - См. предыдущую редакцию)

На внутренних воздушных линиях в 2021 году обслуживалось около 4340 маршрутов, из них около 480 маршрутов обеспечили более 95 процентов всего пассажиропотока на внутренних воздушных линиях.

Авиационные перевозки пассажиров осуществлялись через 260 аэропортов и посадочных площадок.

В Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на начало 2022 года включено 236 аэродромов, 91 аэропорт отнесен к аэропортам федерального значения и 79 имеют статус международного аэропорта. Кроме того, в стране существует более 2400 посадочных площадок, часть из которых эксплуатируется в интересах регулярного местного и регионального авиационного сообщения. В перечень эксплуатантов, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок, включены 110 авиационных компаний.

Российский авиатранспортный рынок характеризуется высокой концентрацией авиационных перевозок - группа компаний "Аэрофлот - российские авиалинии" (включая дочерние авиационные компании) в 2021 году выполнила 43,6 процента общего пассажирооборота на внутренних и международных воздушных линиях (в 2020 году - 41,2 процента).

При этом крупнейшие российские авиаперевозчики (группа компаний "Аэрофлот - российские авиалинии", закрытое акционерное общество "Группа компаний С 7", публичное акционерное общество "Авиакомпания "ЮТэйр" и открытое акционерное общество Авиакомпания "Уральские авиалинии") выполняют около 69,6 процента общего пассажирооборота на внутренних воздушных линиях и международных воздушных линиях. Доля 15 ведущих авиационных компаний в общем пассажирообороте достигла по итогам 2021 года около 95,5 процента, 35 крупнейших пассажирских авиационных компаний Российской Федерации в целом занимают 99,9 процента рынка пассажирских воздушных перевозок.

Развитие гражданской авиации в значительной мере зависит от динамики макроэкономических характеристик экономики страны. В то же время высокотехнологичная авиатранспортная отрасль Российской Федерации и ее базовые звенья (авиационные компании, аэропорты, организации аэронавигационного обслуживания, технического обслуживания и ремонта), организации - поставщики товаров и услуг для гражданской авиации и пассажиров, иные отрасли, в том числе индустрия туризма и отдыха, формируют высокий прямой, косвенный и кумулятивный эффекты.

Состояние парка воздушных судов авиатранспортной отрасли Российской Федерации


Состав парка самолетов российских авиационных компаний для коммерческих перевозок в апреле 2022 г. насчитывал 1287 воздушных судов, их них пассажирских - 1101 единица, грузовых - 84 единицы, бизнес-джетов - 42 единицы, а также 60 воздушных судов, которые фактически не участвуют в коммерческих перевозках (в том числе эксплуатируются в федеральном государственном бюджетном учреждении "Специальный летный отряд "Россия" Управления делами Президента Российской Федерации, федеральном государственном бюджетном учреждении "Государственная авиакомпания "223 летный отряд" Министерства обороны Российской Федерации и федеральном государственном бюджетном учреждении "Авиационно-спасательная компания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и акционерном обществом "Производственное объединение "Космос").

Прогнозная динамика и потребность парка воздушных судов российских авиационных компаний в разбивке по группам и типам приведены в приложении N 1.

Доля воздушных судов иностранного производства в действующем парке пассажирских самолетов для осуществления коммерческих воздушных перевозок в апреле 2022 г. составила 67,1 процента, на них приходится около 95 процентов пассажирооборота.

По состоянию на апрель 2022 г. в эксплуатации российских авиационных компаний находилось 1160 пассажирских самолетов для осуществления коммерческих воздушных перевозок. В составе воздушных судов парка российских авиационных компаний около 700 самолетов получены в лизинг от иностранных лизингодателей и соответственно до марта 2022 г. были зарегистрированы в иностранных реестрах воздушных судов. К апрелю 2022 г. практически весь этот парк воздушных судов перерегистрирован в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Средний возраст пассажирских воздушных судов авиационных компаний, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, составляет 14,6 года, из них магистральных пассажирских самолетов - около 11 лет, региональных пассажирских самолетов - 31 год, в том числе по наиболее массовым типам воздушных судов A321neo, A320neo - 2 года, A321, A320 - 11 лет, A319 - 17 лет, A330 - 12 лет, B737-800, B737-900 -10 лет, B737-700, B737-500, B737-400, B737-300 - 22 года, B777-300 - 12 лет, "Сухой Суперджет 100" - 4,3 года, Як-42 - 28 лет, Ан-24, Ан-26 - 48 лет.

Таким образом, доля эксплуатируемых российскими авиационными компаниями воздушных судов, произведенных в Российской Федерации или в бывшем Союзе Советских Социалистических Республик, составляет 32,9 процента.

Предпосылки к разработке Программы


В феврале - марте 2022 г. авиатранспортная отрасль Российской Федерации столкнулась с геополитическими вызовами и введением в отношении ее санкционных мер, которые можно условно сгруппировать по следующим видам:

закрытие воздушного пространства;

запрет на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, комплектующих и систем;

запрет на продажу самолетов и вертолетов, распространяющийся также на ранее заключенные сделки лизинга;

запрет на поставку комплектующих, компонентов, систем, а также технологического оборудования для производимых и разрабатываемых отечественных воздушных судов;

запрет на обновление аэронавигационных баз данных;

запрет на финансовые операции, включая страхование и перестрахование.

Кроме того, отдельные организации авиатранспортной отрасли Российской Федерации и отрасли авиационной промышленности попали под так называемые блокирующие санкции, в связи с чем им был закрыт прямой доступ к внешним рынкам товаров и услуг.

Введенные ограничения создают следующие вызовы для авиатранспортной отрасли Российской Федерации:

перспектива потери численного состава современного парка воздушных судов и соответствующих объемов авиационных перевозок (в первую очередь на международных воздушных линиях, спад на внутренних воздушных линиях), в том числе по причине отсутствия запасных частей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»