МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 апреля 2022 года N 327/пр
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2006, N 1, ст.10; 2017, N 31, ст.4740; 2020, N 17, ст.2725), частью 12 статьи 63 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 52, ст.8973), частью 2 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1651; 2020, N 17, ст.2725), подпунктами 5.2.101(5), 5.2.104 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6117; 2014, N 40, ст.5426, N 50, ст.7100; 2020, N 48, ст.7768), пунктом 9 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2018 г. N 780 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 28, ст.4240),
приказываю:
1. Утвердить Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), в области государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в области принятия решений о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения на территориях, присоединенных к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве, ее подготовки и утверждения согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
приказ Минстроя России от 6 ноября 2018 г. N 700/пр "Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в области принятия решений о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения на территориях, присоединенных к г.Москве, ее подготовки и утверждения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2019 г., регистрационный N 54130);
приказ Минстроя России от 24 сентября 2020 г. N 537/пр "О внесении изменений в Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в области принятия решений о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения на территориях, присоединенных к г.Москве, ее подготовки и утверждения, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 ноября 2018 г. N 700/пр" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2020 г., регистрационный N 60151).
Министр
И.Э.Файзуллин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
14 июня 2022 года,
регистрационный N 68858
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 26 апреля 2022 года N 327/пр
Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), в области государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в области принятия решений о подготовке документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения на территориях, присоединенных к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве, ее подготовки и утверждения
1. Настоящий Порядок определяет сроки и последовательность административных процедур Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при осуществлении контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), в области государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, за исключением указанной в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2006, N 1, ст.10; 2020, N 31, ст.5023) государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, а также осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы полномочий Российской Федерации, переданных в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1651) (далее соответственно - контроль за переданными полномочиями, переданные полномочия).
2. Целью осуществления контроля за переданными полномочиями является предупреждение нарушений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - подконтрольные органы) законодательства о градостроительной деятельности и оценка эффективности и качества исполнения переданных полномочий.
3. Предметом осуществления контроля за переданными полномочиями является:
1) нормативное правовое регулирование, осуществляемое органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий;
2) соответствие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых по вопросам переданных полномочий, законодательству о градостроительной деятельности;
3) соблюдение установленных федеральными законами сроков приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий и регулирования градостроительной деятельности;
4) соблюдение порядка и процедур исполнения переданных полномочий.
4. Контроль за переданными полномочиями осуществляется в соответствии с:
Градостроительным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2022, N 1, ст.45);
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1651; 2022, N 1, ст.45);
Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 52, ст.8973);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6117; 2022, N 15, ст.2479).
5. Контроль за исполнением подконтрольными органами и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий осуществляется Минстроем России.
6. К проведению мероприятий по контролю за переданными полномочиями могут привлекаться эксперты организаций и учреждений, подведомственных Минстрою России.
7. Контроль за переданными полномочиями может осуществляться в форме документарных и выездных проверок деятельности подконтрольных органов (далее - проверка).
8. Должностные лица Минстроя России, уполномоченные на осуществление контроля за переданными полномочиями, и привлеченные к проведению мероприятий по контролю за переданными полномочиями эксперты организаций и учреждений, подведомственных Минстрою России (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление контроля), при осуществлении контроля за переданными полномочиями имеют право:
проводить проверки деятельности подконтрольных органов, а также подведомственных им организаций;
направлять запросы руководителям и должностным лицам подконтрольных органов о предоставлении необходимых документов, материалов и сведений, требовать выделения специалистов для разъяснения вопросов, возникших в ходе проверки;
получать от должностных лиц подконтрольных органов письменные и устные объяснения, заверенные копии документов, справки и сведения по вопросам, возникшим в ходе проверки, проведения мероприятий по контролю за переданными полномочиями без взаимодействия с подконтрольными органами, в том числе по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности;
запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
________________
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст.2647; 2021, N 20, ст.3399).
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 г. N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 11, ст.1830; N 30, ст.5781).
подготавливать для внесения в Правительство Российской Федерации для принятия решения предложения о временном изъятии переданных полномочий у подконтрольных органов в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения.
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министр) имеет право:
направлять мотивированные запросы высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации о предоставлении необходимых для проведения контрольных мероприятий документов, материалов и сведений, которые ранее не были предоставлены должностным лицам, уполномоченным на осуществление контроля, и не могут быть получены в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
выносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации предписания (представления) об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, подлежащие обязательному рассмотрению в тридцатидневный срок с момента направления;
вносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации представления об освобождении от занимаемой должности его заместителей и руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за осуществление переданных полномочий, в случаях их ненадлежащего исполнения (неисполнения), которые подлежат рассмотрению высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в десятидневный срок с момента направления.
9. Должностные лица, уполномоченные на осуществление контроля, обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований законодательства Российской Федерации;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы подконтрольных органов;
проводить контрольные мероприятия и совершать контрольные действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в Федеральной государственной системе "Единый реестр проверок" (далее - Реестр проверок), а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
не препятствовать руководителю (заместителю руководителя) подконтрольного органа присутствовать при проведении проверки и давать пояснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять руководителю (заместителю руководителя) подконтрольного органа, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено настоящим Порядком;
знакомить руководителя (заместителя руководителя) подконтрольного органа с результатами проверки;
знакомить руководителя (заместителя руководителя) подконтрольного органа с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании подконтрольным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
соблюдать сроки проведения проверки;
не требовать от подконтрольного органа документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя (заместителя руководителя) подконтрольного органа ознакомить их с положениями настоящего Порядка, в соответствии с которыми проводится проверка;
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у подконтрольного органа;
готовить для направления в подконтрольный орган в случае выявления фактов нарушения ими законодательства о градостроительной деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности с указанием срока их устранения, а также представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий;