Правительство Москвы
КОМИТЕТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ
ПРИКАЗ
от 24 декабря 2021 года N МКЭ-ОД/21-107
В соответствии с пунктами 4.2.1, 7.6 Положения о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2011 года N 48-ПП,
приказываю:
1. Внести в приказ Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (далее - Москомэкспертиза) от 24 февраля 2016 года N МКЭ-ОД/16-5 "Об утверждении положения о порядке разработки и утверждения сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство (реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, реставрация) которых финансируется с привлечением средств бюджета города Москвы" (в редакции приказов Москомэкспертизы от 30 марта 2016 г. N МКЭ-ОД/16-13, от 15 января 2019 г. N МКЭ-ОД/19-3, от 15 октября 2020 г. N МКЭ-ОД/20-62, от 27 апреля 2021 г. МКЭ-ОД/21-40) изменения, изложив приложение к приказу в редакции приложения к настоящему приказу.
2. Заместителю начальника Управления финансового контроля, конкурсных процедур, организационной и плановой работы - начальнику Отдела организационной и плановой работы Горяшко О.И. обеспечить размещение приказа на официальной странице Москомэкспертизы на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru/mke в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
Председатель Комитета
В.В.Леонов
Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов
(МОСКОМЭКСПЕРТИЗА)
Государственное автономное учреждение города Москвы "Научно-исследовательский аналитический центр"
(ГАУ "НИАЦ")
ПОРЯДОК
разработки, актуализации и утверждения сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, подлежащих включению в территориальную сметно-нормативную базу для города Москвы ТСН-2001
МОС.01.01-008.2021
Предисловие
Настоящий Порядок разработки, актуализации и утверждения сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, подлежащих включению в территориальную сметно-нормативную базу для города Москвы ТСН-2001 (далее - Порядок), разработан Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов в соответствии с Положением о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2011 г. N 48-ПП.
Положения настоящего Порядка являются обязательными для организаций независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих деятельность в области разработки сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов и сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ для города Москвы, а также органов исполнительной власти города Москвы и организаций строительного комплекса, заинтересованных в разработке сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов и сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ для города Москвы.
В соответствии с Положением о системе документов, классификации и присвоения обозначений документам в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве в городе Москве, утвержденного приказом Москомэкспертизы N МКЭ-ОД/20-96 от 30 декабря 2020 г., Порядку присвоен шифр обозначения документа МОС.01.01-008.2021.
1 Общие положения
1.1 Настоящий Порядок устанавливает правила: планирования, разработки (актуализации), рассмотрения и утверждения сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, подлежащих включению в территориальную сметно-нормативную базу для города Москвы ТСН-2001 (далее - Порядок).
1.2 Разработка (актуализация) сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными и методическими документами в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве, утвержденными Комитетом города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (далее - Москомэкспертиза) в установленном порядке.
1.3 Планирование разработки (актуализации) сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ осуществляется структурным подразделением Москомэкспертизы, осуществляющим функции сопровождения и экспертизы территориальных сметных нормативов.
2 Термины и определения
В настоящем документе используются следующие термины с соответствующими определениями:
а) территориальная сметно-нормативная база для города Москвы ТСН-2001 (далее -ТСН-2001) - совокупность сборников сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, применяемых для оценки и определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства при размещении объектов регионального значения города Москвы, включая объекты, строительство которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы, в том числе объекты, строительство которых осуществляется в целях реализации решения о реновации жилищного фонда в городе Москве, предусмотренного постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве", а также работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы (далее - объекты регионального значения города Москвы);
б) строительные ресурсы - материалы, изделия, конструкции и оборудование, затраты труда работников в строительстве, время эксплуатации машин и механизмов;
в) сметная норма (далее - СН) - совокупность строительных ресурсов и иных затрат, установленных на принятую единицу измерения, применяемых при определении сметной стоимости строительства;
г) единичная расценка (далее - ЕР) - показатель потребности в денежных средствах, необходимых для выполнения конкретного вида работ;
д) сметная цена строительного ресурса (далее - СЦ) - информация о стоимости строительного ресурса, установленной расчетным путем на принятую единицу измерения, учитывающая все виды затрат, принятых для учета в составе единичной расценки, либо применяемая самостоятельно при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов регионального значения города Москвы;
е) сметные нормативы и цены на выполнение комплексов работ (далее - НЦКР) - сметные нормативы для города Москвы, выражающие количественные и стоимостные показатели финансовых и материальных ресурсов, в том числе затрат труда рабочих и времени эксплуатации машин и механизмов, установленные на соответствующий комплекс работ, учитывающие условия выполнения работ на территории города Москвы;
ж) заявитель разработки (актуализации) СН (ЕР, СЦ, НЦКР) - инициатор разработки (актуализации) СН (ЕР, СЦ, НЦКР), которым могут являться функциональные органы исполнительной власти города Москвы (далее - профильные ОИВ города Москвы), их структурные подразделения и подведомственные организации, организации Строительного комплекса города Москвы, участвующие в проектировании и строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства при размещении объектов регионального значения города Москвы (далее - организации Строительного комплекса города Москвы), иные юридические и физические лица, Москомэкспертиза, Экспертный совет по оценке возможности и целесообразности разработки сметных нормативов для включения в сметно-нормативную базу для города Москвы ТСН-2001 при Москомэкспертизе (далее - Экспертный совет), а также Рабочая группа по разработке укрупненных показателей и сметных нормативов, созданная при Москомэкспертизе (далее - Рабочая группа);
з) нормативное наблюдение - исследование технологического (строительного, специального строительного, ремонтно-строительного, ремонтно-реставрационного, монтажного) процесса, состоящее в учете затрат труда (времени) рабочих, времени использования машин, в замерах полученной продукции, в определении расхода необходимых материальных ресурсов и в описании условий, характеризующих технологию и организацию исследуемого процесса, с занесением полученных данных в соответствующие формы;
и) технологическая карта - организационно-технологический документ, содержащий комплекс мероприятий по организации и выполнению технологического процесса и в его составе рабочих операций с эффективным использованием современных средств механизации, технологической оснастки, инструмента и приспособлений, мероприятий по безопасности, предназначенный для разработки территориальных сметных норм и единичных расценок.
3 Порядок планирования разработки (актуализации) сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов и сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, подлежащих включению в ТСН-2001
3.1 Разработка СН, ЕР, СЦ и НЦКР, подлежащих включению в ТСН-2001, организуется Москомэкспертизой в соответствии с Планом разработки (актуализации) сметных норм, единичных расценок, сметных цен строительных ресурсов, сметных нормативов и цен на выполнение комплексов работ, подлежащих включению в территориальную сметно-нормативную базу для города Москвы ТСН-2001 (далее - План).
3.2 План на очередной год разрабатывается ежегодно Москомэкспертизой по форме согласно Приложению А к настоящему Порядку.
3.3 К формированию проекта Плана Москомэкспертиза вправе привлекать подведомственные ей учреждения.
3.4 Включение мероприятий по разработке (актуализации) СН, ЕР, СЦ и НЦКР в План осуществляется Москомэкспертизой в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, поручениями Мэра и Правительства Москвы, на основании предложений Заявителей после рассмотрения обоснования их разработки (актуализации) и принятия решения о целесообразности разработки (актуализации) для применения в Строительном комплексе города Москвы, предложений Экспертного совета, а также предложений Рабочей группы.
3.5 В целях своевременного формирования проекта Плана уполномоченное подразделение Москомэкспертизы в срок до 28 февраля года, предшествующего году начала разработки проектов СН, ЕР, СЦ и НЦКР, размещает уведомление о формировании проекта Плана на официальном сайте Москомэкспертизы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.6 В целях включения мероприятий по разработке (актуализации) СН, ЕР, СЦ в План Заявители, за исключением Москомэкспертизы и Экспертного совета, направляют в Москомэкспертизу предложения, оформленные в виде сопроводительного письма с обязательным приложением следующих документов (далее - Предложение):
а) заявления о разработке (актуализации) сметной нормы (единичной расценки, сметной цены строительного ресурса) по форме согласно приложению Б к настоящему Порядку;
б) пояснительной записки, содержащей обоснование необходимости разработки (актуализации) СН (ЕР, СЦ);
в) информации об объекте капитального строительства, на котором могут быть выполнены нормативные наблюдения, необходимые для разработки (актуализации) СН (ЕР, СЦ) с указанием планируемой даты и места производства работ с применением технологии, для которой предлагается разработка (актуализация) СН (ЕР, СЦ);
г) технико-экономического обоснования внедрения предлагаемых для разработки СН (ЕР, СЦ) технологий, материалов, оборудования, в том числе сравнительный анализ экономической эффективности в сопоставлении с ранее применяемыми аналогами;
д) комплекта документов согласно Приложению Г к настоящему Порядку.
Заявление о разработке (актуализации) СН (ЕР, СЦ) в обязательном порядке должно быть согласовано ОИВ города Москвы, являющимся Государственным заказчиком по объекту капитального строительства, строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, снос, работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)) которого планируется выполнять с применением технологии, материала, изделия, конструкции, оборудования, инвентаря, мебели, по которому должен быть разработан СН (ЕР, СЦ).
3.7 В целях включения мероприятий по разработке (актуализации) НЦКР в План Заявители, за исключением Москомэкспертизы, Экспертного совета и Рабочей группы, направляют в Москомэкспертизу предложения, оформленные в виде сопроводительного письма с обязательным приложением следующих документов:
а) заявления о разработке (актуализации) сметного норматива и цены на выполнение комплекса работ по форме согласно Приложению В к настоящему Порядку;
б) пояснительной записки, содержащей обоснование необходимости разработки (актуализации) НЦКР;
в) информации об объектах капитального строительства, которые могут быть объектами-представителями;
г) номера и даты положительного заключения экспертизы проектной документации и/или инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпункте в) настоящего пункта.
3.7.1 Москомэкспертиза направляет полученные документы на рассмотрение Рабочей группы.
3.8 По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 3.7 настоящего Порядка, Рабочая группа представляет в Москомэкспертизу предложения с отражением в них следующей информации:
а) типов объектов, при необходимости, наименований конструктивных элементов, комплексов работ, систем, по которым в приоритетном порядке требуется разработка НЦКР;
б) наименований объектов-аналогов, на основе проектной документации которых может вестись разработка НЦКР.
3.9 Документы Заявителя, указанные в пунктах 3.6 и 3.7 настоящего Порядка, представляются на бумажном носителе и должны быть сброшюрованы в единый том, пронумерованы и скреплены печатью и подписью руководителя Заявителя.
3.10 Документы Заявителя, указанные в пунктах 3.6 и 3.7 настоящего Порядка, прилагаемые к предложению, дополнительно представляются на электронном носителе в форматах *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx, *.rtf, *.xml, *.pdf с приложением описи данных по форме согласно Приложению Г, содержащихся на электронном носителе, с указанием содержащихся на нем сведений, а именно: наименование файлов, дата их создания, размер файла.
3.11 Документы Заявителя, указанные в пунктах 3.6 и 3.7 настоящего Порядка, могут быть представлены Заявителем в электронной форме после получения соответствующего вида доступа к подсистеме "личный кабинет" в соответствующей информационной системе.
3.12 Рассмотрение Москомэкспертизой представленных в соответствии с пунктами 3.6 и 3.7 настоящего Порядка документов включает в себя проверку комплектности представленных документов.
В случае если состав представленного в Москомэкспертизу комплекта документов не соответствует требованиям, установленным настоящим Порядком, материалы возвращаются Заявителю без рассмотрения в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их регистрации в Москомэкспертизе.
3.13 Предложения по разработке (актуализации) СН (ЕР, СЦ) принимаются Москомэкспертизой в срок до 1 ноября года, предшествующего году начала разработки (актуализации) проектов СН (ЕР, СЦ). Предложения по разработке (актуализации) НЦКР принимаются Москомэкспертизой в срок до 1 августа года, предшествующего году начала разработки (актуализации) проектов НЦКР.
3.14 Каждое поступившее в Москомэкспертизу предложение должно быть рассмотрено на Экспертном совете с выдачей заключения о возможности и целесообразности разработки (актуализации) СН (ЕР, СЦ, НЦКР).
3.15 Основаниями для принятия решения о возможности и целесообразности разработки (актуализации) СН (ЕР, СЦ, НЦКР) являются:
- отсутствие в ТСН-2001 предлагаемого СН (ЕР, СЦ, НЦКР);
- наличие технико-экономического обоснования, подтверждающего необходимость разработки СН (ЕР, СЦ);
- наличие объектов для разработки НЦКР;
- наличие объектов капитального строительства в городе Москве для применения технологии, материалов, оборудования, комплекса работ (конструктивного решения/конструктивного элемента) по которым предлагается разработка СН (ЕР, СЦ, НЦКР);
- результаты рассмотрения предложений по разработке (актуализации) НЦКР Рабочей группой;
- несоответствие наименований строительных ресурсов, содержащихся в ТСН-2001, нормативно-техническим документам (техническим регламентам, ГОСТам, ГОСТам Р, ТУ, СП и др.);
- изменение требований нормативно-технических документов, которые приводят к изменению технологии производства работ или расхода строительных ресурсов, данные об изменении времени выполнения технологических операций на основании технических характеристик новых машин и механизмов, технических характеристик и свойств материалов;