ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 14 февраля 2022 года N 104/22
В соответствии с абзацем седьмым пункта 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст.1177; 2021, N 1, ст.73), подпунктом 5.2.9(22).2 пункта 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3259; 2015, N 37, ст.5153), абзацем седьмым подпункта 2 пункта 3, пунктами 33(1), 33(2), абзацем пятым пункта 63, пунктом 78(4) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.504; 2021, N 45, ст.7506), пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 июля 2021 г. N 1169 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 29, ст.5670)
приказываю:
1. Утвердить Методические указания по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, а также по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую с использованием квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах или на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу приказы ФАС России:
- от 30 сентября 2015 г. N 900/15 "Об утверждении Методических указаний по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях" (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2016 г., регистрационный N 40882);
- от 15 марта 2018 г. N 317/18 "О внесении изменений в Методические указания по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, утвержденные приказом ФАС России от 30.09.2015 N 900/15" (зарегистрирован Минюстом России 4 апреля 2018 г., регистрационный N 50623);
- от 29 сентября 2020 г. N 918/20 "О внесении изменений в Методические указания по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, утвержденные приказом ФАС России от 30.09.2015 N 900/15" (зарегистрирован Минюстом России 25 ноября 2020 г., регистрационный N 61830);
- от 5 марта 2021 г. N 193/21 "О внесении изменений в Методические указания по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, утвержденные приказом ФАС России от 30.09.2015 N 900/15" (зарегистрирован Минюстом России 2 июля 2021 г., регистрационный N 64080).
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г.Королева.
Руководитель
М.А.Шаскольский
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 августа 2022 года,
регистрационный N 69798
Методические указания по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, а также по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую с использованием квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах или на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами
1. Методические указания по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, а также по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую с использованием квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах или на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами (далее - Методические указания), предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующие органы), а также производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, осуществляющими производство электрической энергии (мощности) (далее - производители) на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (далее - квалифицированный генерирующий объект):
1) при установлении методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки долгосрочных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах, отобранных по результатам отборов проектов строительства генерирующих объектов, проведенных в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 43, ст.5073; 2021, N 29, ст.5670) (далее - Правила разработки схем и программ развития электроэнергетики), до 1 января 2021 г., а также на существующих квалифицированных генерирующих объектах, включенных в схему и программу развития субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом "г" пункта 28 Правил разработки схем и программ развития электроэнергетики (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 43, ст.5073; 2020, N 36, ст.5617) до 5 февраля 2015 г., и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, а также при установлении долгосрочных цен (тарифов) на электрическую энергию, произведенную на квалифицированных генерирующих объектах, отобранных по результатам отборов проектов строительства генерирующих объектов, проведенных в соответствии с Правилами разработки схем и программ развития электроэнергетики до 1 января 2021 г., функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах или на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, до истечения срока возврата инвестированного капитала;
2) при установлении методом экономически обоснованных расходов (затрат) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах на территории неценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности и на территориях, предусмотренных приложением N 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 14, ст.1916; 2018, N 5, ст.748), и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, по истечении срока возврата инвестированного капитала, за исключением случаев, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, абзаце тринадцатом пункта 33(2) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.504; 2021, N 29, ст.5670) (далее - Основы ценообразования), и абзаце втором пункта 78(4) Основ ценообразования (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.504; 2021, N 29, ст.5670);
3) при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности, по истечении срока возврата инвестированного капитала, определенного в соответствии с пунктом 33(1) Основ ценообразования (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.504; 2021, N 45, ст.7506), за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2 настоящего пункта, на уровне одного рубля за мегаватт-час;
4) при установлении в соответствии с пунктом 33(2) Основ ценообразования (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.504; 2021, N 29, ст.5670) и главой V Методических указаний предельных максимальных уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, для целей проведения после 31 декабря 2020 г. в соответствии с Правилами разработки схем и программ развития электроэнергетики конкурсного отбора проектов строительства генерирующих объектов, вводимых в эксплуатацию по итогам проведения такого конкурсного отбора (далее - предельные максимальные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях);
5) при установлении в соответствии с абзацем первым пункта 78(4) Основ ценообразования (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.504) и главой V Методических указаний предельных максимальных уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на квалифицированных генерирующих объектах, для целей проведения после 31 декабря 2020 г. в соответствии с Правилами разработки схем и программ развития электроэнергетики отбора проектов строительства генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, в отношении генерирующих объектов, вводимых в эксплуатацию по итогам проведения такого конкурсного отбора проектов строительства генерирующих объектов (далее - предельные максимальные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе или на территории, не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами).
2. При применении метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки долгосрочные цены (тарифы) устанавливаются отдельно на каждый расчетный период регулирования в течение долгосрочного периода регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования.
3. Для производителя, для которого производство электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах не является основным видом деятельности, распределение косвенных расходов между производством и иными видами деятельности по решению регулирующего органа производится согласно учетной политике, принятой производителем.
4. Расчет долгосрочной цены (тарифа) методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки осуществляется на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:
- базовый размер инвестированного капитала;
- размер приведенного инвестированного капитала;
- базовый уровень доходности долгосрочных государственных обязательств;
- базовый уровень нормы доходности капитала, инвестированного в квалифицированный генерирующий объект;
- срок возврата инвестированного капитала.
5. На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета цен (тарифов), определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку производителя () отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования по формуле (1):
, (1),
где:
i - номер расчетного года периода регулирования, i = 1, 2, 3 и т.д.;
- расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), определяемые на год i долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 6 Методических указаний, тыс.руб.;
- возврат инвестированного капитала, определяемый на год i долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 10 Методических указаний, тыс.руб.;
- доход на инвестированный капитал, определяемый на год i долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 11 Методических указаний, тыс.руб.;
- расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, тыс.руб.
Величина определяется в соответствии с пунктом 13 Методических указаний.
6. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) (), определяются каждый i год долгосрочного периода регулирования и рассчитываются по формуле (2):
, (2),
где:
i - номер расчетного года периода регулирования, i = 1, 2, 3 и т.д.;
- постоянные эксплуатационные расходы на каждый i год долгосрочного периода регулирования, включаемые в необходимую валовую выручку в объеме, определяемом регулирующими органами, тыс.руб.;
- переменные эксплуатационные расходы на год i долгосрочного периода регулирования, включаемые в необходимую валовую выручку в объеме, определяемом регулирующими органами, тыс.руб.;
- налог на имущество на каждый i год долгосрочного периода регулирования, включаемый в необходимую валовую выручку в объеме, определяемом регулирующими органами с учетом положений пункта 33(1) Основ ценообразования, тыс.руб.
определяются регулирующими органами по следующим формулам:
а) для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на территориях, объединенных в ценовые или неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности, по формуле (3):
, (3),
где:
n - число лет в периоде регулирования;
r - количество периодов регулирования;
- базовый уровень фиксируемых расходов, установленный на каждый первый год долгосрочного периода регулирования (r), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 Методических указаний, тыс.руб.;
- корректируемые расходы, включаемые в необходимую валовую выручку в объеме, определяемом регулирующими органами, в году i долгосрочного периода регулирования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 9 Методических указаний, тыс.руб.;