ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 сентября 2013 года N 402
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Оказание содействия добровольному
переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих
за рубежом, на 2013 - 2017 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства Амурской области от 24.10.2013 N 519.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 14 ноября 2013 года)
______________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением правительства Амурской области от 14 ноября 2013 года N 564.
______________________________________________________________________________
В целях реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2570-р и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.02.2013 N 33 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" Правительство Амурской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2017 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области В.И.Палатова.
Губернатор Амурской области
О.Н.Кожемяко
Долгосрочная целевая программа "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область
соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2017 годы"
Паспорт программы
(паспорт в редакции, введенной в действие
постановлением правительства Амурской области
от 14 ноября 2013 года N 564, - см.
предыдущую редакцию)
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2017 годы" | |||
Основания для разработки программы | ||||
Дата согласования проекта программы Правительством Российской Федерации | ||||
Уполномоченный орган исполнительной власти Амурской области, ответственный за реализацию программы (далее - уполномоченный орган) | Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области | |||
Государственный заказчик - координатор программы | Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области | |||
Государственный заказчик -главный распорядитель бюджетных средств | Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области | |||
Основные разработчики программы | Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области | |||
Цель программы | Стимулирование, создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, для социально-экономического и демографического развития Амурской области | |||
Задачи программы | 1. Создание правовых, организационных и | |||
Перечень основных мероприятий программы | 1. Нормативно-правовое обеспечение реализации программы. | |||
Исполнители основных мероприятий программы | Министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, при участии администраций муниципальных районов и городских округов территорий вселения | |||
Сроки реализации программы | 2013 -2017 годы (этапы не выделяются) | |||
Объемы и источники финансирования программы | Общий объем средств на реализацию программы составляет 3229,7 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 3229,7 тыс. рублей; 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей. Из областного бюджета финансовые средства в 2013 году составят 200,0 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования из федерального бюджета в 2013 году составит 3029,7 тыс. рублей. | |||
Основные показатели эффективности программы | 1. Количество проведенных презентаций программы в странах проживания соотечественников - потенциальных участников Государственной программы (в том числе в режиме видеоконференций) | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Реализация программы позволит: 2013 год - 100 человек (50 участников Государственной программы и 50 членов их семей); |
2. Общая характеристика сферы реализации
программы
Долгосрочная целевая программа "Оказание содействия добровольному переселению в Амурскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 -2017 годы" (далее - программа) разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 13.07.2012 N 380, Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2012 N 1289.
Современная демографическая ситуация в Амурской области в целом отражает как общероссийские, так и региональные особенности, которая, несмотря на положительные тенденции последних лет, все еще остается напряженной -продолжаются процессы депопуляции и оттока населения за пределы области, старения и снижения численности населения области.
Численность населения, начиная с 1991 года, неуклонно сокращается. Если на тот момент в Амурской области проживали 1 млн. 55 тысяч человек, то сегодня, более 20 лет спустя, число жителей региона уменьшилось до 817 тысяч человек, то есть за это время в области стало на 238 тыс. жителей меньше.
Коэффициент естественного прироста населения на протяжении последних лет имеет отрицательное значение и в 2012 году составил -0,93, в 2011 году -1,2, в 2010 году -1,5 на одну тысячу населения. И хотя число родившихся ежегодно увеличивается, при этом отрицательное значение коэффициента естественного прироста населения продолжает сохраняться.
В 2012 году миграционная убыль населения составила 4323 человека и уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 1764 человека (28,9%), что произошло в результате роста числа прибывших из-за пределов области. В 2011 году миграционная убыль составила 6087 человек, в 2010 году население области уменьшилось на 3681 человека. И хотя число прибывших в область за последние три года увеличилось, миграционное сальдо продолжает оставаться отрицательным.
Миграция населения оказывает негативное влияние как на сокращение общей численности населения, так и на возрастную структуру, так как выбывают из Амурской области активные люди трудоспособного возраста, в первую очередь молодежь.
Заметное сокращение и старение населения создают большие проблемы с точки зрения обеспеченности экономики области трудовыми ресурсами.
Уменьшается показатель удельного веса трудоспособного населения в общей численности населения: в 2012 году он составил 61,3%, в 2011 году -62,3%, в 2010 году - 63,0%. Только за эти три года численность трудоспособного населения сократилась на 22,0 тыс. человек.
В связи с этим для реализации проектов развития субъекта возникает проблема поиска дополнительных источников трудовых ресурсов, в том числе за счет привлечения рабочей силы из других регионов страны и других стран.
Несбалансированность потребности в рабочей силе ввиду отрицательного сальдо миграции преодолевается в настоящее время с помощью трудовых мигрантов, привлекаемых на временной основе. Так, в 2011 году в экономике области трудилось 10749 иностранных работников, в 2012 году - 13189 человек, на 2013 год предполагается привлечение 12724 человек.
Ситуация на регистрируемом рынке труда остается напряженной. Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан - всё это характерно для регистрируемого рынка труда области.
В последние годы среднегодовая численность работающих в сфере сельского хозяйства колеблется с 10,8 тыс. человек в 2010 году до 9,9 тыс. человек в 2012 году.
Наблюдается снижение численности молодежи, обучающейся в средних и высших учреждениях профессионального образования. В 2011 году их численность составила 38,2 тыс. человек, что меньше уровня 2010 года на 5,2% (40,3 тыс. человек) и на 14,5% к уровню 2009 года (44,7 тыс. человек).
Положительная динамика развития предпринимательства в значительной степени обусловлена проводимой в области государственной политикой. Так, за три последних года на 105 единиц увеличилось количество малых предприятий, на 3375 человек возросла численность работников, занятых на малых предприятиях, в 1,3 раза - оборот малых предприятий.
Среднегодовая численность экономически активного населения в 2012 году составила, по оценке, 472,5 тыс. человек (2011 год - 471,1 тыс. человек, 2010 год - 445,4 тыс. человек), из них 443,5 тыс. человек, или 93,8% заняты в экономике (2011 год - 93,9%, 2010 год - 93,1%). Официальный статус безработных получили 14,2 тыс. человек (в 2011 году - 13,5 тыс. человек, в 2010 году - 14,0 тыс.человек). Уровень регистрируемой безработицы составил 3,0% экономически активного населения области (в 2011 году - 3,0%, в 2010 году -3,1%).
Общая потребность в работниках, заявленная работодателями в среднем за 2012 год, насчитывала 62,0 тыс. мест (в 2011 году - 60,1 тысяч, в 2010 году -67,7 тысяч), при этом большую часть из них (около 70%) составляют вакансии по рабочим профессиям.
При этом напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) в 2012 году составляла 1 человек на 1 вакансию (в 2011 году - 1,6 и в 2010 году - 1,2).
В области имеется возможность трудоустройства всех желающих, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию (далее - участник Государственной программы), и членов их семей. Особенно востребованы специалисты в области здравоохранения, образования, строительства. Также имеется возможность занятия предпринимательской деятельностью и агропромышленным производством.
Только в 2012 году предпринимательской деятельностью занялись 223 человека, из них 42 организовали крестьянско-фермерские хозяйства.
Также имеется возможность получения всеми желающими, в том числе и участниками Государственной программы, профессионального образования, в том числе послевузовского и дополнительного образования. На начало 2012 - 2013 учебного года в области работало 16 государственных средних специальных учебных заведений, 11 самостоятельных высших учебных заведений и филиалов (государственных и негосударственных). Высшие учебные заведения помимо основной учебной деятельности занимаются научными исследованиями и разработками, на их долю приходится около 27% научных работ, выполненных в области.
Жилищное обустройство участников Государственной программы возможно путем приобретения жилья за счет собственных средств самого участника, а также путем аренды жилья у частных лиц. Временное жилищное обустройство возможно в Центре временного размещения в г. Шимановск, в гостиницах и общежитиях, расположенных в территориях вселения.
Предоставление земельных участков в Амурской области осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством: Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Амурской области от 21.01.2005 N 422-03 "Об основаниях (случаях) бесплатного предоставления и предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, на территории Амурской области", а также иными нормативными правовыми актами.
Земельный участок из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на территории области предоставляется гражданину Российской Федерации, зарегистрированному по месту жительства в пределах области.
Земельный участок может быть предоставлен в собственность или аренду по результатам торгов (конкурсов, аукционов).
Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
для садоводства - от 0,04 га до 0,3 га;
для огородничества - от 0,04 га до 0,5 га;
для дачного строительства - от 0,1 га до 0,2 га;
для животноводства - от 0,04 га до 0,3 га.
Бесплатно предоставляются в собственность земельные участки для индивидуального жилищного строительства следующим категориям граждан, не имеющим в собственности, владении или пользовании земельных участков для индивидуального жилищного строительства:
многодетным семьям, состоящим на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
гражданам Российской Федерации (женщина, родившая (усыновившая) третьего ребенка или последующих детей, а также мужчина, являющийся единственным усыновителем третьего или последующих детей), не имеющим в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
молодым специалистам, работающим и проживающим в сельской местности в пределах области, состоящим на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
семьям, имеющим ребенка-инвалида, состоящим на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Земельные участки предоставляются бесплатно в собственность в порядке очередности поступления обращений граждан в органы местного самоуправления.
В области выстроена и реализуется эффективная система мер социальной поддержки населения в соответствии с законодательством. Гражданам отдельных категорий, включенным в федеральный и областной регистры, предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата, снижение размера платы за жилье и коммунальные услуги, компенсация расходов на установку телефона, проезд на транспорте, социальные услуги, социальные гарантии. Малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается адресная социальная помощь в натуральной форме и денежном выражении, а также другие формы социальной поддержки.
Для участников Государственной программы и членов их семей в рамках настоящей программы предполагается предоставление следующих мер социальной поддержки:
выплата единовременного пособия на обустройство;
компенсация стоимости обязательного медицинского освидетельствования, необходимого для оформления правового статуса на территории Российской Федерации;
компенсация расходов на обучение лицам, получившим медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, для получения сертификата специалиста.
По прогнозам социально-экономического развития области, численность постоянного населения ежегодно будет сокращаться в среднем на 0,4%, коэффициент естественного прироста хоть и будет сокращаться, но по-прежнему до 2016 года будет иметь отрицательное значение (2013 г. - 0,55 на 1000 человек населения, в 2014 году - 0,17; в 2015 году - 0,10; в 2016 году - 0,07) и только к 2017 году прогнозируется естественный прирост с коэффициентом 0,36.
Коэффициент миграционного прироста также прогнозируется отрицательным и будет составлять в 2013 году -44,8 на 10000 постоянного населения, в 2014 году -40,1; в 2015 году -36,0; в 2016 году -20,3; в 2017 году -19,4.
Однако, несмотря на острую необходимость увеличения численности населения области, в регионе существуют определенные риски приема переселенцев в рамках реализации Государственной программы переселения, которые могут осложнить решение обозначенных в программе задач, в том числе: