ПРИКАЗ
от 1 февраля 2013 года N 33
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2570-р (Собрание законодательства Российской Федерации 2013, N 1, ст.76), а также для оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке проектов программ субъектов Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на директора Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений А.В.Журавского.
Министр
И.Н.Слюняев
Методические рекомендации по разработке программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
1. Методические рекомендации разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органам и организациям, принимающим участие в разработке и подготовке к внесению в Правительство Российской Федерации проекта программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее -Программа), разрабатываемой в соответствии с Типовой программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года 2570-р (далее - Типовая программа).
2. Состав соисполнителей Программы и направления ее реализации могут уточняться в процессе подготовки проекта и корректировки Программы с учетом необходимости реализации тех или иных планируемых мероприятий для достижения целей Программы.
3. Разработка и оценка хода реализации и эффективности Программы (подпрограмм) осуществляются в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
4. Разработка Программы осуществляется на основе принципов:
формирования Программы исходя из долгосрочных целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и показателей (индикаторов) их достижения;
установления для Программы измеримых результатов ее реализации (конечных и промежуточных результатов);
интеграции государственных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных и кредитных) мер для достижения целей региональной программы переселения;
определения уполномоченного органа, ответственного за разработку и реализацию региональной программы переселения;
наличия у уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и соисполнителей Программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей региональной программы переселения;
взаимодействия уполномоченного органа и соисполнителей Программы с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;
финансовой обеспеченности мероприятий, предусмотренных региональной программой переселения, сочетания безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки переселенцев;
обеспечения баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, а также юридических лиц, предпринимателей и общественных организаций;
адресности государственных гарантий и социальной поддержки, обусловленности их предоставления соблюдением переселенцем условий участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), и социально-экономическими характеристиками субъекта Российской Федерации, разрабатывающего региональную программу переселения;
доступности информации о социально-экономических характеристиках территорий вселения;
проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации региональной программы переселения, в том числе внешней экспертизы с привлечением независимых экспертов, оценки вклада Программы в решение вопросов социально-экономического развития территорий вселения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации региональной программы переселения.
Рекомендованная структура Программы указана в Приложении N 1. В случае если структура Программы отличается от рекомендуемой, Программа должна содержать перечень указаний на разделы, в которых содержится информация, соответствующая рекомендуемым разделам.
Указанный перечень располагается после Паспорта Программы.
Титульный лист к Программе рекомендуется представить по форме, указанной в Приложении N 2.
Паспорт Программы содержит основные параметры реализации Программы: наименование Программы, дату согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации, название уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию Программы, цель Программы, задачи Программы, исполнителей основных мероприятий Программы, этапы и сроки реализации Программы, объемы и источники финансирования Программы, основные показатели эффективности Программы, ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
В Паспорте могут быть указаны: основные разработчики Программы, государственные заказчики Программы, государственный заказчик-координатор Программы, руководитель Программы, иные позиции, предусмотренные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о порядке разработки и утверждения региональных программ.
Пример паспорта Программы приведен в Приложении N 3.
Для проведения анализа проблем в сфере социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, указанных в части II Типовой программы, а также для оценки готовности территорий вселения к приему участников Государственной программы и членов их семей, приводятся показатели, характеризующие демографическую ситуацию и состояние занятости населения в субъекте Российской Федерации и на территориях вселения за три года.
Основные показатели для оценки готовности территорий вселения к приему участников Государственной программы и членов их семей представляются в виде таблицы (Приложение N 4). Также могут указываться иные показатели, характеризующие особенности субъекта Российской Федерации.
Для оценки готовности территорий вселения к приему участников Государственной программы и членов их семей проводятся анализы текущего (действительного) состояния сферы реализации Программы и рисков реализации Программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации Программы содержит:
а) оценку возможности трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей, включая занятия предпринимательской деятельностью и агропромышленным производством;
б) оценку возможности получения участниками Государственной программы профессионального образования, в том числе послевузовского и дополнительного образования;
в) оценку возможности оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Государственной программы;
г) иные характеристики и оценки, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации.
Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации региональной программы переселения включает, в частности, анализ:
а) безработицы среди участников Государственной программы;
б) жилищной необустроенности участников Государственной программы;
в) неготовности принимающего сообщества к приезду участников Государственной программы;
г) несоответствия реальной квалификации или деятельности участника Государственной программы квалификации или деятельности, заявленных в анкете соотечественника;
д) выезда участников Государственной программы из территории вселения ранее чем через два года;
е) иных рисков в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации.
Неготовность территорий вселения к приему участников Государственной программы и членов их семей является основанием для приостановки разработки региональной программы переселения. В этом случае субъекту Российской Федерации рекомендуется воспользоваться правом на отсрочку разработки региональной программы переселения.
Цели Программы соответствуют целям Государственной программы, приоритетам государственной политики в сфере реализации Программы и отражают результаты реализации региональной программы переселения.
В качестве целей могут быть указаны:
обеспечение реализации Государственной программы;
обеспечение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
улучшение демографической ситуации;
иные цели в соответствии со стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели (целей).
В качестве задач могут быть указаны:
сокращение дефицита трудовых ресурсов;
увеличение числа высококвалифицированных специалистов;
реализация экономических и инвестиционных проектов, имеющих общенациональное значение;
заселение и развитие территорий, в том числе приграничных;
увеличение миграционного притока населения;
развитие агропромышленного производства;
развитие малого и среднего бизнеса;
обеспечение компактного переселения соотечественников;
увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в средних и высших учреждениях профессионального образования;
закрепление переселившихся участников Государственной программы в субъекте Российской Федерации и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское общество;
иные задачи, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации.
При постановке целей и задач Программы необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения или решения. Для этого необходимо сформировать целевые показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей или решение задач.
Используемые целевые показатели должны соответствовать следующим рекомендациям:
точности (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации Программы (подпрограммы);
объективности (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел);
достоверности (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе мониторинга Программы (подпрограммы);
сопоставимости (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды);
своевременности и регулярности (отчетные данные должны поступать с определенной периодичностью);
экономичности (получение отчетных данных должно в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации).
Значение целевых показателей (индикаторов) может быть выражено как в абсолютных величинах (количество участников программы), так и в относительных (доля трудоустроенных участников Государственной программы от общего числа переселившихся участников Государственной программы).
В качестве целевых показателей (индикаторов) могут указываться следующие: