Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 4 июня 1997 года N 16


Об организации работы по опеке,
попечительству и патронату в городе Москве*О)

(с изменениями на 29 сентября 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 26 июня 2010 года на основании
Закона города Москвы от 14 апреля 2010 года N 12
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Москвы от 27 июня 2001 года N 33 (Тверская, 13, N 34, 22-28 августа 2001 года). ( Вестник мэрии Москвы, N 33, сентябрь 2001 года)

Законом Москвы от 29 сентября 2004 года N 59 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 59, 20.10.2004).

____________________________________________________________________

________________

* Название в редакции, введенной в действие с 22 августа 2001 года Законом Москвы от 27 июня 2001 года N 33, - см. предыдущую редакцию.


Московская городская Дума, основываясь на предоставленных ей п."ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьями 32, 33, 34 и 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации и Уставом города Москвы полномочиях, с целью всесторонней защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства, и с учетом особенностей города принимает настоящий Закон.

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

Ребенок - лицо в возрасте до 18 лет.

Благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка.

Развитие ребенка - физическое, психическое, духовное, социальное, эмоциональное и нравственное развитие.

Права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.

Дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени (либо они не способны достичь, или находятся в условиях, не позволяющих им достичь) необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления.

План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка (определение формы защиты прав ребенка и (или) формы, сроков и места его устройства, организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и иные мероприятия) и сроки их выполнения (абзац в редакции, введенной в действие с 31 октября 2004 года Законом Москвы от 29 сентября 2004 года N 59, - см. предыдущую редакцию).


Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Опека и попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Попечительство в форме патронажа - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять установленные законом обязанности.

Подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества установлена опека (попечительство).

Подопечные, находящиеся под патронажем, - совершеннолетние дееспособные лица, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа.

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

Попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей и граждан, ограниченных судом в дееспособности или недееспособных, либо выполняющие попечительские обязанности в части осуществления патронажа над одинокими совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Уполномоченная служба (организация) по опеке и попечительству - служба (организация), на которую возложена работа по опеке и попечительству на основании настоящего Закона (абзац в редакции, введенной в действие с 31 октября 2004 года Законом Москвы от 29 сентября 2004 года N 59, - см. предыдущую редакцию).

Патронат - воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната (абзац дополнительно включен с 22 августа 2001 года Законом Москвы от 27 июня 2001 года N 33).

Патронатный воспитатель - совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с уполномоченной службой (организацией)* о патронатном воспитании или о социальном патронате (абзац дополнительно включен с 22 августа 2001 года Законом Москвы от 27 июня 2001 года N 33).

________________

* Здесь и далее по тексту с 31 октября 2004 года слова "уполномоченная служба (организация) по патронату" в соответствующем падеже заменены словами "уполномоченная служба (организация)" - Закон Москвы от 29 сентября 2004 года N 59.


Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем (абзац дополнительно включен с 22 августа 2001 года Законом Москвы от 27 июня 2001 года N 33).

Социальный патронат - оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите (абзац дополнительно включен с 22 августа 2001 года Законом Москвы от 27 июня 2001 года N 33).

     

     

Статья 2. Органы опеки и попечительства


Органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления внутригородского муниципального образования в городе Москве, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по опеке и попечительству (статья в редакции, введенной в действие с 31 октября 2004 года Законом Москвы от 29 сентября 2004 года N 59, - см. предыдущую редакцию).

     

Статья 3. Правовая основа деятельности органов опеки и
попечительства

Органы опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", уставом соответствующего муниципального образования, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу деятельности органов опеки и попечительства (статья в редакции, введенной в действие с 31 октября 2004 года Законом Москвы от 29 сентября 2004 года N 59, - см. предыдущую редакцию).

Статья 4. Основные задачи органов опеки и попечительства

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

- обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;

- защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов;

- защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Статья 5. Организация работы по опеке и попечительству
в городе Москве

____________________________________________________________________

В настоящей статье из номеров частей с 31 октября 2004 года исключена цифра "5." - Закон Москвы от 29 сентября 2004 года N 59.

____________________________________________________________________    

1. Часть исключена с 31 октября 2004 года - Закон Москвы от 29 сентября 2004 года N 59 - см. предыдущую редакцию.

2. В целях обеспечения эффективной работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции, и по осуществлению его функций в соответствии с настоящим Законом руководитель органа опеки и попечительства* вправе возложить выполнение этой работы на уполномоченные им службы (организации).

________________

* Здесь и далее по тексту с 31 октября 2004 года слова "глава Управы" в соответствующем падеже заменены словами "руководитель органа опеки и попечительства" - Закон Москвы от 29 сентября 2004 года N 59.

3. Компетенция уполномоченных служб (организаций) по выполнению работы по опеке и попечительству определяется настоящим Законом и уставом соответствующего муниципального образования.

4. К числу уполномоченных служб (организаций) могут относиться учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, осуществляющие работу по выявлению, учету и устройству граждан, нуждающихся в государственной защите (часть в редакции, введенной в действие с 31 октября 2004 года Законом Москвы от 29 сентября 2004 года N 59, - см. предыдущую редакцию).

5. В целях координации деятельности по защите прав и законных интересов граждан, проживающих в городе Москве, органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления могут создавать совместные городские координационные советы как временные, так и постоянно действующие.

В целях координации деятельности в области защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства, территориальными органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления создаются постоянно действующие совместные окружные координационные советы по защите прав детей.

Совместные окружные координационные советы по защите прав детей создаются префектами административных округов города Москвы по согласованию с руководителями соответствующих органов опеки и попечительства.

(Часть в редакции, введенной в действие с 31 октября 2004 года Законом Москвы от 29 сентября 2004 года N 59, - см. предыдущую редакцию)

6. Методическое обеспечение работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на орган исполнительной власти города Москвы в области образования, в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в патронаже, - на орган исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения, в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, - на орган исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения (часть в редакции, введенной в действие с 31 октября 2004 года Законом Москвы от 29 сентября 2004 года N 59, - см. предыдущую редакцию).

     

Статья 6. Организация работы органов опеки и попечительства в
отношении несовершеннолетних

____________________________________________________________________

В настоящей статье из номеров частей с 31 октября 2004 года исключена цифра "6." - Закон Москвы от 29 сентября 2004 года N 59.

____________________________________________________________________    


1. К компетенции руководителя органа опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства в отношении детей относится издание распоряжений:

1) о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (в соответствии с настоящим Законом);

2) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;

3) о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав;

5) об опеке, попечительстве;

6) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;

7) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации; о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке управления имуществом подопечного;

8) о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема указанных прав;

9) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;

10) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об их праве на жилое помещение, о выделении им жилого помещения;

11) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;

12) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;

13) о признании несовершеннолетнего эмансипированным;

14) издание иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.

(Часть в редакции, введенной в действие с 31 октября 2004 года Законом Москвы от 29 сентября 2004 года N 59, - см. предыдущую редакцию)

2. Руководитель органа опеки и попечительства заключает договоры:

- о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;

- о доверительном управлении имуществом.

3. Руководитель органа опеки и попечительства утверждает план по защите прав ребенка, внесение в него изменений и дополнений на основании результатов проверок его выполнения, утверждает заключение о пересмотре плана по защите прав ребенка с целью возврата ребенка родителям, рассматривает жалобы сторон - исполнителей плана по защите прав ребенка.