Недействующий

     

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 27 июня 2001 года N 33


О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы
 от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по
опеке и попечительству в городе Москве"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 26 июня 2010 года на основании
закона города Москвы от 14 апреля 2010 года N 12
____________________________________________________________________

     

Статья 1. О внесении изменений и дополнений в Закон


Внести в Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве" следующие изменения и дополнения:

1. Статью 1 дополнить абзацами шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать следующего содержания:

"Патронат - воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната.

Патронатный воспитатель - совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с уполномоченной службой (организацией) по патронату о патронатном воспитании или о социальном патронате.

Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.

Социальный патронат - оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите."

2. Пункт 6.4 статьи 6:

- абзац второй дополнить текстом следующего содержания: ", заключают договор о социальном патронате, организуют и проводят работу по социальному патронату";

- абзац шестой изложить в следующей редакции:

"- подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, патронатного воспитателя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей, заключают договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и осуществляют функции опекуна, попечителя в объеме, установленном в плане по защите прав ребенка и в соответствующем договоре;"

- в абзаце седьмом точку с запятой заменить запятой и дополнить словами "переданных на патронатное воспитание;"

- абзац одиннадцатый после слов "опекунов и попечителей" дополнить словами "патронатных воспитателей,";

- в абзаце четырнадцатом слова "на усыновление" заменить словами "на патронатное воспитание, усыновление";

- абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:

"- осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, патронатных воспитателей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, патронатными воспитателями, готовят проект договора о создании приемной семьи;"

- абзац девятнадцатый после слов "приемным родителям" дополнить словами ", патронатным воспитателям".

3. Дополнить статью 6 пунктами 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10, 6.11, 6.12, 6.13 следующего содержания:

"6.5. Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите. Порядок, в соответствии с которым производится обследование условий жизни и воспитания ребенка для признания его нуждающимся в государственной защите, утверждается Правительством Москвы.

К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся  дети:

- родители которых неизвестны;

- утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;

- отобранные у родителей;

- родители которых ограничены в родительских правах;

- родители которых лишены родительских прав;

- безнадзорные дети;

- родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей;

- родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);

- родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;

- другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.

Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае, если в отношении обоих или единственного родителя, законного представителя ребенка органом опеки и попечительства (уполномоченной службой (организацией) установлены основания, указанные во втором абзаце пункта 6.5.

В исключительных случаях, при отсутствии оснований для признания ребенка нуждающимся в государственной защите, установленных первым и вторым абзацами пункта 6.5, вопрос об отнесении ребенка к категории нуждающегося в государственной защите решается главой Управы как главой органа опеки и попечительства.

6.6. Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) по патронату на основании договора о патронатном воспитании.

Ребенок, достигший возраста десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.

Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченной службой (организацией) по патронату и патронатным воспитателем, при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией) по патронату.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Порядок организации патронатного воспитания детей, нуждающихся в государственной защите, устанавливается Правительством Москвы.

6.7. Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.

Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией) по патронату, патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка.

Порядок организации социального патроната над детьми, нуждающимися в государственной защите, устанавливается Правительством Москвы.

6.8. Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет.

Срок патроната устанавливается в плане по защите прав ребенка и договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) индивидуально исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего.

Патронат над ребенком может устанавливаться:

краткосрочно - на срок от одного дня до шести месяцев;

долгосрочно - от шести месяцев и более.

Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. При передаче на усыновление ребенка, помещенного на патронатное воспитание в семью, преимущественное право усыновления этого ребенка предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого воспитывается ребенок.

В случае отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, он может быть незамедлительно временно устроен в семью патронатного воспитателя до решения вопроса о дальнейшей форме его устройства.

6.9. Разграничение прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, - это распределение прав и обязанностей по законному представительству его интересов между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией) по патронату, патронатным воспитателем.

Основанием для разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка является постановление (распоряжение) главы Управы о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иные документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения над этим ребенком.

Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании. При этом на патронатного воспитателя не могут быть возложены:

- полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);

- полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;

- решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.

Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

- лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

- лиц, не имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

- лиц, имеющих на момент заключения договора о патронате судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

Лицо, изъявившее желание стать патронатным воспитателем, обязано пройти специальную подготовку. Специальная подготовка и обследование семьи данного лица осуществляются уполномоченной службой (организацией) по патронату в индивидуально определяемый для него срок.

6.10. Уполномоченная служба (организация) по патронату - это:

- структурное подразделение органа опеки и попечительства, на которое органом опеки и попечительства возложены функции в соответствии с настоящим Законом;

- воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и другое аналогичное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которое органом опеки и попечительства возложены функции по патронату по согласованию с органом, в ведении которого находится данное учреждение.

6.11. Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) в соответствии с действующим законодательством, планом по защите прав ребенка.

Родители имеют право на участие в составлении плана по защите прав ребенка, на добровольное заключение договора о разграничении прав и обязанностей по защите прав их ребенка между ними и органом опеки и попечительства.

План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.

Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате), плане по защите прав ребенка.

Патронатный воспитатель обязан отвечать за жизнь и здоровье ребенка, переданного на воспитание в его семью, выполнять условия договора о патронатном воспитании.

Патронатный воспитатель, уполномоченная служба (организация) по патронату совместно определяют способы воспитания и форму обучения ребенка с учетом его мнения. Окружное управление образования оказывает содействие в устройстве ребенка в образовательные учреждения и при необходимости в воспитании и образовании ребенка.

Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.

В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы города Москвы и Московской области договор о патронатном воспитании расторгается.

6.12. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.

Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода.

Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.

6.13. В течение действия договора о патронатном воспитании патронатный воспитатель несет ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка в порядке, предусмотренном действующим законодательством."

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»