ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 июня 2024 года № 1397-р

[Об утверждении основных условий концессионного соглашения о финансировании, создании, эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург - Главный, приобретении и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной инфраструктуре по маршруту "Москва - Санкт-Петербург"]



1. Заключить концессионное соглашение о финансировании, создании, эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, приобретении и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной инфраструктуре по маршруту "Москва - Санкт-Петербург", с обществом с ограниченной ответственностью "ВСМ Две Столицы" (далее соответственно - концессионное соглашение с "ВСМ Две Столицы", концессионер) без проведения конкурса в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона "О концессионных соглашениях".

2. Утвердить прилагаемые основные условия концессионного соглашения о финансировании, создании, эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург - Главный, приобретении и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной инфраструктуре по маршруту "Москва - Санкт-Петербург".

3. Установить, что:

а) полномочия концедента при заключении, исполнении, изменении и прекращении концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы" и соглашения, предусмотренного частью 4 статьи 5 Федерального закона "О концессионных соглашениях", от имени Российской Федерации осуществляет Росжелдор;

б) концессионер на момент заключения концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы" должен отвечать требованиям, установленным частью 1_9 статьи 5 Федерального закона "О концессионных соглашениях".

4. Росжелдору:

а) в 14-дневный срок по согласованию с концессионером подготовить и согласовать с Минтрансом России, Минфином России, Минэкономразвития России и Росимуществом проект концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы";

б) в 5-дневный срок со дня получения согласования указанных в подпункте "а" настоящего пункта федеральных органов исполнительной власти направить концессионеру проект концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы", установив концессионеру срок для его подписания не более 5 дней со дня его направления;

в) в 3-дневный срок со дня получения подписанного концессионером проекта концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы" подписать концессионное соглашение с "ВСМ Две Столицы" от имени концедента без проведения конкурса;

г) в течение 120 дней со дня заключения концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы" заключить с субъектами Российской Федерации - городом федерального значения Москвой, Московской областью, Тверской областью, Новгородской областью, Ленинградской областью и городом федерального значения Санкт-Петербургом в лице их уполномоченных органов государственной власти соглашения о взаимодействии, устанавливающее взаимные права и обязанности Росжелдора и соответствующего субъекта Российской Федерации, возникающие в связи с заключением и исполнением концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы", предусмотрев в нем в том числе обязательства соответствующего субъекта Российской Федерации по подготовке и внесению в законодательный орган субъекта Российской Федерации проекта изменений в нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие на период с 1 января 2025 г. до 1 января 2065 г. ставку налога на имущество организаций в размере 0 процентов либо освобождение от налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, составляющего инфраструктуру высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования;

д) совместно с Росимуществом обеспечить предоставление концессионеру в порядке и сроки, которые установлены концессионным соглашением с "ВСМ Две Столицы", земельных участков, необходимых для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением с "ВСМ Две Столицы".

5. Минфину России внести в Правительство Российской Федерации:

а) совместно с Минтрансом России и ФНС России:

до 1 ноября 2024 г. проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части продления права Правительства Российской Федерации в 2025-2028 годах на издание нормативных правовых актов, предусматривающих продление установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков уплаты налогов, установление дополнительных оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и изменение порядка и условий ее предоставления, а также в части установления ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов на период с 1 января 2028 г. до 1 января 2065 г. в отношении услуг по перевозке (организации перевозки) пассажиров и багажа по инфраструктуре высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург - Главный;

до 15 декабря 2024 г., но не ранее дня принятия федерального закона, предусмотренного абзацем вторым настоящего подпункта, проект акта Правительства Российской Федерации, предусматривающий перенос на 12 месяцев налогоплательщикам по перечню, определяемому Минтрансом России, реализующим работы (услуги) по проектированию и (или) строительству инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург - Главный по перечню, утверждаемому Минтрансом России, на основании заявлений указанных налогоплательщиков сроков уплаты налога на добавленную стоимость, которые наступают по итогам налоговых периодов, приходящихся на период 2025-2028 годов, в части налога на добавленную стоимость, исчисленного при получении предварительной оплаты (аванса) за такие работы (услуги), а также налога на добавленную стоимость, исчисленного исходя из стоимости таких выполненных работ (оказанных услуг), уменьшенного на сумму налога, принятого к вычету по ранее полученным предварительным оплатам (авансам) за такие работы (услуги), при этом сумма налога на добавленную стоимость, срок уплаты которого подлежит переносу, не должна превышать сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет по данным налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за соответствующий налоговый период;

б) до 1 декабря 2024 г. проект постановления о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" в части обеспечения исключения влияния льгот по налогу на имущество организаций, предоставляемых субъектами Российской Федерации, на территориях которых планируется строительство инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург - Главный, на расчет налогового потенциала по налогу на имущество организаций.

6. Рекомендовать открытому акционерному обществу "Российские железные дороги":

а) до 1 июля 2024 г. заключить с концессионером соглашение, предусматривающее синхронизацию сроков ввода в эксплуатацию инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный со сроками ввода в эксплуатацию объектов инвестиционного проекта "Строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва - Крюково (Алабушево) под специализированное пассажирское сообщение";

б) при формировании инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" предусматривать:

в 2024-2028 годах затраты на инвестиционный проект "Развитие железнодорожной инфраструктуры на участке Санкт-Петербург (вкл.) - Обухово 2 (вкл.) под специализированное пассажирское сообщение" с последующей возмездной передачей учредителю концессионера или концессионеру для исполнения обязательств по концессионному соглашению с "ВСМ Две Столицы";

в 2024-2027 годах затраты на инвестиционный проект "Строительство дополнительных V и VI путей на участке Москва - Крюково (Алабушево) под специализированное пассажирское сообщение";

в 2024-2025 годах затраты на проектирование инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования по маршруту "Москва - Санкт-Петербург" с последующей возмездной передачей учредителю концессионера или концессионеру для исполнения обязательств по концессионному соглашению с "ВСМ Две Столицы";

в 2024-2028 годах затраты на разработку конструкторской документации на высокоскоростной железнодорожный подвижной состав;

затраты на приобретение первых 2 головных (пилотных) образцов высокоскоростного железнодорожного подвижного состава.

7. ФАС России:

а) обеспечить принятие решения о неприменении ценового регулирования в отношении услуг по перевозке пассажиров и (или) багажа высокоскоростным железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении;

б) установить размер тарифов, сборов и платы за услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в отношении услуг по использованию инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования в соответствии с условиями концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы" при обращении в установленном порядке владельца указанной инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования (в том числе концессионера);

в) в 90-дневный срок внести в Правительство Российской Федерации проект постановления о внесении изменений в Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, грузоотправителей к услуге по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. № 710 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, грузоотправителей к услуге по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования", в части установления приоритетной очередности оказания услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для перевозок пассажиров и (или) багажа высокоскоростным железнодорожным транспортом общего пользования по отношению к услугам по использованию инфраструктуры общего пользования для других перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования.

8. Минпромторгу России обеспечить инвестиционную поддержку и возможность льготного финансирования производства высокоскоростного железнодорожного подвижного состава в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2023 г. № 295 "О государственной поддержке организаций, реализующих инвестиционные проекты, направленные на производство приоритетной продукции".

9. Минтрансу России:

а) совместно с Минфином России и Минэкономразвития России:

обеспечивать включение в федеральный бюджет на соответствующий финансовый год и плановый период расходных обязательств, необходимых для исполнения обязательств концедента по концессионному соглашению с "ВСМ Две Столицы" (в том числе обязательств по выплате средств, предусмотренных пунктами 16 и 17 основных условий, утвержденных настоящим распоряжением, а также платы концедента, обязательств по выплате компенсации в случаях досрочного прекращения действия концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы" и (или) наступления обстоятельств, указанных в пункте 41 указанных основных условий), в случаях, порядке и объемах, которые установлены бюджетным законодательством Российской Федерации и концессионным соглашением с "ВСМ Две Столицы";

до 1 августа 2024 г. внести в Правительство Российской Федерации проект распоряжения о внесении изменений в перечень самоокупаемых инвестиционных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р, в части дополнения инвестиционным проектом "Финансирование, создание и эксплуатация инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург - Главный, приобретение и эксплуатация высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной инфраструктуре по маршруту "Москва - Санкт-Петербург", предусмотрев следующие условия предоставления средств Фонда национального благосостояния:

вид ценных бумаг, в которые инвестируются средства Фонда национального благосостояния, - облигации;

эмитент облигаций - общество с ограниченной ответственностью "ВСМ Две Столицы";

номинальная стоимость одной облигации - 1000 рублей;

общая номинальная стоимость облигаций - 300000 млн. рублей;

срок обращения облигаций - 25 лет;

ставка купона по облигациям - 1 процент годовых;

периодичность выплаты купонного дохода (купонный период) - 91 день;

срок капитализации процентов - 10 лет со дня приобретения облигаций концессионера, купонный доход за каждый купонный период капитализируется с начислением процентов по ставке 1 процент годовых;

срок уплаты капитализированных процентов - 10 лет со дня истечения срока капитализации процентов, в даты окончания купонных периодов равными квартальными платежами. На капитализированные проценты начисляются проценты по ставке 1 процент годовых, которые уплачиваются в даты выплаты капитализированных процентов;

погашение облигаций равными квартальными платежами в даты окончания купонных периодов, приходящихся на 2046-2049 годы;

б) совместно с Росреестром и Росимуществом до 15 июля 2024 г. внести в Правительство Российской Федерации проект постановления о внесении изменений в Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в целях установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и предоставляемые лицу, с которым заключено концессионное соглашение о создании и эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования, для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, в размере не более 0,01 процента кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в год;

в) совместно с Минпромторгом России, Минфином России, концессионером и производителем высокоскоростного железнодорожного подвижного состава при необходимости разработать порядок возмещения убытков концессионера, вызванных задержкой на срок свыше 6 месяцев поставки высокоскоростного железнодорожного подвижного состава с требуемыми характеристиками и в необходимом количестве в соответствии с требованиями концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы";

г) обеспечивать включение в федеральный бюджет на соответствующий финансовый год и плановый период расходных обязательств, необходимых для комплексного консультационного сопровождения концессионного соглашения с "ВСМ Две Столицы".

10. Минприроды России до 1 июля 2024 г. обеспечить внесение изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", предусматривающих предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых без проведения аукционов в целях создания инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 5 июня 2024 года № 1397-р

Основные условия концессионного соглашения о финансировании, создании, эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, приобретении и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной инфраструктуре по маршруту "Москва - Санкт-Петербург"

1. В соответствии с концессионным соглашением о финансировании, создании, эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, приобретении и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной инфраструктуре по маршруту "Москва - Санкт-Петербург" (далее - концессионное соглашение), общество с ограниченной ответственностью "ВСМ Две Столицы" (далее - концессионер) обязуется за свой счет осуществить создание, включая проектирование и строительство, и эксплуатацию инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный, а также создание (приобретение) и эксплуатацию высокоскоростного железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки пассажиров и (или) багажа на созданной указанной инфраструктуре (далее - высокоскоростной железнодорожный подвижной состав), и иного движимого имущества, технологически связанного с созданной указанной инфраструктурой.

Объектом концессионного соглашения в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О концессионных соглашениях" являются инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта общего пользования от станции Крюково (Алабушево) до станции Санкт-Петербург-Главный (далее - инфраструктура в составе объекта концессионного соглашения), высокоскоростной железнодорожный подвижной состав и иное движимое имущество, технологически связанное с созданной инфраструктурой в составе объекта концессионного соглашения.

Право собственности на объект концессионного соглашения будет принадлежать Российской Федерации (далее - концедент), а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления эксплуатации объекта концессионного соглашения, а также исполнить иные обязательства, установленные концессионным соглашением.

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту.

2. Срок действия концессионного соглашения составляет 40 лет со дня его заключения и может быть продлен в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Описание и технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения установлены согласно приложению.

Состав объекта концессионного соглашения подлежит определению в концессионном соглашении.

Концессионер вправе создавать (приобретать) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, недвижимое и движимое имущество, не относящееся к объекту концессионного соглашения. Условия создания (приобретения) и распределения прав собственности на такое имущество подлежат определению в концессионном соглашении.

4. Концессионер принимает на себя обязательства по подготовке территории, разработке документации по планировке территории, необходимой для создания инфраструктуры в составе объекта концессионного соглашения, и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, в объеме и на условиях, которые установлены концессионным соглашением, а также обязательства по оформлению и изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (если применимо) для их предоставления концедентом, а также демонтажу объектов недвижимого имущества (если применимо).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»