МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 1 февраля 2024 года № 54
В соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. № 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", подпунктом 5.2.28(60) пункта 5 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую методику оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования.
2. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. № 669 "Об утверждении методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования" (зарегистрирован Минюстом России 18 ноября 2015 г., регистрационный № 39755).
Министр
М.Г.Решетников
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
27 марта 2024 года,
регистрационный № 77660
приказом Минэкономразвития России
от 1 февраля 2024 года № 54
Методика оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования
1. Методика оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования (далее - Методика), устанавливает порядок действий по проведению оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования (далее - оценка издержек исполнения требований), которая проводится в отношении обязательных требований и иных требований (обязанности, запреты, условия и ограничения) (далее - требования), содержащихся в проектах нормативных правовых актов (далее - проекты актов), в отношении которых проводится оценка регулирующего воздействия, а также в нормативных правовых актах (далее - акты), в отношении которых проводится оценка применения обязательных требований и оценка фактического воздействия акта, при осуществлении Минэкономразвития России, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (далее при совместном упоминании - разработчики), и рабочими группами при подкомиссии Правительственной комиссии по проведению административной реформы (далее - рабочие группы) оценки издержек исполнения требований.
________________
Пункт 7 Положения о Правительственной комиссии по проведению административной реформы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2003 № 451.
2. Целью проведения оценки издержек исполнения требований является получение монетарной оценки издержек субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности, возникающих при соблюдении предполагаемых к установлению или действующих требований регулирования.
3. Оценка издержек исполнения требований осуществляется в отношении требований, исполнение которых приводит к возникновению у субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности новых издержек и (или) увеличению объема издержек, связанных с исполнением ранее действовавших требований, а также в связи с обстоятельствами, указанными в абзаце третьем подпункта "в" пункта 6(1) Правил, для обоснования целей предполагаемого к установлению регулирования, указанных в части 2.1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
При оценке издержек исполнения требований не включаются издержки от рабочих процессов, которые субъекты предпринимательской или иной экономической деятельности осуществляли до введения требования как сложившуюся практику, которые субъекты предпринимательской или иной экономической деятельности в данной сфере общественных отношений осуществляли, в том числе добровольно, до введения требования, которая позволяет им достигать цели ведения своей деятельности.
4. Оценка издержек исполнения требований осуществляется в отношении следующих издержек исполнения требований:
а) издержки, которые связаны со сбором (получением), обработкой, подготовкой и представлением органам государственной власти, а также третьим лицам информации (документов, сведений, данных) в соответствии с требованиями, в том числе издержки на поддержание готовности представить необходимую информацию по запросу со стороны органов государственной власти, их уполномоченных представителей или третьих лиц (далее - информационные издержки);
б) издержки, которые связаны с поддержанием устанавливаемого (установленного) требованием уровня безопасности и качества продукции, процессов производства, проведения работ и оказания услуг, эксплуатации оборудования и производственных объектов, трудовой деятельности работников, а также иные необходимые для исполнения требования затраты, не связанные со сбором (получением), обработкой, подготовкой и представлением органам государственной власти, а также третьим лицам информации (документов, сведений, данных) (далее - содержательные издержки);
в) издержки, возникающие у субъекта предпринимательской или иной экономической деятельности в период вынужденного прекращения (приостановки) деятельности по производству продукции (проведения работ, оказания услуг) и (или) осуществления в связи с необходимостью соблюдения требования действий, не приводящих к получению дохода (далее соответственно - издержки простоя, простой);
г) издержки в виде упущенной выгоды субъекта предпринимательской деятельности в период простоя (далее - недополученная прибыль);
д) издержки в виде возможной прибыли, которую субъект предпринимательской деятельности не получил в связи с установлением требования, которая была бы использована в предпринимательской деятельности (далее - альтернативные издержки).
5. Информационные издержки, содержательные издержки, издержки простоя рассчитываются в отношении требований, распространяемых как на субъекты предпринимательской деятельности, так и на субъекты иной экономической деятельности. Недополученная прибыль и альтернативные издержки рассчитываются в отношении требований, распространяемых на субъекты предпринимательской деятельности.
6. Оценка издержек исполнения требований осуществляется применительно к периоду оценивания, который составляет не более 6 лет со дня вступления в силу предполагаемого к установлению или действующего требования (далее - период оценивания).
Разработчиком, осуществляющим оценку издержек исполнения требования, определяется период оценивания, соответствующий сроку достижения целей регулирования, указываемому в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, сроку достижения целей регулирования, установленного в действующем акте, а в отсутствие указанной информации - сроку действия акта, устанавливающего требование.
7. В случае если период оценивания превышает один год со дня вступления в силу предполагаемого к установлению или действующего требования, оценка издержек исполнения требований проводится с учетом прогнозируемого прироста потребительских цен и прироста номинальной заработной платы работников организаций в Российской Федерации в соответствии с текущим трехлетним прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываемым Минэкономразвития России (далее - прогноз).
________________
Подпункт 5.3.2 пункта 5 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437.
В отношении четвертого года и последующих лет периода оценивания значения прироста потребительских цен и прироста номинальной заработной платы работников организаций в Российской Федерации следует принимать равными значениям этих показателей в третьем году прогноза.
Значения прогнозируемого прироста потребительских цен и прогнозируемого прироста номинальной заработной платы работников организаций в Российской Федерации при расчетах в рамках Методики выражаются в тысячных долях, получаемых делением на 100 процентов значений прогнозируемого прироста потребительских цен и изменения номинальной заработной платы работников организаций в Российской Федерации, приведенных в прогнозе в процентах.
8. Оценка издержек исполнения требований предполагает последовательную реализацию разработчиками следующих этапов:
а) выделение требования из текста проекта акта (акта);
б) определение необходимых для исполнения требования перечня действий и приобретений, а также их частоты в соответствии с пунктами 13-15, 33 и 43 Методики;
в) определение объектов регулирования, имеющих одинаковые или схожие параметры возникновения издержек исполнения требований (далее - объекты расчета), и количества объектов расчета;
г) определение издержек исполнения требования, относящихся к рассматриваемому требованию: информационных издержек, содержательных издержек, издержек простоя и недополученной прибыли, в соответствии с пунктом 4 Методики;
д) формирование перечня издержек исполнения требования по видам издержек: издержек, связанных с затратами времени штатных или дополнительно нанятых работников на определенные действия, необходимые для исполнения требования (далее - временные издержки), и издержек, связанных с затратами на приобретение необходимых для исполнения требования оборудования, инвентаря, их установку, содержание и обслуживание, строительство, ремонт или обустройство помещений, оплату работ и услуг организаций или внешних специалистов (далее - издержки, связанные с приобретениями);
е) в случае выявления информационных издержек - расчет временных издержек и издержек, связанных с приобретениями;
ж) в случае выявления содержательных издержек - расчет временных издержек и издержек, связанных с приобретениями;
з) в случае выявления простоя при исполнении требования - расчет временных издержек и издержек, связанных с приобретениями, возникших в ходе простоя, и недополученной прибыли;
и) расчет альтернативных издержек субъектов предпринимательской деятельности;
к) определение общего размера затрат на соблюдение требования.
9. Выделенные из текста проекта акта (акта) требования, подлежащие оценке издержек исполнения требований, должны удовлетворять следующим условиям:
а) распространяются на субъекты предпринимательской и (или) иной экономической деятельности;
б) приводят к возникновению у субъектов предпринимательской и (или) иной экономической деятельности новых издержек или изменению текущих издержек, вызванных ранее не существовавшими трудозатратами и (или) затратами на приобретение ранее не используемого оборудования, работ, услуг, необходимых для выполнения оцениваемого требования, либо к снижению затрат на исполнение ранее установленных обязательных требований;
________________
в) не осуществляются субъектом предпринимательской и (или) иной экономической деятельности в обычной хозяйственной деятельности в отсутствие предполагаемого к установлению или действующего требования (не относятся к сложившейся практике).
10. В целях проведения оценки издержек исполнения требований следует определить объекты расчета, провести при необходимости их группировку и определить количество объектов расчета в целом и в выделенных группах.
11. Совокупность объектов расчета должна быть однородна по следующим параметрам:
а) одинакова структура возникающих издержек (состав действий, приобретений);
б) одинакова частота возникновения издержек (выполнения действий, совершения приобретений);
в) одинаковы или варьируются незначительно стоимостные показатели (размер оплаты труда работников для временных издержек, средние цены для издержек, связанных с приобретениями).
12. В случае если совокупность объектов расчета неоднородна, следует разделить ее на группы объектов расчета, сходные по характеристикам, таким образом, чтобы в группе объектов расчета выполнялись все параметры, указанные в пункте 11 Методики.
13. При формировании перечня издержек исполнения требования в составе информационных издержек, содержательных издержек и издержек простоя выделяются следующие издержки:
а) временные издержки;
б) издержки, связанные с приобретениями.
14. К временным издержкам относятся трудозатраты работников, в том числе на:
а) поиск информации и подготовку документа, отчета;
б) копирование документа;
в) заверение документа;
г) представление (направление) информации или документа в орган государственной власти, автоматизированную информационную систему;
д) получение документа у третьих лиц и представление его в орган государственной власти;
е) нанесение маркировки или подготовку информационных материалов для потребителей;
ж) поиск необходимых товаров, работ, услуг, выбор поставщиков;
з) согласование условий и заключение договора; и) подготовку и проведение платежей;