МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 февраля 2024 года № 108
Об утверждении методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, формы заключения об эффективности инвестиционного проекта, предусматривающего строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета, и порядка ведения реестра указанных инвестиционных проектов, получивших заключение об эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 2023 г. № 399 "О случаях и порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 590 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", а также пунктом 5 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2023 г. № 399,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
методику оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, согласно приложению № 1 к настоящему приказу;
форму заключения об эффективности инвестиционного проекта, предусматривающего строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета, согласно приложению № 2 к настоящему приказу;
порядок ведения реестра инвестиционных проектов, предусматривающих строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, получивших заключение об эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, согласно приложению № 3 к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
приказ Минэкономразвития России от 13 октября 2008 г. № 326 "О порядке ведения реестра инвестиционных проектов, получивших положительное заключение об эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения" (зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2008 г., регистрационный № 12592);
пункт 1 изменений, которые вносятся в отдельные акты Минэкономразвития России, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 апреля 2014 г. № 199 "Об утверждении формы паспорта инвестиционного проекта, представляемого для проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, и внесении изменений в отдельные акты Минэкономразвития России" (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2014 г., регистрационный № 32625);
подпункт "б" пункта 1 приказа Минэкономразвития России от 27 марта 2019 г. № 167 "Об утверждении формы тест-паспорта объекта капитального строительства и Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения" (зарегистрирован Минюстом России 8 ноября 2019 г., регистрационный № 56456);
приказ Минэкономразвития России от 24 июня 2022 г. № 336 "О приостановлении действия подпункта "б" пункта 1 приказа Минэкономразвития России от 27 марта 2019 г. № 167 "Об утверждении формы тест-паспорта объекта капитального строительства и Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения" (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2022 г., регистрационный № 70248).
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее 1 марта 2024 года.
Министр
М.Г.Решетников
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 февраля 2024 года,
регистрационный N 77382
к приказу Минэкономразвития
России
от 21 февраля 2024 года № 108
Методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения
1. Настоящая методика предназначена для оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения (далее соответственно - Методика, оценка эффективности), в соответствии с Правилами проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2023 г. № 399 (далее соответственно - постановление № 399, Правила).
Методика устанавливает подходы к определению соответствия инвестиционного проекта, предусматривающего строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета (далее - инвестиционный проект), критериям и подкритериям, предусмотренным пунктами 7 и 8 Правил, выраженного в процентах, а также состав необходимой для проведения оценки эффективности информации.
2. Абзац двадцать первый, а также абзацы сорок пятый - сорок девятый подпункта 4.1 пункта 4 Методики применяются после уточнения положений Методики оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 1512 (далее соответственно - постановление № 1512, методика № 1512), на основании абзаца пятого пункта 2 постановления № 1512 и рассмотрения в соответствии с пунктом 7 постановления № 399 президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, если иное не предусмотрено постановлением № 1512.
3. Минэкономразвития России для определения соответствия критериям оценки эффективности использует информацию, представляемую заявителями, а также иные сведения, полученные или подготовленные Минэкономразвития России в рамках реализации полномочий при осуществлении своей деятельности.
4. Критерий оценки эффективности - обоснованность потребности в создаваемых мощностях.
Оценка обоснованности потребности в создаваемых мощностях () рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- балл оценки i-го подкритерия группы критериев, касающихся обоснованности потребности в создаваемых мощностях;
- общее число подкритериев группы критериев, касающихся обоснованности потребности в создаваемых мощностях;
- число подкритериев, не применимых к проверяемому инвестиционному проекту.
4.1. Подкритерий критерия оценки эффективности - наличие потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта.
В рамках оценки по указанному подкритерию заявителем представляются:
количественные показатели, характеризующие прямые (непосредственные) результаты (создаваемая (приобретаемая) мощность объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества (далее - объект) и конечные результаты (эффекты) реализации инвестиционного проекта (рекомендуемый образец перечня показателей, характеризующих прямые (непосредственные) результаты (создаваемая (приобретаемая) мощность объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества) и конечные результаты (эффекты) реализации инвестиционного проекта приведен в приложении № 1 к Методике);
обоснование спроса (потребности) на продукцию (услуги), создаваемую в результате реализации инвестиционного проекта (в качестве обоснования используется официальная статистическая информация, публикуемая субъектами официального статистического учета, иные данные, находящиеся в открытых источниках (со ссылками на источники соответствующих данных), а также сведения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления о наличии необеспеченной потребности);
информация об установлении зоны с особыми условиями использования территорий применительно к территории строительства, обеспеченность территории строительства инженерной инфраструктурой, необходимой для функционирования объекта капитального строительства после ввода его в эксплуатацию, сведения о мощностях планируемых в схеме территориального планирования объектов аналогичной специализации (в случае когда заявляемый объект не относится к линейному объекту и относится к видам объектов, подлежащих отображению в схемах территориального планирования).
Общим требованием к составу информации, представляемой заявителем для обоснования спроса (потребности) на продукцию (услуги), создаваемую в результате реализации инвестиционного проекта, является отражение в ней следующих показателей в зависимости от отраслевой принадлежности объекта:
по объектам здравоохранения - обеспеченность населения определенной территории (в зависимости от территории обслуживания создаваемого объекта) медицинской помощью в необходимом объеме соответствующего профиля и ее соотношение со средним уровнем по Российской Федерации, снижение смертности по профилю медицинской организации;
по объектам образования - обеспеченность населения определенной территории (в зависимости от территории обслуживания создаваемого объекта) местами в образовательных организациях соответствующего типа и ее соотношение со средним уровнем по Российской Федерации;
по объектам культуры, религии и досуга - обеспеченность населения определенной территории (в зависимости от территории обслуживания создаваемого объекта) объектами культуры, религии и досуга и ее соотношение со средним уровнем по Российской Федерации;
по объектам социальной защиты населения - обеспеченность населения определенной территории (в зависимости от территории обслуживания создаваемого объекта) объектами социальной защиты населения и ее соотношение со средним уровнем по Российской Федерации;
по объектам физической культуры и спорта - обеспеченность населения определенной территории (в зависимости от территории обслуживания создаваемого объекта) объектами физической культуры и спорта и ее соотношение со средним уровнем по Российской Федерации;
по общественным зданиям и жилым помещениям - обеспеченность населения определенной территории (в зависимости от территории обслуживания создаваемого объекта) жилыми помещениями и ее соотношение со средним уровнем по Российской Федерации, обеспечение комфортных условий проживания, улучшение условий труда работников;
по объектам охраны окружающей среды - прогнозная потребность в объектах природоохранного комплекса с учетом природно-климатических условий на соответствующей территории, прогнозный уровень сокращения вредного воздействия на окружающую среду;
по объектам мелиорации, животноводства и аквакультуры - прогнозная потребность в сохранении или увеличении площадей мелиорированных земель сельскохозяйственного назначения, потенциальном приросте объема производства сельскохозяйственной продукции, с указанием обоснования целесообразности увеличения объема такой продукции;
по объектам коммунальной инфраструктуры - соблюдение минимально допустимого уровня обеспеченности населения в соответствующем населенном пункте коммунальными объектами централизованных систем водоснабжения и водоотведения, тепло- и газоснабжения, а также повышение качества предоставляемых коммунальных услуг;
по объектам связи и энергетики - прогнозная потребность в услугах связи, электрической энергии и мощности, не обеспеченных за счет существующих мощностей, увеличение уровня электрификации региона, муниципального образования или входящих в него поселений, обеспеченности сетями связи, а также прогнозный объем эксплуатационных расходов;
по производственным объектам - прогнозная потребность в производимой продукции (оказываемых услугах), не обеспеченная за счет существующих мощностей;
по объектам науки, инфраструктуры инновационной системы и космонавтики - прогнозная потребность в новых технологиях и предлагаемых технологических инновациях, перспективы практического внедрения результатов научных исследований с учетом наличия конкретных потребителей соответствующих научных разработок;
по объектам трубопроводной инфраструктуры - наличная пропускная способность существующих объектов транспортной инфраструктуры (между населенными пунктами, связываемыми проектируемым (реконструируемым) объектом, увеличение уровня газификации региона, муниципального образования или входящих в него поселений, сокращение времени и стоимости доставки жидких и газообразных углеводородов до конечного потребителя, увеличение экспорта жидких и газообразных углеводородов, информация об альтернативных источниках и способах транспортировки жидких и газообразных углеводородов, а также прогнозный объем эксплуатационных расходов;
по объектам транспортной инфраструктуры (за исключением трубопроводного транспорта) - увеличение объема грузооборота и пассажирооборота соответствующего вида транспорта, сокращение времени пребывания грузов, пассажиров в пути, повышение транспортной доступности населенных пунктов, которые не могут быть обеспечены за счет альтернативных видов транспорта, а также прогнозный объем эксплуатационных расходов.
Для проведения расчета экономической эффективности проекта транспортной инфраструктуры (за исключением трубопроводного транспорта) заявителем представляются сведения в соответствии с перечнем документов, представляемых инициатором инфраструктурного проекта для целей оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот, приведенным в приложении № 2 к методике № 1512 (если ранее указанная информация и материалы не представлялись в Минэкономразвития России), содержащиеся в паспорте инфраструктурного проекта с приложением обосновывающих материалов;
по уникальным объектам, в том числе не имеющим аналогов в Российской Федерации, относящимся к инновационным разработкам, в том числе предусматривающим специфическое и (или) не имеющее аналогов оборудование, отвечающим особым требованиям к безопасности, имеющим высокую историческую или культурную ценность, и (или) существенно отличающимся по технологическим, техническим и (или) архитектурным решениям от имеющихся объектов аналогичного назначения, - описание текущей ситуации в сфере деятельности, в рамках которой планируется реализация инвестиционного проекта, и достигаемые результаты (эффекты) в результате реализации инвестиционного проекта.
Рекомендуемый образец перечня информации, представляемой заявителем для обоснования спроса (потребности) на продукцию (услуги), создаваемую в результате реализации инвестиционного проекта, приведен в приложении № 2 к Методике. Заявителем может быть представлена также иная информация, обосновывающая спрос (потребность) на продукцию (услуги). Рекомендуемый образец сведений, необходимых для проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, приведен в приложении № 3 к Методике.
Минэкономразвития России не вправе требовать представления заявителем информации, не предусмотренной Методикой.
По объектам, планируемым к реконструкции, представляется также информация об экономии эксплуатационных расходов в результате реконструкции (при наличии), увеличении площади, объема предоставляемых услуг, пропускной способности, для объектов электроснабжения - нивелирования дефицита в электрической энергии и мощности, устранения ограничений в работе электрической сети.
При обосновании спроса (потребности) на продукцию (услуги), создаваемую в результате реализации инвестиционного проекта также учитываются мощности существующих (строящихся) и планируемых документами территориального планирования однотипных объектов, за счет которых полностью или частично может быть удовлетворен спрос (потребность) на продукцию (услуги), аналогичные тем, которые планируется производить (оказывать) в результате реализации инвестиционного проекта.
Потребность в продукции (услугах) определяется на момент ввода в эксплуатацию (приобретения) создаваемого (реконструируемого, приобретаемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта с учетом уже созданных и создаваемых мощностей в данной сфере деятельности.
Заявителем также представляется обоснование необходимости привлечения средств федерального бюджета для реализации инвестиционного проекта - информация о невозможности привлечения внебюджетного финансирования, использования альтернативных механизмов финансирования инвестиционного проекта (государственно-частное партнерство, концессии и другие), об отсутствии собственных средств предприятия в достаточном объеме.
В целях оценки необходимости реализации выбранной модели инвестиционного проекта (строительство нового объекта, реконструкция, приобретение объекта или использование незавершенного объекта капитального строительства) и эффективности использования средств федерального бюджета заявителями также представляется обоснование невозможности достижения конечных результатов (эффектов) реализации инвестиционного проекта иными способами, не связанными с реализацией данного инвестиционного проекта.