МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 31 октября 2023 года N 1115
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, абзацем вторым пункта 4 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794,
приказываю:
1. Утвердить Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
приказ МЧС России от 4 марта 2011 г. N 94 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 2011 г., регистрационный N 20424);
пункт 2 изменений, вносимых в приказы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных приказом МЧС России от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907).
Министр
А.В.Куренков
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
8 февраля 2024 года,
регистрационный N 77195
Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Настоящее Положение определяет организацию, состав сил и средств, порядок деятельности, цели, задачи, функции, режимы функционирования функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее соответственно - функциональная подсистема МП ЧС, РСЧС, ЧС).
________________
В соответствии с Перечнем создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приложение к Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (далее - Положение о РСЧС).
2. Функциональная подсистема МП ЧС действует на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.
3. Целью функциональной подсистемы МП ЧС является предотвращение (снижение риска возникновения) ЧС путем осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС.
4. Задачи функциональной подсистемы МП ЧС:
1) организация и проведение работ по мониторингу источников ЧС, лабораторному контролю и прогнозированию ЧС;
2) обеспечение своевременного реагирования органов управления и сил РСЧС на угрозы возникновения ЧС;
3) определение возможной ЧС и масштаба ее развития;
4) своевременное доведение прогноза о возможной ЧС и масштабах ее развития и предложений по проведению превентивных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, до органов управления федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций;
5) выработка предложений по прогнозированию угрозы возникновения ЧС, локализации, ликвидации и снижения ее негативных последствий.
5. Функциями функциональной подсистемы МП ЧС являются:
1) информационный обмен с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями с целью прогнозирования и оценки воздействия возможных ЧС;
________________
Абзац второй пункта 4 Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приложение к приказу МЧС России от 26 августа 2009 г. N 496 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039) с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907) (далее - Положение о системе и порядке информационного обмена).
2) сбор, обработка и анализ информации об источниках ЧС и показателях риска возникновения ЧС;
3) оценка риска возникновения ЧС и разработка сценариев возникновения и развития ЧС;
4) оценка эффективности реализации превентивных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и снижение негативных последствий при их возникновении;
5) информационное обеспечение органов управления РСЧС прогнозными данными и предложениями по проведению превентивных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС;
6) наблюдение и лабораторный контроль за состоянием радиационной, химической и биологической обстановкой на территории Российской Федерации;
________________
Подпункт "а" пункта 10 Правил функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. N 1333 (далее - Правила функционирования).
7) развитие и повышение эффективности работы информационных систем МЧС России, в которых осуществляется обработка персональных данных, банка данных источников ЧС и оценки риска возникновения ЧС, технологий и методов мониторинга и прогнозирования ЧС;
________________
Приложение N 5 к приказу МЧС России от 31 октября 2019 г. N 626 "Об обработке и обеспечении защиты персональных данных в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2019 г., регистрационный N 56953) с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 14 ноября 2022 г. N 1141 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 апреля 2023 г., регистрационный N 72953).
8) развитие научно-методической базы для обоснования и разработки автоматизированных систем мониторинга и прогнозирования ЧС;
9) осуществление международного взаимодействия по мониторингу, лабораторному контролю и прогнозированию ЧС;
10) осуществление методического руководства проведения мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС.
6. Для организации управления функциональной подсистемы МП ЧС на каждом уровне создается координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства наблюдения и контроля, системы информационного обеспечения, связи и оповещения.
________________
7. Координационным органом функциональной подсистемы МП ЧС на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МЧС России соответствующего уровня.
8. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы МП ЧС являются:
1) на федеральном уровне - структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в полномочия которого входит решение задач по мониторингу и прогнозированию ЧС;
2) на межрегиональном уровне - главные управления МЧС России, дислоцированные в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов;
3) на региональном уровне - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.
9. Органами повседневного управления функциональной подсистемы МП ЧС являются:
1) на федеральном уровне - Главное управление "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" МЧС России;
2) на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России, дислоцированных в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов;
3) на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
10. К силам и средствам функциональной подсистемы МП ЧС относятся:
________________
Абзац первый пункта 13 Положения о РСЧС.
1) на федеральном и межрегиональном уровнях:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий);
спасательные воинские формирования МЧС России;
2) на региональном уровне:
центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
11. Деятельность органов управления и сил функциональной подсистемы МП ЧС осуществляется в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
________________