ГОСТ 33469-2023
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Глобальная навигационная спутниковая система
СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ
Методы испытаний устройства/системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по определению момента аварии
Global navigation satellite system. Road accident emergency response system. Test methods for in-vehicle device/system for crash detection feature requirements
МКС 35.240.60
Дата введения 2024-06-01
с правом досрочного применения
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "ГЛОНАСС" (АО "ГЛОНАСС")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 августа 2023 г. N 164-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения
|
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь
|
Киргизия | KG | Кыргызстандарт
|
Россия | RU | Росстандарт
|
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
(Поправка. ИУС № 4-2024).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2023 г. N 1154-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33469-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2024 г. с правом досрочного применения
5 ВЗАМЕН ГОСТ 33469-2015
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС № 4, 2024 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на устройства вызова экстренных оперативных служб, как штатные, так исполненные в конфигурации дополнительного оборудования, предназначенные для оснащения транспортных средств категорий M1 и N1, входящих в область применения [1] в соответствии с [2], имеющие в своем составе датчик автоматической идентификации события дорожно-транспортного происшествия и/или срабатывающие по сигналам от датчиков подушки(ек) безопасности, иных датчиков систем пассивной безопасности и/или других систем транспортного средства, определяющих уровень его замедления.
Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний устройств вызова экстренных оперативных служб, а также установленных на транспортные средства систем вызова экстренных оперативных служб, проводимых для оценки соответствия требованиям по определению момента аварии (автоматическому срабатыванию при аварии), установленным в [2] (пункт 19.1 приложения 3) и ГОСТ 33464.
Настоящий стандарт может быть применен для проведения натурных испытаний транспортных средств категорий M1 и N1, входящих в область действия [1], оснащенных системами вызова экстренных оперативных служб, на соответствие требованиям [2] (пункт 19.1 приложения 3) и натурных испытаний транспортных средств категорий M и N, не входящих в область применения [1], оснащенных системами вызова экстренных оперативных служб, на соответствие требованиям [2] (пункт 19.2 приложения 3).
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.030 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление
ГОСТ 12.3.019 Система стандартов безопасности труда. Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности
ГОСТ 30630.0.0-99 Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Общие требования
ГОСТ 33464-2023 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования
ГОСТ 33467-2023 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы функционального тестирования устройства/системы вызова экстренных оперативных служб и протоколов передачи данных
ГОСТ 33471-2023 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний навигационного модуля устройства/системы вызова экстренных оперативных служб
ГОСТ 34003-2022 Автомобильные транспортные средства. Методы испытаний в отношении автоматического срабатывания устройства/системы вызова экстренных оперативных служб при опрокидывании
ГОСТ ИСО 5348 Вибрация и удар. Механическое крепление акселерометров
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1
дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб. [ГОСТ 22.0.05-97, статья 3.4.6] |
3.1.2 |
датчик автоматической идентификации события ДТП: Техническое устройство, предназначенное для установления факта ДТП на основе обработки данных, поступающих от входящего в его состав трехосевого датчика ускорения, и предоставляющее информацию во внешние устройства для записи профиля ускорения при ДТП и/или оценки тяжести ДТП. Примечание - Датчик автоматической идентификации события ДТП может входить в состав штатной системы вызова экстренных оперативных служб, устанавливаемой на транспортные средства категорий M1 и N1, подпадающих под действие [2]. [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.7] |
3.1.3 зона [область] прямой видимости: Зона, представляющая собой полусферу, ограниченную полем зрения водителя, равным 180°, в горизонтальной и вертикальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости транспортного средства, от вертикальной поперечной плоскости X(YZ), проходящей через точки V глаз водителя.
Примечания
1 Система координат транспортного средства (X, Y, Z) - в соответствии с [3].
2 Определение точки V глаз водителя - в соответствии с [4].
3.1.4 имитационные испытания: Испытания системы вызова экстренных оперативных служб, проводимые с использованием имитатора аварии.
3.1.5 имитатор аварии: Аппаратно-программное устройство, предназначенное для хранения, воспроизведения и передачи с требуемой частотой в систему вызова экстренных оперативных служб при ее испытаниях эталонного набора данных об ускорениях транспортного средства, возникающих при ДТП.
3.1.6
минимальный набор данных; МНД: Набор данных, передаваемый УСВ при дорожно-транспортном происшествии и включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного транспортного средства и времени аварии, VIN-коде транспортного средства и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования. |
[ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.14] |
3.1.7 монтажная плата: Специальное приспособление, предназначенное для размещения на ударном стенде и коммутации испытуемого образца блока датчика автоматической идентификации события ДТП или системы вызова экстренных оперативных служб со встроенным датчиком автоматической идентификации события ДТП и имитирующее реальные условия крепления на транспортном средстве.
3.1.8 натурные испытания: Испытания устройства/системы вызова экстренных оперативных служб, проводимые с использованием транспортного средства соответствующей категории, на которое установлен испытуемый образец системы (устройства).
3.1.9
система вызова (экстренных оперативных служб); СВ: Устройство вызова экстренных оперативных служб, установленное на транспортное средство. [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.23] |
3.1.10 |
система экстренного реагирования при авариях: Государственная территориально-распределенная автоматизированная информационная система, обеспечивающая оперативное получение с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах, обработку, хранение и передачу этой информации экстренным оперативным службам, а также доступ к указанной информации заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц. Примечание - В Республике Беларусь система экстренного реагирования при авариях называется "ЭРА-РБ", в Республике Казахстан - "ЭВАК", в Российской Федерации - "ЭРА-ГЛОНАСС". Аналогом вышеуказанных систем является общеевропейская система eCall, с которой эти системы гармонизированы по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе минимального набора данных о дорожно-транспортном происшествии, единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства и др.). [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.24] |
3.1.11 стендовые испытания: Испытания на специальном стенде, позволяющем прикладывать к испытуемому образцу (устройству вызова экстренных оперативных служб со встроенным датчиком автоматической идентификации события ДТП или отдельному датчику автоматической идентификации события ДТП) ударную нагрузку.
3.1.12 степень перекрытия, %: Часть транспортного средства по ширине, подверженная внешнему воздействию от препятствия при натурных испытаниях систем вызова экстренных оперативных служб.
Примечание - Шириной транспортного средства является расстояние между двумя плоскостями, параллельными продольной центральной плоскости транспортного средства и касающимися транспортного средства по обеим сторонам от вышеупомянутой плоскости, исключая при этом зеркала заднего вида, боковые габаритные фонари, указатели давления в шинах, указатели поворотов, габаритные фонари, эластичные брызговики и деформируемую часть боковин шин, расположенную непосредственно над точкой контакта с дорогой [3].
3.1.13 транспортное средство; ТС: Наземное механическое устройство на колесном ходу категорий в соответствии с [1], предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по автомобильным дорогам общего пользования.
3.1.14 ударный стенд: Устройство, позволяющее подвергнуть образец воздействию управляемого и воспроизводимого механического удара.
Примечание - Ударным стендом может быть специальное устройство, создающее ударное воздействие за счет потенциальной энергии поля силы тяжести или рабочей среды (механизма), или вибростенд, электродинамический или гидравлический, работающий в режиме удара (см. [5]*).
________________
* Поз.[5], [6], [8] см. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.
3.1.15
устройство вызова (экстренных оперативных служб); УВ: Блок или комплекс компонентов, выполняющих следующие функции: - прием информации или определение координат местоположения и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее трех действующих глобальных навигационных спутниковых систем; - прием и/или генерацию в автоматическом и ручном режиме инициирующих логических сигналов с запросом на операцию экстренного вызова оперативных служб; - передачу сообщения о транспортном средстве при аварийной (экстренной) ситуации, содержащего, как минимум, минимальный набор данных (МНД); - выдачу предупреждающего сигнала; - обеспечение двусторонней голосовой связи с экстренными оперативными службами. [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.31] |
3.1.16 |
эмулятор системы (экстренного реагирования при авариях); ЭС: Программно-аппаратный комплекс, используемый при испытаниях системы или устройства вызова экстренных оперативных служб и позволяющий имитировать реальные процессы установления связи и обмена данными между испытываемыми образцами и инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях с возможностью декодирования данных, а также определения электрических параметров и функциональных свойств модулей беспроводной связи испытываемых образцов устройства/системы вызова экстренных оперативных служб. [ГОСТ 33466-2023, пункт 3.1.9] |