ГОСТ 33466-2023
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Глобальная навигационная спутниковая система
СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ
Методы испытаний устройства/системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по электромагнитной совместимости, стойкости к климатическим и механическим воздействиям
Global navigation satellite system. Road accident emergency response system. Compliance test methods for electromagnetic compatibility, environmental and mechanical resistance requirements of in-vehicle emergency call device/system
МКС 33.020
Дата введения 2024-06-01
с правом досрочного применения
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "ГЛОНАСС" (АО "ГЛОНАСС")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 августа 2023 г.164-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения
|
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь
|
Киргизия | KG | Кыргызстандарт
|
Россия | RU | Росстандарт
|
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт
|
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 октября 2023 г. N 1184-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33466-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2024 г. с правом досрочного применения
5 ВЗАМЕН ГОСТ 33466-2015
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС № 7, 2024 год, введенная в действие с 24.04.2024
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на устройства вызова экстренных оперативных служб, предназначенные для установки на колесные транспортные средства категорий M и N, а также на системы вызова экстренных оперативных служб, установленные на транспортные средства категорий M и N в соответствии с требованиями [1].
Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний устройств/систем вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по электромагнитной совместимости, стойкости к климатическим и механическим воздействиям, установленным в ГОСТ 33464 для целей выполнения требований [1].
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 9.311 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Метод оценки коррозионных поражений
ГОСТ 12.1.030 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление
ГОСТ 12.3.019 Система стандартов безопасности труда. Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности
ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
ГОСТ 16019-2001 Аппаратура сухопутной подвижной радиосвязи. Требования по стойкости к воздействию механических и климатических факторов и методы испытаний
ГОСТ 30630.0.0-99 Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Общие требования
ГОСТ 33464-2023 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования
ГОСТ 33467-2023 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы функционального тестирования устройства/системы вызова экстренных оперативных служб и протоколов передачи данных
ГОСТ 33991-2016 Электрооборудование автомобильных транспортных средств. Электромагнитная совместимость. Помехи в цепях. Требования и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 кондуктивная индустриальная радиопомеха: Электромагнитная помеха, энергия которой передается через один или несколько проводников.
3.1.2
прочность аппаратуры: Способность аппаратуры сохранять свои параметры в пределах установленных допусков после воздействия механических и климатических факторов. [ГОСТ 16019-2001, статья 3.3] |
3.1.3 |
система вызова экстренных оперативных служб; СВ: Устройство вызова экстренных оперативных служб, установленное на транспортное средство. [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.23] |
3.1.4 |
система экстренного реагирования при авариях: Государственная территориально-распре-деленная автоматизированная информационная система, обеспечивающая оперативное получение с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах, обработку, хранение и передачу этой информации экстренным оперативным службам, а также доступ к указанной информации заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц. Примечание - В Республике Беларусь система экстренного реагирования при авариях называется "ЭРА-РБ", в Республике Казахстан - "ЭВАК", в Российской Федерации - "ЭРА-ГЛОНАСС". Аналогом вышеуказанных систем является общеевропейская система eCall, с которой эти системы гармонизированы по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе минимального набора данных о дорожно-транспортном происшествии, единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства и др.). [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.24] |
3.1.5 степень жесткости испытаний (на помехоустойчивость): Условный номер, установленный нормативными документами по испытаниям технических средств на помехоустойчивость, отражающий интенсивность воздействующей на объект испытаний помехи с регламентированными для каждой степени жесткости параметрами. 3.1.6 |
стойкость аппаратуры: Способность аппаратуры сохранять свои параметры в пределах установленных допусков, измеренные во время и после воздействия механических и климатических факторов. [ГОСТ 16019-2001, статья 3.5] |
3.1.7 |
устойчивость аппаратуры: Способность аппаратуры сохранять свои параметры в пределах установленных допусков во время воздействия механических и климатических факторов. [ГОСТ 16019-2001, статья 3.4] |
3.1.8 |
устройство вызова (экстренных оперативных служб); УВ: Блок или комплекс компонентов, выполняющих следующие функции: - прием информации или определение координат местоположения и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее трех действующих глобальных навигационных спутниковых систем; - прием и/или генерацию в автоматическом и ручном режиме инициирующих логических сигналов с запросом на операцию экстренного вызова оперативных служб; - передачу сообщения о транспортном средстве при аварийной (экстренной) ситуации, содержащего, как минимум, минимальный набор данных (МНД); - выдачу предупреждающего сигнала; - обеспечение двусторонней голосовой связи с экстренными оперативными службами. [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.31] |
3.1.9 эмулятор системы (экстренного реагирования при авариях); ЭС: Программно-аппаратный комплекс, используемый при испытаниях системы или устройства вызова экстренных оперативных служб и позволяющий имитировать реальные процессы установления связи и обмена данными между испытываемыми образцами и инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях с возможностью декодирования данных, а также определения электрических параметров и функциональных свойств модулей беспроводной связи испытываемых образцов устройства/системы вызова экстренных оперативных служб.
3.2 Сокращения и обозначения
В настоящем стандарте использованы следующие сокращения и обозначения:
БИП - блок интерфейса пользователя;
ДТП - дорожно-транспортное происшествие;
ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;
ГНСС - глобальная навигационная спутниковая система;
ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина;
РМП - рабочее место проверки;
ТС - транспортное средство;
УСВ - устройство/система вызова экстренных оперативных служб;
ЭД - эксплуатационная документация;
CAN - стандарт промышленной сети, ориентированный на объединение в единую сеть различных исполнительных устройств и датчиков, включая и средства автомобильной автоматики;
g - стандартное ускорение, обусловленное земной гравитацией, которое изменяется в зависимости от высоты и географической широты;
USB - универсальная последовательная проводная шина.
4.1 Объектом испытаний, если не оговорено особо, является УСВ.
Примечание - СВ предполагается как объект испытаний на соответствие требованиям [1] в случае, когда установленное на транспортное средство УВ не подвергалось в полном объеме подтверждению соответствия требованиям [1] (приложение 10, пункт 118) (т.е. для установленного на транспортное средство УВ отсутствует сертификат соответствия) и проведение указанной процедуры предусматривается в составе транспортного средства.
Число испытуемых образцов УСВ должно быть не менее 3 шт. Испытаниям (проверкам) в объеме, указанном в разделах 5-7, подвергается каждый из образцов УСВ, представленных на испытания.
Примечание - По решению органа по сертификации (например, при незначительных изменениях программного обеспечения относительно ранее испытанного УСВ, при проведении контрольных испытаний) испытания могут быть проведены на меньшем количестве образцов или в уменьшенном объеме состава проверок, предусмотренных разделами 5-7 настоящего стандарта.
4.2 Условия проведения испытаний
Испытания УСВ на электромагнитную совместимость и при воздействии механических факторов проводят в нормальных климатических условиях:
- температура воздуха - от 15°С до 35°С (погрешность измерений - ±1,5%);
- относительная влажность воздуха - от 45% до 80% (погрешность измерений - ±5% относительной влажности);
- атмосферное давление - от 84,0 до 106,7 кПа (от 630 до 800 мм рт.ст.), погрешность измерений - ±1,0 кПа (±5 мм рт.ст.).