Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33471-2023



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ

Методы испытаний навигационного модуля устройства/системы вызова экстренных оперативных служб

Global navigation satellite system. Road accident emergency response system. Test methods for navigation module of in-vehicle emergency call device/system



МКС 35.240.60

Дата введения 2024-06-01

с правом досрочного применения



Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "ГЛОНАСС" (АО "ГЛОНАСС")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 августа 2023 г. N 164-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по

МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

 

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

 

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

 

Россия

RU

Росстандарт

 

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

 

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2023 г. N 1145-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33471-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2024 г. с правом досрочного применения

5 ВЗАМЕН ГОСТ 33471-2015

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на устройства вызова экстренных оперативных служб, предназначенные для установки на колесные транспортные средства категорий M и N, а также на системы вызова экстренных оперативных служб, установленные на транспортные средства категорий M и N в соответствии с требованиями [1].

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний устройств/систем вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям [1] и ГОСТ 33464 в части оценки навигационных характеристик и свойств, определяемых навигационным модулем.

Настоящий стандарт может быть также применен для оценки навигационных характеристик и свойств аппаратуры спутниковой навигации, в том числе на соответствие требованиям [1].

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.030 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление

ГОСТ 12.3.019 Система стандартов безопасности труда. Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности

ГОСТ 33464-2023 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения, сокращения и обозначения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

аппаратура спутниковой навигации; АСН: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения, фиксации и передачи в некорректируемом виде его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам не менее трех действующих глобальных навигационных спутниковых систем, а также данных от установленного на транспортном средстве дополнительного бортового оборудования, и для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи.

[ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.2]

3.1.2

"городской каньон": Вид сценария имитации (воспроизведения) условий радиовидимости спутников ГНСС для испытуемого навигационного приемника УСВ, характеризуемых наличием факторов окружающей среды, которые создают физические преграды приему радионавигационных сигналов и/или способствуют созданию эффекта многолучевости радионавигационных сигналов в точке их приема испытуемым устройством из-за отражения от близлежащих объектов.

Примечание - Основными факторами окружающей среды, создающими физические преграды приему радионавигационных сигналов и условия для возникновения эффекта их многолучевости в точке приема, являются придорожные высотные здания и иные сооружения (мосты, эстакады), высокие деревья (в лесных массивах), придорожные протяженные естественные возвышенности (горы, холмы).

[ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.5]

3.1.3

навигационный модуль [приемник] ГНСС: Составная часть аппаратуры спутниковой навигации, предназначенная для определения текущих координат, параметров движения (направления и скорости) транспортного средства, а также времени по сигналам ГЛОНАСС, GPS и других глобальных навигационных спутниковых систем.

[ГОСТ 33472-2023, пункт 3.16]

3.1.4

"открытое пространство": Вид сценария имитации (воспроизведения) условий радиовидимости спутников ГНСС для испытуемого навигационного приемника УСВ, характеризуемых отсутствием факторов окружающей среды, которые создают физические преграды приему радионавигационных сигналов и/или способствуют созданию эффекта многолучевости радионавигационных сигналов в точке их приема испытуемым устройством из-за отражения от близлежащих объектов.

Примечания

1 Основными факторами окружающей среды, создающими физические преграды приему радионавигационных сигналов и условия для возникновения эффекта их многолучевости в точке приема, являются придорожные высотные здания и иные сооружения (мосты, эстакады), высокие деревья.

2 Примерами "открытого пространства" для имитации условий применения испытуемого УСВ являются пригородные малоэтажные районы, загородная равнинная (безлесная) местность (сельская местность) и т.п.

[ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.19]

3.1.5 подсистема тестирования; ПТ: Программно-аппаратный комплекс в структуре национальной системы экстренного реагирования при авариях, предназначенный для проверки функциональных свойств АСН и устройства/системы вызова экстренных оперативных служб и корректности обмена данными по сетям подвижной радиотелефонной связи, каналам спутниковой связи и сети Интернет с национальной системой экстренного реагирования.

3.1.6

режим информационной поддержки навигационных определений; режим А-ГНСС: Алгоритм функционирования аппаратуры спутниковой навигации, предусматривающий для навигационных определений на основе приема и обработки радионавигационных сигналов возможность использования дополнительной навигационной информации о текущем состоянии ГНСС в месте расположения транспортного средства (время, альманахи, эфемериды, опорные координаты), получаемой от оператора национальной системы экстренного реагирования по сетям подвижной радиотелефонной связи.

[ГОСТ 33464-2023, пункт 3.23]

3.1.7 режим "холодного" старта: Состояние навигационного модуля ГНСС, при котором системное время, координаты местоположения, альманах ГНСС и эфемериды навигационных космических аппаратов неизвестны.

Примечание - Имеются в виду координаты местоположения фазового центра антенны ГНСС, подключенной к навигационному модулю.

3.1.8 режим тестирования: Режим функционирования УСВ, предназначенный для проверки функциональных свойств и параметров УСВ как при эксплуатации устройства/системы в составе транспортного средства, так и при проведении различных испытаний УСВ.

3.1.9

система вызова (экстренных оперативных служб); СВ: Устройство вызова экстренных оперативных служб, установленное на транспортное средство.

[ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.23]

3.1.10

система экстренного реагирования при авариях: Государственная территориально-распределенная автоматизированная информационная система, обеспечивающая оперативное получение с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах, обработку, хранение и передачу этой информации экстренным оперативным службам, а также доступ к указанной информации заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц.

Примечание - В Республике Беларусь система экстренного реагирования при авариях называется "ЭРА-РБ", в Республике Казахстан - "ЭВАК", в Российской Федерации - "ЭРА-ГЛОНАСС". Аналогом вышеуказанных систем является общеевропейская система eCall, с которой эти системы гармонизированы по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе минимального набора данных о дорожно-транспортном происшествии, единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине транспортного средства, и др.).

[ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.24]

3.1.11 спутниковая система дифференциальной коррекции; ССДК: широкозонная система (функциональное дополнение ГНСС), предназначенная для формирования широкозонной корректирующей информации к сигналам ГНСС, обеспечивающей потребителей дифференциальными поправками для уточнения местоположения и контроля целостности навигационного поля ГНСС на обширной территории (размером в несколько тысяч километров) и ее передачи через геостационарные космические аппараты в зоне их действия.

Примечания 1

1 Примерами широкозонных спутниковых систем дифференциальной коррекции являются: СДКМ - система дифференциальной коррекции и мониторинга ГНСС ГЛОНАСС; WAAS - для ГНСС GPS (США); EGNOS - для ГНСС Galileo (Европейский союз); SNAS - для ГНСС BeiDoy (Китай), QZSS (Япония), GAGAN (Индия).

2 Конкретный вид ССДК, возможность приема и обработки сигналов от которой реализованы в представленном на испытания устройстве вызова экстренных оперативных служб, должны быть отражены в эксплуатационной документации и указаны заявителем в заявке на испытания.

3.1.12

устройство вызова (экстренных оперативных служб); УВ: Блок или комплекс компонентов, выполняющих следующие функции:

- прием информации или определение координат местоположения и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее трех действующих глобальных навигационных спутниковых систем;

- прием и/или генерацию в автоматическом и ручном режиме инициирующих логических сигналов с запросом на операцию экстренного вызова оперативных служб;

- передачу сообщения о транспортном средстве при аварийной (экстренной) ситуации, содержащего, как минимум, минимальный набор данных (МНД);

- выдачу предупреждающего сигнала;

- обеспечение двусторонней голосовой связи с экстренными оперативными службами.

[ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.31]

3.2 Сокращения и обозначения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения и обозначения:

АРМ

-

автоматизированное рабочее место;

ВАЦ

-

векторный анализатор цепей;

ГЛОНАСС

-

глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;

ГНСС

-

глобальная навигационная спутниковая система;

ИП

-

интерфейс пользователя;

НКА

-

навигационный космический аппарат;

НС

-

навигационные сигналы;

ОЗУ

-

оперативное запоминающее устройство;

ПЗ-90.11

-

система геодезических параметров "Параметры Земли 1990 года", используемая в ГНСС "ГЛОНАСС";

ПК

-

персональный компьютер;

РЭ

-

руководство по эксплуатации;

СИ

-

сценарий имитации;

СК

-

система координат;

СКО

-

среднеквадратическое отклонение;

СПО (ПО)

-

специальное программное обеспечение (программное обеспечение);

СТ

-

навигационный сигнал стандартной точности в ГНСС ГЛОНАСС, доступный широкому кругу гражданских потребителей;

ТС

-

транспортное средство;

УСВ

-

устройство/система вызова экстренных оперативных служб;

ЭД

-

эксплуатационная документация;

BeiDou

-

глобальная навигационная спутниковая система Китайской Народной Республики;

C/A

-

псевдослучайный код, используемый в навигационных сигналах ГНСС GPS, доступных широкому кругу гражданских потребителей;

DTM

-

сообщение протокола NMEA-0183, содержащее информацию об используемой системе координат;

Galileo

-

глобальная навигационная спутниковая система Европейского союза и Европейского космического агентства;

GPS

-

глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки;

GGA

-

сообщение протокола NMEA-0183, содержащее информацию о времени, местоположении и годности навигационного решения;

GSA

-

сообщение протокола NMEA-0183, содержащее информацию о спутниках в навигационном решении;

GSV

-

сообщение протокола NMEA-0183, содержащее информацию о видимых спутниках;

PDOP

-

геометрический фактор точности определения местоположения потребителя ГНСС в пространстве;

PIRTR

-

запрос на изменение параметров выдачи координат и времени в протоколе NMEA-0183;

RMC

-

сообщение протокола NMEA-0183, содержащее рекомендованный минимум навигационных данных;

VTG

-

сообщение протокола NMEA-0183, содержащее наземный курс и скорость;

TCU

-

блок управления бортовой телекоммуникационной системой (устройством);

WGS-84

-

Всемирная геодезическая система координат.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs