Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34003-2022

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Автомобильные транспортные средства

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО СРАБАТЫВАНИЯ УСТРОЙСТВА/СИСТЕМЫ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ПРИ ОПРОКИДЫВАНИИ

Motor vehicles. Test methods of vehicles in respect to the moment of automatic triggering of the emergency services call device/system in the event of rollover



МКС 43.040.15

Дата введения 2023-03-15

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 октября 2022 г. N 155-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

 

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

 

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

 

Россия

RU

Росстандарт

 

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2022 г. N 1253-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34003-2022 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 15 марта 2023 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 34003-2016

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение


Устройство/система вызова экстренных оперативных служб предназначена для передачи сообщения, содержащего минимально-необходимый набор данных о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом режиме, а также обеспечения двухстороннего голосового соединения с экстренными оперативными службами.

Автоматическое срабатывание устройства/системы вызова экстренных оперативных служб при опрокидывании транспортного средства является одним из требований, предъявляемых с целью подтверждения работоспособности устройства/системы при возникновении аварийной ситуации, связанной с опрокидыванием транспортного средства.

В настоящем стандарте изложены методы испытаний транспортных средств, оборудованных устройством/системой вызова экстренных оперативных служб и критерии автоматического срабатывания устройства/системы при опрокидывании транспортного средства.

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее - ТС) категорий M и N в соответствии с [1].

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний ТС в отношении автоматического срабатывания устройства/системы вызова экстренных оперативных служб при опрокидывании.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 31507-2012 Автотранспортные средства. Управляемость и устойчивость. Технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 33464 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Устройство/система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 минимальный набор данных; МНД: Набор данных, передаваемый устройством/системой вызова экстренных оперативных служб при дорожно-транспортном происшествии и включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного ТС и времени аварии, VIN-коде ТС и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования.

3.1.2 опрокидывание ТС: Событие, вызванное потерей устойчивости ТС в поперечной плоскости из-за превышения угла опрокидывания.

3.1.3 угол опрокидывания: Угол, равный сумме угла крена подрессоренных масс и угла статической устойчивости ТС.

Примечание - Угол опрокидывания измеряют в градусах и минутах.

3.1.4 угол крена подрессоренных масс: Угол между опорной поверхностью опрокидывающей платформы и поперечной осью подрессоренных масс, проходящей через центр масс ТС, полученный в результате наклона ТС на опрокидывающей платформе.

Примечания

1 Угол крена определяют при угле наклона опорной поверхности опрокидывающей платформы, при котором происходит отрыв всех колес одной стороны одиночного ТС от опорной поверхности.

2 Угол крена измеряют в градусах и минутах.

3.1.5 угол статической устойчивости: Угол наклона опорной поверхности опрокидывающей платформы относительно горизонтальной плоскости, при котором произошел отрыв всех колес одной стороны одиночного ТС или всех колес одной стороны одного из звеньев седельного автопоезда от опорной поверхности.

Примечание - Угол статической устойчивости измеряют в градусах и минутах.

3.1.6

система вызова экстренных оперативных служб; СВЭОС: Система, выполняющая функции устройства вызова экстренных оперативных служб, обеспечивающая передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом режиме.

[[2], раздел II, статья 6]

3.1.7

устройство вызова экстренных оперативных служб; УВЭОС: Устройство, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, передачу сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в ручном режиме и двустороннюю голосовую связь с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.

[[2], раздел II, статья 6]

3.1.8 система экстренного реагирования при авариях: Территориально-распределенная автоматизированная информационная система, обеспечивающая оперативное получение (с использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС совместно с другой действующей глобальной навигационной спутниковой системой) информации о дорожно-транспортных происшествиях и иных чрезвычайных ситуациях на автомобильных дорогах, обработку, хранение и передачу этой информации экстренным оперативным службам, а также доступ к указанной информации заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических и физических лиц.

Примечание - В Республике Беларусь система экстренного реагирования при авариях называется "ЭРА-РБ", в Республике Казахстан - "ЭВАК", в Российской Федерации - "ЭРА-ГЛОНАСС". Аналогом вышеуказанных систем является разрабатываемая общеевропейская система eCall, с которой эти системы гармонизированы по основным функциональным свойствам (использование тонального модема как основного механизма передачи данных; унифицированные состав и формат обязательных данных, передаваемых в составе МНД о дорожно-транспортном происшествии, единообразные правила установления и завершения двустороннего голосового соединения с лицами, находящимися в кабине ТС и др.).

3.1.9 эмулятор системы экстренного реагирования при авариях; ЭС: Программно-аппаратный комплекс, используемый при испытаниях УВЭОС/СВЭОС и позволяющий имитировать реальные процессы установления связи и обмена данными между испытуемыми ТС и инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях с возможностью декодирования данных, а также определения технических параметров и функциональных свойств модулей беспроводной связи испытуемых ТС, оснащенных УВЭОС/СВЭОС.

Примечание - Допускается при проведении испытаний УВЭОС/СВЭОС использовать систему экстренного реагирования при авариях и обмен информацией осуществлять по реальным сетям подвижной радиотелефонной связи.

3.1.10 масса ТС в снаряженном состоянии: Определенная изготовителем масса порожнего ТС с кузовом и сцепным устройством в случае буксирующего ТС либо масса шасси с кабиной (пассажирским помещением), если изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством, включая массы охлаждающей жидкости, масел, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг) и - для городских и междугородных автобусов - члена экипажа (75 кг), если в ТС для него предусмотрено сиденье.

Примечание - Массу измеряют в килограммах.

3.1.11 ложное срабатывание УВЭОС/СВЭОС: Автоматическое срабатывание УВЭОС/СВЭОС до достижения угла опрокидывания, указанного в 3.1.3.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs