ГОСТ 33474-2023
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Глобальная навигационная спутниковая система
АППАРАТУРА СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Методы испытаний на соответствие требованиям по электробезопасности, климатическим и механическим воздействиям
Global navigation satellite system. Satellite navigation equipment for mounting on wheeled vehicles. Methods of compliance testing with requirements of electrical safety, climatic and mechanical influences
МКС 35.240.60
Дата введения 2024-06-01
с правом досрочного применения
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "ГЛОНАСС" (АО "ГЛОНАСС")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 31 августа 2023 г. N 164-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения
|
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь
|
Киргизия | KG | Кыргызстандарт
|
Россия | RU | Росстандарт
|
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт
|
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2023 г. N 1148-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33474-2023 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2024 г. с правом досрочного применения
5 ВЗАМЕН ГОСТ 33474-2015
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт распространяется на аппаратуру спутниковой навигации, предназначенную для оснащения колесных транспортных средств (ТС) категории М1, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, а также категорий М2 М3, N, используемых для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), пищевых продуктов и жидкостей, специальных, включая скоропортящиеся, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также специальных ТС, включая ТС для коммунального хозяйства и содержания дорог, лесовозы.
Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний указанной аппаратуры на соответствие требованиям к электробезопасности, стойкости к климатическим и механическим воздействиям, установленным в [1] и ГОСТ 33472.
Установленные в настоящем стандарте методы испытаний могут быть использованы для испытаний аппаратуры спутниковой навигации, предназначенной для оснащения ТС категории Т, включая сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы, а также самоходных машин.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 9.311 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Метод оценки коррозионных поражений
ГОСТ 12.1.030 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление
ГОСТ 12.3.019 Система стандартов безопасности труда. Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности
ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
ГОСТ 16019 Аппаратура сухопутной подвижной радиосвязи. Требования по стойкости к воздействию механических и климатических факторов и методы испытаний
ГОСТ 33472-2023 Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств. Общие технические требования
ГОСТ 33473-2023 Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств. Методы функционального тестирования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
аппаратура спутниковой навигации; АСН: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на транспортное средство для определения, фиксации и передачи в некорректируемом виде его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам не менее трех действующих глобальных навигационных спутниковых систем, а также данных от установленного на транспортном средстве дополнительного бортового оборудования, и для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи. [ГОСТ 33464-2023, пункт 3.1.2] |
3.2
выдержка: Воздействие на изделие испытательного режима. [ГОСТ 30630.0.0-99, статья 3.1] |
3.3
испытание: Законченный ряд операций, объединенных одним названием, обычно состоящих из следующих операций (если требуется): - предварительной выдержки; - первоначального внешнего осмотра; - выдержки; - восстановления; - заключительного внешнего осмотра. [ГОСТ 16019-2001, статья 3.1] |
3.4
конечная стабилизация: Воздействие на изделие определенными внешними условиями в целях устранения обратимых изменений, возникших в результате выдержки, или в целях стабилизации его свойств для обеспечения однозначности измерений. [ГОСТ 30630.0.0-99, статья 3.3] |
3.5
начальная стабилизация: Воздействие на изделие определенными внешними условиями в целях полного или частичного устранения обратимых изменений, которые могли произойти с изделием в результате воздействия внешних факторов, имевших место до испытания. [ГОСТ 30630.0.0-99, статья 3.2] |
3.6
прочность аппаратуры: Способность аппаратуры сохранять свои параметры в пределах установленных допусков после воздействия механических и климатических факторов. [ГОСТ 16019-2001, статья 3.3] |
3.7
стойкость аппаратуры: Способность аппаратуры сохранять свои параметры в пределах установленных допусков, измеренные во время и после воздействия механических и климатических факторов. [ГОСТ 16019-2001, статья 3.5] |
3.8
устойчивость аппаратуры: Способность аппаратуры сохранять свои параметры в пределах установленных допусков во время воздействия механических и климатических факторов. [ГОСТ 16019-2001, статья 3.4] |
4.1 Условия проведения испытаний
4.1.1 Объект испытаний - АСН.
4.1.2 Число испытуемой АСН одного типа и одной комплектации - не менее 3 шт. Испытаниям (проверкам) в объеме, указанном в разделах 5-7, подвергают каждый из образцов АСН, представленных на испытания.
4.1.3 Комплектность предъявляемой на испытания АСН, устанавливаемой в конфигурации штатного оборудования (на конвейере изготовителя транспортного средства), определяет изготовитель транспортного средства.
4.1.4 Комплектность АСН, устанавливаемой в конфигурации дополнительного оборудования (в сервисных/установочных центрах или на площадке дилера изготовителя автотранспортного средства после выпуска/изготовления транспортного средства), определяет изготовитель АСН в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ 33472.
4.1.5 Требования к комплектности АСН, эксплуатационной документации, требования к электропитанию и электробезопасности, климатическим и механическим воздействиям на АСН установлены в ГОСТ 33472.
4.1.6 Испытания АСН на электробезопасность и испытания при воздействии механических факторов проводят в нормальных климатических условиях:
- температура воздуха - от 15°С до 35°С (погрешность измерений - ±1,5%);
- относительная влажность воздуха - от 45% до 80% (погрешность измерений - ±5% относительной влажности воздуха);
- атмосферное давление - от 84,0 до 106,7 кПа (от 630 до 800 мм рт.ст.), [погрешность измерений - ±1,0 кПа (±5 мм рт.ст.)].
Примечание - При температурах выше 30°С относительная влажность воздуха не должна быть выше 70%. Допускается вместо верхнего значения диапазона 80% устанавливать значение 75%.
4.1.7 Испытания АСН на воздействие климатических факторов проводят в соответствии с методиками испытаний, указанными в разделе 6.
4.1.8 Составные части АСН, находящиеся в неодинаковых условиях эксплуатации (антенны, датчики), испытывают раздельно в соответствии с условиями эксплуатации, установленными для каждой из них.
Допускается испытывать АСН в полном комплекте по наиболее жестким нормам испытательных режимов.
4.1.9 Испытание АСН на воздействие климатических факторов проводят в следующей последовательности:
- начальная стабилизация (при необходимости);