МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 сентября 2023 года N АБ-3935/06

О методических рекомендациях



Во исполнение пункта 38 Плана реализации Концепции развития дополнительного образования на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678, Минпросвещения России направляет для использования в работе "Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны".

А.В.Бугаев



Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны



1. Общие положения


Настоящие методические рекомендации разработаны в целях реализации мероприятий Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, федерального проекта "Успех каждого ребёнка" национального проекта "Образование".

Цель рекомендаций - содействие созданию условий для реализации механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны.

В рекомендациях зафиксированы приоритеты развития дополнительного образования детей всех направленностей, необходимые для обновления содержания, методов и технологий, а также представлены эффективные практики реализации механизмов, способствующие сохранению, развитию и обновлению образовательной деятельности.

Обладая высоким воспитательным, реабилитационным и образовательным потенциалом, дополнительное образование детей играет большую роль в развитии личности юных граждан России, поэтому качественное и эффективное внедрение механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей - залог актуального состояния практик, повышения качества образования и достижения планируемых результатов обучения и воспитания.

     
     1.1. Назначение и область применения методических рекомендаций


Рекомендации предназначены специалистам органов управления образования, педагогическим и руководящим работникам образовательных организаций, реализующим программы дополнительного образования.

Сферы применения настоящих методических рекомендаций:

- реализация государственной образовательной политики;

- управление региональными и муниципальными системами;

- управление образовательной организацией;

- профессиональное развитие кадров.

Области применения настоящих методических рекомендаций:

- разработка программ развития дополнительного образования в субъектах Российской Федерации, муниципальных образования и образовательных организациях;

- планирование и проектирование образовательной деятельности, формирование государственных (муниципальных) заданий;

- разработка дополнительных общеразвивающих программ, материалов по программно-методическому обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ, а также дополнительных общеобразовательных программам в области физической культуры и спорта;

- мониторинг и оценка качества реализации дополнительных общеразвивающих программ, экспертиза;

- планирование закупок в целях ресурсного обеспечения реализации дополнительных общеразвивающих программ;

- разработка образовательных программ дополнительного профессионального образования, планирование кадрового развития образовательных организаций.

     1.2. Нормативно-правовые основания обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей


Методические рекомендации разработаны во исполнение и в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере";

Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";

Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" (в редакции от 25 января 2023 г. N 35);

Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 2021 г.* N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 2 июля 2021 г.". - Примечание изготовителя базы данных.     

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642;

Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. N 2613-р;

Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.);

Паспорт национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (в редакции от 21 апреля 2023 г.);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 952н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер-преподаватель";

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 114 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ";

Приказ Минпросвещения России и Минэкономразвития России от 19 декабря 2019 г. N 702/811 "Об утверждении общих требований к организации и проведению в природной среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных аналогичных мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности проведения таких мероприятий".

Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 "О внедрении Единой модели профессиональной ориентации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования", "Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации");

Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха N АБ-35/06пр от 28 июля 2023 года.

2. Основные направления формирования нового содержания дополнительного образования детей


Важным звеном в реализации государственной политики в области дополнительного образования детей является содержание, через которое подрастающее поколение знакомится с приоритетными направлениями развития науки и технологий Российской Федерации, получает возможность развивать свои таланты и способности, получать опыт исследовательской и проектной деятельности, знакомится с разнообразием возможностей и достижений своей малой Родины и страны.

В соответствии с Указом Президента N 474 от 21 июля 2020 г. "О национальных целях развития России до 2030 года" в рамках цели "возможности для самореализации и развития талантов" формируется эффективная система выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодежи, основанная на принципах справедливости, всеобщности и направленную на личностное развитие, самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р, провозглашены принципы:

практико-ориентированность дополнительных общеразвивающих программ, позволяющая проектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом направлений социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

ориентация дополнительных общеразвивающих программ на многоукладность экономики и быта народов и этносов, проживающих на территории Российской Федерации.

В Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (далее - Целевая модель) закреплены следующие принципы обновления содержания:

а) создание условий для формирования гармонично развитой личности ребенка;

б) обеспечение эффективного использования времени обучающихся, приобретение ими новых навыков и компетенций за оптимальное время, включая обеспечение возможности для зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, результатов освоения дополнительных общеразвивающих программ;

в) предоставление всеобщего и равного доступа каждого ребенка к дополнительным общеобразовательным программам различной направленности, обеспечение доступности для каждого ребенка не менее чем к двум дополнительным общеобразовательным программам различных направленностей на территории каждого муниципального образования;

г) создание условий для самостоятельного построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ;

д) конвергентный подход в разработке дополнительных общеразвивающих программ, реализация междисциплинарных программ, включающих в себя элементы нескольких направленностей;

е) использование в реализации дополнительных общеразвивающих программ современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимодействия между обучающимися посредством равного обмена знаниями, умениями и навыками, при которой образовательный процесс выстраивается без активного участия в нем педагога (взаимное обучение);

ж) обеспечение выравнивания доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями;

з) ориентация содержания дополнительных общеразвивающих программ на образовательные потребности и интересы обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, вовлечение в разработку дополнительных общеразвивающих программ обучающихся, представителей общественных объединений, работодателей и родительского сообщества;

и) ориентация содержания дополнительных общеразвивающих программ на приоритетные направления социально-экономического и территориального развития субъекта Российской Федерации на основе прогнозных оценок развития рынка труда, а также региональных стратегий социально-экономического и пространственного развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды;

к) учет независимой оценки качества подготовки обучающихся и условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, а также учет мнения обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников.

Приоритетом обновления содержания и технологий дополнительных общеразвивающих программ должно стать создание условий для вовлечения детей в практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиа-грамотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека.

Вместе с тем приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

     2.1. Социально-гуманитарная направленность

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»