МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 сентября 2023 года N АБ-3935/06
Во исполнение пункта 38 Плана реализации Концепции развития дополнительного образования на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678, Минпросвещения России направляет для использования в работе "Методические рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны".
А.В.Бугаев
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях реализации мероприятий Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, федерального проекта "Успех каждого ребёнка" национального проекта "Образование".
Цель рекомендаций - содействие созданию условий для реализации механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны.
В рекомендациях зафиксированы приоритеты развития дополнительного образования детей всех направленностей, необходимые для обновления содержания, методов и технологий, а также представлены эффективные практики реализации механизмов, способствующие сохранению, развитию и обновлению образовательной деятельности.
Обладая высоким воспитательным, реабилитационным и образовательным потенциалом, дополнительное образование детей играет большую роль в развитии личности юных граждан России, поэтому качественное и эффективное внедрение механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей - залог актуального состояния практик, повышения качества образования и достижения планируемых результатов обучения и воспитания.
Рекомендации предназначены специалистам органов управления образования, педагогическим и руководящим работникам образовательных организаций, реализующим программы дополнительного образования.
Сферы применения настоящих методических рекомендаций:
- реализация государственной образовательной политики;
- управление региональными и муниципальными системами;
- управление образовательной организацией;
- профессиональное развитие кадров.
Области применения настоящих методических рекомендаций:
- разработка программ развития дополнительного образования в субъектах Российской Федерации, муниципальных образования и образовательных организациях;
- планирование и проектирование образовательной деятельности, формирование государственных (муниципальных) заданий;
- разработка дополнительных общеразвивающих программ, материалов по программно-методическому обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ, а также дополнительных общеобразовательных программам в области физической культуры и спорта;
- мониторинг и оценка качества реализации дополнительных общеразвивающих программ, экспертиза;
- планирование закупок в целях ресурсного обеспечения реализации дополнительных общеразвивающих программ;
- разработка образовательных программ дополнительного профессионального образования, планирование кадрового развития образовательных организаций.
Методические рекомендации разработаны во исполнение и в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" (в редакции от 25 января 2023 г. N 35);
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 2 июля 2021 г.". - Примечание изготовителя базы данных.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р (в редакции от 15 мая 2023 г.);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642;
Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. N 2613-р;
Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3894-р (в редакции от 20 марта 2023 г.);
Паспорт национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" (в редакции от 21 апреля 2023 г.);
Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 "О внедрении Единой модели профессиональной ориентации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования", "Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта Российской Федерации");
Протокол заочного голосования Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха N АБ-35/06пр от 28 июля 2023 года.
Важным звеном в реализации государственной политики в области дополнительного образования детей является содержание, через которое подрастающее поколение знакомится с приоритетными направлениями развития науки и технологий Российской Федерации, получает возможность развивать свои таланты и способности, получать опыт исследовательской и проектной деятельности, знакомится с разнообразием возможностей и достижений своей малой Родины и страны.
В соответствии с Указом Президента N 474 от 21 июля 2020 г. "О национальных целях развития России до 2030 года" в рамках цели "возможности для самореализации и развития талантов" формируется эффективная система выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодежи, основанная на принципах справедливости, всеобщности и направленную на личностное развитие, самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р, провозглашены принципы:
практико-ориентированность дополнительных общеразвивающих программ, позволяющая проектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом направлений социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
ориентация дополнительных общеразвивающих программ на многоукладность экономики и быта народов и этносов, проживающих на территории Российской Федерации.
В Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (далее - Целевая модель) закреплены следующие принципы обновления содержания:
а) создание условий для формирования гармонично развитой личности ребенка;
б) обеспечение эффективного использования времени обучающихся, приобретение ими новых навыков и компетенций за оптимальное время, включая обеспечение возможности для зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, результатов освоения дополнительных общеразвивающих программ;
в) предоставление всеобщего и равного доступа каждого ребенка к дополнительным общеобразовательным программам различной направленности, обеспечение доступности для каждого ребенка не менее чем к двум дополнительным общеобразовательным программам различных направленностей на территории каждого муниципального образования;
г) создание условий для самостоятельного построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ;
д) конвергентный подход в разработке дополнительных общеразвивающих программ, реализация междисциплинарных программ, включающих в себя элементы нескольких направленностей;
е) использование в реализации дополнительных общеразвивающих программ современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, взаимодействия между обучающимися посредством равного обмена знаниями, умениями и навыками, при которой образовательный процесс выстраивается без активного участия в нем педагога (взаимное обучение);
ж) обеспечение выравнивания доступности дополнительного образования для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями;
з) ориентация содержания дополнительных общеразвивающих программ на образовательные потребности и интересы обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, вовлечение в разработку дополнительных общеразвивающих программ обучающихся, представителей общественных объединений, работодателей и родительского сообщества;
и) ориентация содержания дополнительных общеразвивающих программ на приоритетные направления социально-экономического и территориального развития субъекта Российской Федерации на основе прогнозных оценок развития рынка труда, а также региональных стратегий социально-экономического и пространственного развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды;
к) учет независимой оценки качества подготовки обучающихся и условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, а также учет мнения обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников.
Приоритетом обновления содержания и технологий дополнительных общеразвивающих программ должно стать создание условий для вовлечения детей в практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиа-грамотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека.
Вместе с тем приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.