МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 июня 2023 года N АБ-2324/05
О внедрении Единой модели профессиональной ориентации
С целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации Минпросвещения России с 1 сентября 2023 г. внедряет в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - образовательные организации), Единую модель профессиональной ориентации - профориентационный минимум (далее - профминимум).
Для обеспечения готовности образовательных организаций к началу 2023/24 учебного года с учетом введения профминимума Минпросвещения России направляет Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - Методические рекомендации) (приложение 1).
Минпросвещения России обращает внимание, что Методическими рекомендациями предусмотрено три уровня реализации профминимума: базовый, основной и продвинутый - в зависимости от ресурсов образовательной организации. С сентября 2025 года базовый уровень перестанет быть достаточным.
В 2023/24 учебном году профминимум будет реализован на базе проекта "Билет в будущее" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" (поручение Президента Российской Федерации от 20 декабря 2020 г. N Пр-2182) в соответствии с квотами по количеству участников проекта "Билет в будущее" в субъектах Российской Федерации в 2023 году (приложение 2).
При этом профориентация школьников в образовательной организации, не являющейся участником проекта "Билет в будущее", может быть реализована с использованием общедоступного сегмента платформы проекта "Билет в будущее" (bvbinfo.ru), а также электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего и среднего общего образования, решений региональных моделей профориентации обучающихся с учетом запросов экономики и специфики рынка труда в регионе, в том числе в области карьерной грамотности, а также ресурсов системы дополнительного образования детей, образовательных организаций, реализующих основные программы профессионального обучения и организаций среднего профессионального и высшего образования субъекта Российской Федерации.
Одновременно Минпросвещения России отмечает, что функция федерального оператора реализации мероприятий профминимума (в том числе мониторинг) возложена на федерального оператора проекта "Билет в будущее" - Фонд Гуманитарных Проектов. Следовательно, Минпросвещения России рекомендует возложить функции регионального оператора реализации профминимума на регионального оператора проекта "Билет в будущее" в субъекте Российской Федерации.
Для удобства разработана краткая инструкция по подготовке к реализации профминимума в субъекте Российской Федерации (приложение 3), а также презентация (приложение 4).
Дополнительно Минпросвещения России просит сформировать перечень образовательных организаций региона, не являющихся участниками проекта "Билет в будущее" в 2023 году, но готовыми реализовывать профминимум в 2024/25 учебном году.
Указанную информацию необходимо представить в соответствии с формой (приложение 5) в адрес федерального оператора проекта "Билет в будущее" в срок до 1 ноября 2023 г. по адресу электронной почты profmin@bvbinfo.ru в форматах ".pdf" (скан-копия) и ".xls".
Исполняющий обязанности Министра
А.В.Бугаев
Настоящие методические рекомендации содержат предложения по формированию системы профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов в общеобразовательных организациях всех субъектов Российской Федерации и предназначены для обеспечения ее функционирования и дальнейшего развития. Методические рекомендации включают в себя описание комплекса мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению (ГПС) обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, а также с учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней. Реализация методических рекомендаций предполагает межведомственное взаимодействие.
Методические рекомендации предназначены для обеспечения в Российской Федерации единых организационных и методических условий реализации профориентационного минимума. Они разработаны в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 01.03.2020); Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ N Пр-328 п.1 от 23.02.2018, N Пр-2182 от 20.12.2020"; письмом Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 N ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций"; примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022 N 3/22); федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 в ред. от 08.11.2022) и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 N 413 в ред. от 12.08.2022); программой курса внеурочной деятельности "Билет в будущее" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 29.09.2022 N 7/22); примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности "Профориентация" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 5/22 от 25.08.2022).
Методические рекомендации разработаны для всех категорий управленческих и педагогических работников, принимающих участие в реализации профориентационного минимума в субъектах РФ.
Готовность к профессиональному самоопределению (ГПС) - способность человека быть субъектом своих выборов: самостоятельно формировать и корректировать свою образовательно-профессиональную траекторию, учитывая смысловую и инструментальную стороны профессионального самоопределения.
Индивидуальная образовательно-профессиональная траектория - путь освоения универсальных и профессиональных компетенций, формируемых обучающимися совместно с педагогами-навигаторами через использование возможностей образовательной среды.
Карьера - траектория развития человека в рамках профессиональной деятельности. Представляет собой последовательность образовательных и профессиональных событий, которые проходит человек от начала трудовой деятельности до ее завершения.
Карьерная грамотность - способность использовать знания, умения и навыки для решения задач профессионального самоопределения (инструментальная сторона профессионального самоопределения), например, знания об устройстве рынков труда и возможностях профессионального образования, навыки работы с образовательными ресурсами, навыки постановки карьерных целей и т.д.
Контентно-информационный комплекс (КИК) "Конструктор будущего" - цифровой инструмент в области профориентации, который обеспечивает наличие у педагога-навигатора персонального рабочего пространства на базе платформы "Билет в будущее" (далее - Платформы) по формированию профориентационных мероприятий в классе. Контент КИК содержит в себе материалы:
вводного (мотивационного) урока;
тематических профориентационных уроков по возрастным категориям с 6 по 11 класс;
виртуальной выставки (мультимедийной экспозиции "Лаборатория будущего" в онлайн-формате);
виртуальной профпробы (практического занятия с онлайн-пробой);
рефлексивного урока.
Компетенция - комплексная способность, обеспечивающая готовность человека к решению той или иной группы профессиональных задач (профессиональная компетенция) или задач надпрофессионального либо внепрофессионального характера (универсальная компетенция).
Мероприятия по профессиональному выбору - профориентационные практические мероприятия разных видов, предусматривающие включение работы наставника: например, профессиональные пробы, профориентационные экскурсии, мультимедийные выставки и т.д.
Мультимедийная выставка - интерактивная экспозиция с использованием мультимедийных технологий для профессиональной ориентации и выбора будущей профессии.
Партнер - юридическое лицо, осуществляющее ресурсную поддержку профориентационной программы общеобразовательной организации на основании соглашения. Может быть представлено компанией-работодателем, профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования (ВО), органом власти, иной организацией.
Педагог-навигатор (ответственный за профессиональную ориентацию обучающихся) - специалист, непосредственно осуществляющий педагогическую поддержку обучающихся в процессе формирования и дальнейшей реализации их индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий. В качестве педагогов-навигаторов могут выступать педагогические работники основного и среднего общего образования, дополнительного образования (ДО).
Платформа - многофункциональная информационно-сервисная онлайн-платформа, на которой размещаются профориентационные материалы, профориентационная онлайн-диагностика, а также происходит организация внутренних процессов реализации проекта профессиональной ориентации обучающихся "Билет в будущее": регистрация участников, педагогов-навигаторов, региональных операторов и школ, где размещается расписание мероприятий, реализуется программа дополнительного профессионального образования (ДПО, или повышение квалификации) для педагогов-навигаторов.
________________
Размещена по адресу https://bvbinfo.ru/.
Проектная деятельность - это профориентационно значимая деятельность, осуществляемая обучающимся при поддержке педагога (или эксперта) по решению актуальной проблемы, ограниченная во времени и завершающаяся созданием продукта, способствующего решению обозначенной проблемы.
________________
Здесь и далее имеется в виду проектная деятельность, осуществляемая обучающимися организаций общего образования преимущественно в учебных целях.
Профориентационная онлайн-диагностика - стандартизированная методика оценки, направленная на измерение индивидуальных свойств и качеств подростка, прямо или косвенно связанных с выбором профессиональных и образовательных траекторий.
________________
При разработке и использовании профориентационной диагностики целесообразно опираться на Российский стандарт тестирования персонала.
Профориентационный минимум - единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся во всех субъектах РФ, включая отдаленные и труднодоступные территории.
Профессиональный выбор - решение, затрагивающее ближайшую жизненную перспективу обучающегося (в отличие от профессионального самоопределения).
Профессиональная ориентация - это целенаправленная деятельность по подготовке обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии с личным набором качеств, интересов, способностей, состояния здоровья и потребностей развития общества, имеющая комплексный подход в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Профессиональная проба (профпроба, проба) - мероприятие, включающее в себя элементы реальной профессиональной деятельности (или моделирующее эти элементы), предполагающее оценку данной практики самим участником и оценку ее наставником, способствующее сознательному, обоснованному выбору образовательной профессиональной траектории.
Профессиональное самоопределение - процесс и результат:
1) выявления, уточнения и утверждения человеком собственной позиции в профессионально-трудовой сфере посредством согласования индивидуальных возможностей, личных стремлений, смыслов и внешних вызовов (смысловая сторона профессионального самоопределения);
2) овладения необходимым для этого инструментарием: знаниями, умениями, навыками, опытом, компетенциями (инструментальная сторона профессионального самоопределения).
Профориентационный урок - интерактивный урок для обучающихся 6-11 классов (программы адаптированы отдельно для каждой возрастной группы) общеобразовательных организаций, представляет собой вводный этап в программу профориентации мотивационно-вовлекающего, информационно-просветительского содержания.
Рекомендация - документ с предложениями по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории как пути освоения универсальных и профессиональных компетенций. Формируется в соответствии с выявленными интересами, знаниями и навыками обучающегося, выбранными профессиональными направлениями (профессиональными областями деятельности).
Цель - выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Задачи:
развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
разработка научно обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций;
разработка механизмов мониторинга, аналитики, верификации, валидации профориентационной деятельности, ведущейся в образовательных организациях
систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;
включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций ВО, компаний-работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества и пр.;