ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 июня 2023 года N 1347/р

Об утверждении Технологии автоматизированного начисления платы за нахождение вагонов, контейнеров на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования

(с изменениями на 28 декабря 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2023 года N 3386/р (изменения вступили в силу c 1 января 2024 года).

____________________________________________________________________



В целях полноты и своевременности начисления платы за нахождение вагонов, контейнеров на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования:

1. Утвердить прилагаемую Технологию автоматизированного начисления платы за нахождение вагонов, контейнеров на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.

2. Заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания Шило А.Н. организовать формирование и передачу в департамент информатизации заявок на доработку и модификацию программного обеспечения установленным порядком.

3. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 13 июля 2016 года N 1400р "Об утверждении Технологии автоматизированного начисления платы за нахождение вагонов на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования".

Первый заместитель
генерального директора
ОАО "РЖД"
С.Кобзев



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 5 июня 2023 года N 1347/р



Технология автоматизированного начисления платы за нахождение вагонов, контейнеров на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования

(с изменениями на 28 декабря 2023 года)



     1. Общие положения

 

1.1. Технология автоматизированного начисления платы за нахождение вагонов, контейнеров на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования (далее - Технология) определяет порядок взаимодействия информационных систем при начислении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (далее - плата за простой в перевозочном процессе) и платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, не задействованного в перевозочном процессе (далее - плата за простой вне перевозочного процесса).

1.2. Случаи нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, в которых предусмотрено начисление платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного определены федеральным законом от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав). Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство) утверждены приказом ФСТ России от 29 апреля 2015 года N 127-т/1.

1.3. Фиксация оплачиваемого нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - простой) и автоматизированного начисления соответствующей платы возможна в случаях и порядке, установленных договором между ОАО "РЖД" и клиентом.

1.4. Конкретные факты (обстоятельства) фиксации простоя вагонов определяются в соответствии с положениями:

- Устава;

- Тарифного руководства;

- Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 7 декабря 2016 года N 374;

- Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучатели и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних ГРУЗОВЫХ вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденных приказом Минтранса России от 27 июля 2020 года N 256 (далее - Правила перевозок грузов);

- отдельных договоров, заключенных между ОАО "РЖД" и иностранными перевозчиками (железными дорогами);

- Правил перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 года N 1180 (далее - Правила перемещения);

- единого договора об оказании транспортных услуг ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 28 марта 2016 года N 525/р;

- Технологией оказания услуги по размещению груженых и/или порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (в перевозочном процессе), утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 13 апреля 2022 года N 1013/р;

- Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30 декабря 2016 года N 2827р (далее - Регламент 2827р);

- Технологии взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации перемещения порожних грузовых вагонов с припортовых железнодорожных станций, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 14 июня 2016 года N 1144р;

- Технологии оказания услуги по согласованному с ОАО "РЖД" нахождению порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (вне перевозочного процесса), утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31 декабря 2015 года N 3200р (далее - Технология 3200р);

- Порядка действий работников ОАО "РЖД" при оформлении документов с целью возмещения (компенсации) расходов ОАО "РЖД", связанных с устранением коммерческих неисправностей, инцидентов с опасными грузами, возникших по вине грузоотправителей, а также при взыскании штрафов (неустоек) в случаях искажения сведений в транспортной железнодорожной накладной и превышения грузоподъемности вагонов, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 5 марта 2022 года N 554/р (далее - Порядок 554р).

1.5. Установление фактов простоя производится в Едином автоматизированном ресурсе мониторинга и управления рисками нарушения сроков доставки грузов и порожних вагонов нового поколения (далее - ЕАСАПР СД НП) во взаимодействии со следующими автоматизированными системами:

автоматизированной системой оперативного управления перевозками (далее - АСОУП); автоматизированной системой управления местной работой (далее - АСУ МР);

единой автоматизированной системой актово-претензионной работы хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок нового поколения (далее - ЕАСАПР М НП);

автоматизированной системой централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (далее - АС ЭТРАН);

автоматизированной системой управления станциями (далее - АСУ СТ).

1.6. Источниками автоматизированной информации для фиксации фактов простоя в ЕАСАПР СД НП являются:

АСОУП:

о прибытии вагонов на железнодорожную станцию;

об отправлении вагонов с железнодорожной станции;

АСУ МР:

о подаче вагонов на железнодорожные пути общего и необщего пользования;

о завершении грузовых операций на местах общего пользования;

о нормативах грузовых операций на местах общего пользования;

ЕАСАПР СД НП:

об отставлении грузовых поездов от движения;

о подъеме грузовых поездов;

ЕАСАПР М НП:

об обнаружении и исправлении коммерческих неисправностей;

о невозможности приема грузовых поездов на станции назначения по причинам, зависящим от грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования;

о нарушении технологических нормативов переработки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования;

об отказе получателей от порожних вагонов, прибывших под погрузку;

о подаче вагонов на железнодорожные пути и с путей зон таможенного контроля;

о выводе вагонов на железнодорожные пути общего пользования припортовых станций без перевозочных документов;

о размещении на станции задержки вагонов (контейнеров) в перевозочном процессе по договору;

АСУ СТ:

об оформлении памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов формы ГУ-45ВЦ;

о передаче информационного сообщения о временной отстановке (бросании);

- АС ЭТРАН:

об оформлении комплекта перевозочных документов при переадресовке;

о согласовании запроса-уведомления на перевозку порожних грузовых вагонов;

о наличии договоров и заявок отправителей или получателей на размещение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в перевозочном процессе;

о наличии договоров и заявок операторов железнодорожного подвижного состава на отстой порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования вне перевозочного процесса, об оформлении накладных с отметкой "в отстой"/"из отстоя";

о наличии договоров, связанных с организацией работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования силами клиента, включая данные по технологическим нормам на погрузку грузов в вагоны и выгрузку грузов из вагонов на местах общего пользования;

о подаче уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке/о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке;

о передаче уведомления о времени подачи вагонов;

о подаче уведомления о готовности вагонов, контейнеров к приему/о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования;

о нормативах переработки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования.

ЦД и ЦФТО вправе определить иные факты, необходимые для фиксации простоя и требующие автоматизированного учета в одной из указанных систем.

1.7. Оформление обстоятельств (фактов) простоя производится линейными работниками дирекций управления движением путем составления актов общей формы с использованием ЕАСАПР М НП.

1.8. Формирование учетных документов и начисление платы за простой вагонов в перевозочном процессе и платы за простой вагонов вне перевозочного процесса производится агентами транспортного обслуживания (далее - Агент ТО) с использованием АС ЭТРАН.

(Пункт в редакции, введенной в действие c 1 января 2024 года распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2023 года N 3386/р. - См. предыдущую редакцию)

1.9. Ведение претензионной работы по вопросам неправомерно взысканной платы за простой (входящие претензии) и ведение претензионно-исковой работы по отказам от внесения платы за простой (исходящие претензии) осуществляется работниками территориальных центров фирменного транспортного обслуживания с использованием автоматизированной системы претензионной работы системы фирменного транспортного обслуживания нового поколения (далее - ЕАСАПР СФТО НП).

     2. Особенности автоматизированного составления первичных документов для начисления платы

 

2.1. Акты общей формы, связанные с оформлением простоя, составляются в соответствии с требованиями Тарифного руководства, Правил перевозок грузов раздельно на начало и окончание простоя вагонов.

2.2. В тех случаях, когда Уставом предусмотрено предоставление неоплачиваемого времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, продолжительность такого времени указывается в акте общей формы, составленном на начало простоя вагонов. При этом продолжительность неоплачиваемого периода определяется ЕАСАПР М НП автоматически с учетом требований Устава и на основании условий соответствующих договоров (по данным АСУ МР и АС СТРАН).

2.3. Общее время простоя определяется ЕАСАПР М НП автоматически и указывается в акте общей формы, составляемом на окончание простоя вагонов.

Оплачиваемое время определяется ЕАСАПР М НП автоматически как разность общего времени нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования и неоплачиваемого времени нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования и указывается в акте общей формы, составляемом на окончание простоя вагонов.

2.4. Во всех случаях простоя вагонов, контейнеров в пути следования, когда оплачиваемое время зависит от нарушения сроков доставки, для начисления платы уполномоченным работником по прибытии вагонов, контейнеров на станцию назначения отдельно на каждую отправку составляется на основании автоматически созданной заготовки итоговый акт общей формы:

- на основании актов общей формы на начало и окончание простоя, составленных в пути следования;

- при условии, если указанный простой привел к нарушению сроков доставки.

Порядок составления итогового акта общей формы определен в Регламенте 2827р.

2.5. При наличии актов общей формы, удостоверяющих нахождение в пути следования вагона, контейнера, связанное с возникшими по вине грузоотправителей коммерческими неисправностями, инцидентами с опасными грузами, для начисления платы необходимо подтверждение ответственности клиента. Оформление первичных и учетных документов в указанных случаях установлено Порядком 554р.

2.6. При оказании по заявке клиента услуги по согласованному с ОАО "РЖД" нахождению порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования (вне перевозочного процесса) согласно Технологии 3200р, основанием для начисления платы является формируемый ежемесячно по форме, установленной в Едином договоре (приложение 1), акт оказанных услуг по отстою.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»