Государственная программа Санкт-Петербурга "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | КБ |
2 | Соисполнители государственной программы | КПП ООС; |
3 | Участники государственной программы | АО "Невский экологический оператор" (далее - Общество) |
4 | Цели государственной программы | Создание комфортной и безопасной среды для жизни, включая повышение комфортности условий проживания граждан, обеспечение экологического благополучия, улучшение санитарного и эстетического состояния территорий Санкт-Петербурга |
5 | Задачи государственной программы | Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, сохранение естественных экологических систем и природных ресурсов; |
6 | Основания разработки государственной программы | Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3268-р; |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | Региональный проект "Формирование комфортной городской среды (город федерального значения Санкт-Петербург)"; |
8 | Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы | 2023 год - 5529,0 тыс.руб.; |
9 | Перечень подпрограмм государственной программы (далее совместно - подпрограммы) | Подпрограмма 1 "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности" (далее - подпрограмма 1); |
10 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы - 131729176,8 тыс.руб., |
11 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Обеспечение низкого уровня загрязнения атмосферного воздуха и удовлетворительное состояние водного бассейна; |
2. Характеристика текущего состояния сферы благоустройства и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга с указанием основных проблем
Благоустройство территорий является одним из наиболее эффективных инструментов повышения привлекательности Санкт-Петербурга в целом и отдельных его районов для проживания, работы и проведения свободного времени. Успешная реализация государственной программы приводит к повышению стоимости недвижимости, снижению затрат на поддержание порядка и безопасности на территории. Все это способствует увеличению производительности труда в экономике Санкт-Петербурга.
Основным направлением развития благоустройства в Санкт-Петербурге является переход от нормативно-распределительного принципа управления к программно-инвестиционному. В Санкт-Петербурге должна быть создана система управления проектами благоустройства территорий, которая позволит планировать прямые и косвенные эффекты вложения бюджетных средств в благоустройство.
Объекты благоустройства обеспечивают оформление городского пространства и стабильность функционирования Санкт-Петербурга, а также комфортные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности его населения.
Качество городской среды в Санкт-Петербурге определяется степенью негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на атмосферный воздух, поверхностные воды, почвы, зеленые насаждения, биологические виды, а также геологическую среду.
Для реформирования системы общественных пространств необходимо обеспечить превращение зеленых насаждений, улиц, площадей, набережных в комфортные и безопасные места проведения досуга и социализации с широким набором услуг для жителей и гостей Санкт-Петербурга. При этом для развития озелененных общественных пространств необходимо обеспечить применение комплексного подхода к благоустройству существующих зеленых насаждений с наполнением их нестационарными объектами сферы услуг, спорта и культуры в районах массовой жилой застройки, а также созданием рекреационных зон, в том числе тематических парков.
Загрязнение воздушного бассейна обусловлено преимущественно выбросами промышленных предприятий и автомобильного транспорта. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автомобильный транспорт.
В 2022 году в Санкт-Петербурге было образовано 1566,2 тыс.т ТКО, из них подверглось обработке 690,8 тыс.т (44,1% от общего объема ТКО), утилизации после обработки - 58,3 тыс.т (3,7% от общего объема ТКО), направлено на захоронение - 1506,4 тыс.т (96,2% от общего объема ТКО).
По состоянию на 01.01.2023 на территории Санкт-Петербурга находится более 1000 водных объектов. Суммарная площадь водоемов в границах Санкт-Петербурга составляет более 32 кв.км или 2,2% территории Санкт-Петербурга.
Благоприятная окружающая среда на территории Санкт-Петербурга во многом обеспечивается за счет зеленого фонда Санкт-Петербурга. Сохранение зеленого фонда и биоразнообразия за счет создания особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений развития Санкт-Петербурга. По состоянию на 01.01.2023 на территории Санкт-Петербурга организовано семь памятников природы регионального значения общей площадью 530,6 га и девять государственных природных заказников регионального значения общей площадью 5968,05 га.
За последние 10 лет объемы ежегодных посадок деревьев возросли почти в 4 раза, объемы посадок кустарников - в 3 раза, объемы посадок цветов - в 3,4 раза. Большое значение уделяется цветочному оформлению основных магистралей, садов и парков Санкт-Петербурга. Для объемного цветочного оформления Санкт-Петербурга используется более 20 тыс. конструкций разнообразной конфигурации с посадками ампельных видов растений. Для озеленения территорий Санкт-Петербурга с ограниченной площадью мест посадок деревьев начато внедрение приемов контейнерного озеленения.
В Санкт-Петербурге на протяжении ряда лет сохраняется благополучная эпизоотическая обстановка. Среди животных разных видов, содержащихся физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Санкт-Петербурге, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по содержанию животных на территории Санкт-Петербурга, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии проводится комплекс противоэпизоотических ветеринарно-санитарных мероприятий по профилактике и борьбе с заразными болезнями животных, обеспечивающий защиту территории Санкт-Петербурга от карантинных и особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.
Методика формирования индекса качества городской среды, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2019 N 510-р, позволяет обеспечивать проведение на постоянной и системной основе оценки уровня качества городской среды Санкт-Петербурга, по итогам которой ежегодно формируется и публикуется индекс качества городской среды Санкт-Петербурга.
Городская среда характеризуется совокупностью природных, архитектурно-планировочных, экологических и других факторов, формирующих среду жизнедеятельности Санкт-Петербурга на определенной территории и определяющих комфортность проживания на этой территории.
Значение индекса качества городской среды Санкт-Петербурга за 2021 год (рассчитано Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 01.04.2022) составляет 256 баллов. Текущее состояние городской среды оценивается как благоприятное. Улучшение качества городской среды по отношению к 2019 году составило 5%, что соответствует показателю паспорта федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".
Значение индекса качества городской среды Санкт-Петербурга за 2022 год будет рассчитано Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в срок до 01.04.2023.
Определение индекса качества городской среды Санкт-Петербурга позволит сформировать понимание имеющихся достижений и актуальных проблем в сфере благоустройства Санкт-Петербурга, которые будут положены в основу принятия управленческих решений ИОГВ при формировании соответствующих программ благоустройства с включением в их состав мероприятий, которые направлены на решение актуальных проблем.
3. Приоритеты и цели государственной политики на соответствующий период в сфере благоустройства и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга, прогноз развития сферы благоустройства и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы
Основной целью экологической политики является обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, сохранение естественных экологических систем и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга.
Основными приоритетами политики в экологической сфере являются:
предотвращение загрязнения всех компонентов окружающей среды;
ликвидация накопленного вреда окружающей среде;
обеспечение экологической безопасности ГТС и защиты территорий от опасных природных явлений;