РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 декабря 2022 года N Р-293
Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Минпросвещения России от 7 августа 2023 года N Р-170
____________________________________________________________________
В соответствии с подпунктом 4.3.11 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884:
1. Утвердить по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки прилагаемую Методологию мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее соответственно - Методология, мотивирующий мониторинг).
2. Ответственным исполнителям, указанным в приложении N 1* к Методологии (далее - ответственные исполнители):
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
обеспечивать осуществление мотивирующего мониторинга;
направлять в Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования значения показателей мотивирующего мониторинга ежегодно не позднее 15 декабря.
3. Департаменту государственной политики и управления в сфере общего образования (Костенко М.А.) обеспечивать координацию деятельности ответственных исполнителей по осуществлению мотивирующего мониторинга.
Заместитель Министра
Т.В.Васильева
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 6 декабря 2022 года N Р-293
Методология мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
Методология мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по реализации задач государственной политики в сфере образования (далее - Мотивирующий мониторинг муниципалитетов) разработана на основе принципов Методологии Мотивирующего мониторинга деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации (далее - Мотивирующий мониторинг субъектов Российской Федерации), утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 1 сентября 2021 г. N Р-210, представляющей собой совокупность принципов, методов и процессов организации, сбора данных, первичной обработки собранной информации, ее систематизации, анализа и интерпретации, распространения и прогнозирования дальнейшего развития модели управления системой общего образования, дополнительного образования детей.
Мотивирующий мониторинг муниципалитетов синхронизирован с Мотивирующим мониторингом субъектов Российской Федерации, то есть приведен к параллельному контролю процессов и результатов с целью стандартизации механизмов управления качеством образования.
Основной целью Мотивирующего мониторинга муниципалитетов является информационное обеспечение управления системой общего образования, дополнительного образования детей на основе объективного представления о ее состоянии и происходящих в ней количественных и качественных изменениях.
Совершенствование модели управления системой образования, повышение ее эффективности реализуется за счет системы сбора, обработки, анализа и интерпретации данных, их распространения и прогнозирования, основу которой составляют стандартизированные (единые) критерии оценки федеральных, региональных, муниципальных практик управления качеством образования. Данная модель управления системой образования является многоуровневой (федеральный, региональный, муниципальный, институциональный уровни), что позволяет синхронизировать процессы (административные, управленческие, нормотворческие, кадровые и другие) по приоритетным направлениям развития сферы образования, учитывая особенности каждого региона, муниципалитета, каждой образовательной организации.
Мотивирующий мониторинг муниципалитетов является частью единой системы оценки качества образования и мониторинга эффективности системы управления качеством образования, технологией совершенствования модели управления качеством образования, проводится для поддержки реализации ключевых направлений государственной политики в сфере образования по:
- формированию государственной системы управления качеством образования (в рамках мероприятий национального проекта "Образование");
- выстраиванию управленческой вертикали "федерация - регион - муниципалитет - образовательная организация";
- обеспечению результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых управленческих решений на основе непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования.
Целями разработки и внедрения Методологии Мотивирующего мониторинга муниципалитетов являются:
- формирование и развитие системы управления качеством образования на муниципальном уровне как части единой федеральной системы оценки качества образования;
- синхронизация деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с деятельностью региональных и федеральных органов управления по реализации задач государственной политики в сфере образования;
- поэтапный переход работы муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, на качественно новый формат работы: усиление функции методической помощи и поддержки, создание условий для участия муниципалитетов в реализации региональных проектов национального проекта "Образование";
- достижение целей и целевых показателей в сфере образования, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- эффективная реализация мероприятий национального проекта "Образование";
- повышение качества общего образования и дополнительного образования детей за счет развития механизмов управления качеством образования на муниципальном уровне;
- повышение роли органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в достижении субъектом Российской Федерации национальных целей: вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования; возможности для самореализации и развития талантов.
Задачами, направленными на достижение поставленных целей, являются:
- модификация и совершенствование подходов к оценке системы управления качеством образования на муниципальном уровне, синхронизация с механизмами оценки системы управления качеством образования федерального уровня;
- разработка и внедрение единых однозначно трактуемых показателей оценки системы управления качеством образования, позволяющих осуществлять непрерывный системный анализ и оценку состояния и перспектив развития сферы образования на муниципальном уровне;
- создание единой концептуально-методологической основы принятия управленческих решений на всех уровнях системы общего образования и дополнительного образования детей;
- развитие единых механизмов анализа, интерпретации и использования результатов мониторинговых процедур руководителями и ключевыми группами специалистов сферы образования;
- формирование единого управленческого пространства системы общего образования и дополнительного образования детей.
Принципы оценки данных Мотивирующего мониторинга муниципалитетов:
1. Отсутствие дополнительных запросов (использование данных информационных систем, статистической отчетности).
2. Оценивание динамики результатов.
3. Сравнение с лучшими результатами.
Направления оценки данных Мотивирующего мониторинга муниципалитетов:
1. Создание условий для достижения результатов - оценка качества работы муниципалитетов по направлению, которое обеспечивает образовательные (в том числе воспитательные) результаты в будущем:
- эффективность использования финансовых ресурсов фонда оплаты труда;
- обеспеченность системы образования кадрами;
- создание условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность изучения естественно-научных дисциплин с включением практикумов;
- возможность изучения информатики на основе практической работы с компьютером;
- объективность в оценке качества образования.
2. Достижение образовательных (в том числе воспитательных) результатов:
- оценка вклада муниципалитетов в достижение стратегических образовательных и воспитательных результатов системы образования страны:
- повышение качества общего образования,
- повышение объективности оценки образовательных результатов обучающихся;
- развитие способностей и талантов обучающихся, развитие возможностей для успешной самореализации;
- повышение качества воспитательной работы;
- повышение доли обучающихся, ориентированных на выбор конкретных специальностей, связанных с экономикой региона.
3. Организация рабочих процессов - оценка качества административной работы и исполнительской дисциплины муниципалитетов.
Мотивирующий мониторинг муниципалитетов разработан в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования, с учетом действующего федерального законодательства:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Проведение Мотивирующего мониторинга муниципалитетов направлено на повышение эффективности деятельности муниципальных органов управления образованием за счет совершенствования существующей системы оценки деятельности руководителей муниципальных органов власти, определенной следующими нормативными правовыми актами:
В соответствии с основной целью Мотивирующего мониторинга муниципалитетов (информационное обеспечение управления системой общего образования, дополнительного образования детей на основе объективного представления о ее состоянии и происходящих в ней количественных и качественных изменениях), а также с учетом возникающих актуальных потребностей систем образования показатели могут обновляться.
Показатели Мотивирующего мониторинга муниципалитетов утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации и актуализируются не реже чем 1 раз в 2 года.
Периодичность расчета значений показателей Мотивирующего мониторинга муниципалитетов - не реже 1 раза в год.
Показатели Мотивирующего мониторинга муниципалитетов синхронизированы с показателями Мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации и отражают эффективность реализации мероприятий, по трем приоритетным направлениям деятельности в сфере образования, определенным действующим федеральным законодательством в сфере оценки качества образования:
- показатели создания условий для достижения результатов;