МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 августа 2023 года N Р-170

Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования



В соответствии с подпунктом 4.3.11 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884:

1. Утвердить по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки прилагаемую Методологию мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - соответственно Методология, мотивирующий мониторинг).

2. Ответственным структурным подразделениям Министерства просвещения Российской Федерации, указанным в приложении N 1* к Методологии:

________________

* Полный текст документа см. в ярлыке "Скан-копия". - Примечание изготовителя базы данных.

обеспечивать осуществление мотивирующего мониторинга;

направлять в Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования (Благинин А.Г.) данные для расчета показателей мотивирующего мониторинга в соответствии с периодичностью, определенной приложением N 2 к Методологии.

3. Департаменту государственной политики и управления в сфере общего образования (Благинин А.Г.) обеспечивать координацию деятельности структурных подразделений Министерства просвещения Российской Федерации по осуществлению мотивирующего мониторинга.

4. Признать утратившим силу распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 декабря 2022 г. N Р-293 "Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования".

Первый заместитель Министра
А.В.Бугаев



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 7 августа 2023 года N Р-170



Методология мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования

1. Общие положения

1.1. Введение


Методология мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - Мотивирующий мониторинг), представляет собой совокупность принципов, методов и процессов организации, сбора данных, первичной обработки собранной информации, ее систематизации, анализа и интерпретации для развития управления системой общего образования, дополнительного образования детей и взрослых на муниципальном уровне.

Мотивирующий мониторинг синхронизирован с Методологией мотивирующего мониторинга деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 22 июня 2023 г. N Р-139, обеспечивает единство системы мониторинга и анализа состояния и перспектив развития сферы образования на различных уровнях, поддержку реализации приоритетных направлений развития сферы образования.

Основная цель Мотивирующего мониторинга - информационное обеспечение управления системой общего образования, дополнительного образования детей и взрослых на муниципальном уровне на основе объективного представления о ее состоянии и происходящих в ней количественных и качественных изменениях, интеграции с системой управления образованием на региональном уровне.

Совершенствование модели управления муниципальной системой образования является одной из приоритетных задач, стоящих перед органами местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Этот процесс обусловлен необходимостью синхронизации с региональным уровнем управления системой образования, развития эффективных механизмов управления, распространения эффективных местных практик управления системой образования, внедрения подходов к принятию решений на основе анализа данных о состоянии и динамике развития системы образования.

1.2. Цели и задачи разработки и внедрения Методологии Мотивирующего мониторинга


Целями разработки и внедрения Методологии Мотивирующего мониторинга являются:

- синхронизация деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с деятельностью исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также деятельностью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования;

- формирование системы управления качеством общего образования, дополнительного образования детей и взрослых на муниципальном уровне в рамках единой системы управления сферой образования;

- создание условий для профессионального развития руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

- повышение роли органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в достижении в субъекте Российской Федерации положительных результатов по приоритетным направлениям развития сферы образования, ключевым мероприятиям и проектам в сфере образования.

Задачами, направленными на достижение поставленных целей, являются:

- совершенствование подходов к управлению системой образования на муниципальном уровне, их синхронизация с подходами, применяемыми на региональном уровне;

- разработка и внедрение показателей оценки системы управления сферой образования, позволяющих осуществлять непрерывный системный анализ и оценку состояния и перспектив развития сферы образования на муниципальном уровне;

- создание единой концептуально-методологической основы принятия управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях системы общего образования и дополнительного образования детей и взрослых;

- развитие единых механизмов анализа, интерпретации и использования результатов мониторинговых процедур руководителями и ключевыми группами специалистов сферы образования;

- формирование единого управленческого пространства системы общего образования и дополнительного образования детей и взрослых.

1.3. Принципы и направления оценки данных Мотивирующего мониторинга


Принципы оценки данных Мотивирующего мониторинга:

1. Отсутствие дополнительных запросов (использование данных информационных систем, статистической отчетности, иных мониторингов Министерства просвещения Российской Федерации).

2. Оценивание динамики результатов деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

3. Сравнение с лучшими результатами среди органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в субъекте Российской Федерации.

Направления оценки данных Мотивирующего мониторинга:

1. Создание условий для достижения результатов - оценка качества работы органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по направлению, которое обеспечивает учебные и воспитательные результаты в будущем:

- создание условий для повышения качества общего образования;

- создание условий для развития способностей и талантов обучающихся;

- эффективность использования финансовых ресурсов;

- доступность дошкольного образования;

- создание условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- объективность в оценке качества образования.

2. Достижение учебных и воспитательных результатов - оценка вклада органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в достижение стратегических образовательных результатов системы образования:

- повышение качества общего образования;

- развитие способностей и талантов обучающихся в каждой общеобразовательной организации;

- охват детей дополнительным образованием.

3. Организация рабочих процессов - оценка качества административной работы и исполнительской дисциплины органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:

- качество работы с информационными системами;

- качество организации повышения квалификации педагогических работников.

2. Порядок создания, обновления и ведения Мотивирующего мониторинга


Показатели Мотивирующего мониторинга разработаны в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования с учетом Методологии мотивирующего мониторинга деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Проведение Мотивирующего мониторинга направлено на совершенствование системы управления сферой образования, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, осуществление оценки результатов их деятельности.

Показатели Мотивирующего мониторинга утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации и актуализируются не реже одного раза в два года.

Источниками данных Мотивирующего мониторинга являются:

- статистическая отчетность по формам федерального статистического наблюдения N ОО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования", N ОО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации", N 85-К "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми", N 1-ДОД "Сведения об организации, осуществляющей деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей";

- данные Министерства просвещения Российской Федерации;

- данные Росстата;

- данные Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и др.

3. Показатели Мотивирующего мониторинга

3.1. Перечень информации о системе образования, подлежащей мониторингу


Показатели Мотивирующего мониторинга, разработанные с учетом системности в управлении сферой образования, синхронизированы с показателями Мотивирующего мониторинга деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и включают три основных направления:

- показатели создания условий для достижения результатов;

- показатели достижения учебных и воспитательных результатов;

- показатели организации рабочих процессов.

Показатели Мотивирующего мониторинга представлены в приложении N 1 к настоящей Методологии.

Показатели отражают ключевые направления деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и позволяют оценить эффективность деятельности органов местного самоуправления (руководителей органов местного самоуправления, а также их заместителей, руководителей структурных подразделений).

Данные показатели являются практико-ориентированными, результаты их анализа позволяют вести адресную работу с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, разрабатывать и реализовывать индивидуальные траектории развития каждого руководителя, обеспечивать межуровневую преемственность управленческой деятельности.

Показатели создания условий для достижения результатов оценивают деятельность органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по 17 параметрам и направлены на:

- повышение эффективности использования финансовых ресурсов, их направление на тех, кто работает с детьми, создание условий для обеспечения роста качества образования;

- повышение доступности дошкольного образования;

- создание условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- создание условий для развития способностей и талантов обучающихся, развития возможностей для успешной самореализации в каждой образовательной организации;

- создание условий для обеспечения роста качества образования;

- создание условий для развития безопасной образовательной среды;

- обеспечение доступности образования;

- повышение уровня объективности в оценке качества образования.

Показатели достижения учебных и воспитательных результатов оценивают деятельность органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по 6 параметрам и направлены на:

- снижение доли неуспешных обучающихся во всех параллелях на всех уровнях общего образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»