МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 августа 2023 года N Р-170
Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
В соответствии с подпунктом 4.3.11 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884:
1. Утвердить по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки прилагаемую Методологию мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - соответственно Методология, мотивирующий мониторинг).
2. Ответственным структурным подразделениям Министерства просвещения Российской Федерации, указанным в приложении N 1* к Методологии:
________________
* Полный текст документа см. в ярлыке "Скан-копия". - Примечание изготовителя базы данных.
обеспечивать осуществление мотивирующего мониторинга;
направлять в Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования (Благинин А.Г.) данные для расчета показателей мотивирующего мониторинга в соответствии с периодичностью, определенной приложением N 2 к Методологии.
3. Департаменту государственной политики и управления в сфере общего образования (Благинин А.Г.) обеспечивать координацию деятельности структурных подразделений Министерства просвещения Российской Федерации по осуществлению мотивирующего мониторинга.
4. Признать утратившим силу распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 декабря 2022 г. N Р-293 "Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования".
Первый заместитель Министра
А.В.Бугаев
Методология мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
Методология мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - Мотивирующий мониторинг), представляет собой совокупность принципов, методов и процессов организации, сбора данных, первичной обработки собранной информации, ее систематизации, анализа и интерпретации для развития управления системой общего образования, дополнительного образования детей и взрослых на муниципальном уровне.
Мотивирующий мониторинг синхронизирован с Методологией мотивирующего мониторинга деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 22 июня 2023 г. N Р-139, обеспечивает единство системы мониторинга и анализа состояния и перспектив развития сферы образования на различных уровнях, поддержку реализации приоритетных направлений развития сферы образования.
Основная цель Мотивирующего мониторинга - информационное обеспечение управления системой общего образования, дополнительного образования детей и взрослых на муниципальном уровне на основе объективного представления о ее состоянии и происходящих в ней количественных и качественных изменениях, интеграции с системой управления образованием на региональном уровне.
Совершенствование модели управления муниципальной системой образования является одной из приоритетных задач, стоящих перед органами местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Этот процесс обусловлен необходимостью синхронизации с региональным уровнем управления системой образования, развития эффективных механизмов управления, распространения эффективных местных практик управления системой образования, внедрения подходов к принятию решений на основе анализа данных о состоянии и динамике развития системы образования.
Целями разработки и внедрения Методологии Мотивирующего мониторинга являются:
- синхронизация деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, с деятельностью исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также деятельностью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования;
- формирование системы управления качеством общего образования, дополнительного образования детей и взрослых на муниципальном уровне в рамках единой системы управления сферой образования;
- создание условий для профессионального развития руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
- повышение роли органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в достижении в субъекте Российской Федерации положительных результатов по приоритетным направлениям развития сферы образования, ключевым мероприятиям и проектам в сфере образования.
Задачами, направленными на достижение поставленных целей, являются:
- совершенствование подходов к управлению системой образования на муниципальном уровне, их синхронизация с подходами, применяемыми на региональном уровне;
- разработка и внедрение показателей оценки системы управления сферой образования, позволяющих осуществлять непрерывный системный анализ и оценку состояния и перспектив развития сферы образования на муниципальном уровне;
- создание единой концептуально-методологической основы принятия управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях системы общего образования и дополнительного образования детей и взрослых;
- развитие единых механизмов анализа, интерпретации и использования результатов мониторинговых процедур руководителями и ключевыми группами специалистов сферы образования;
- формирование единого управленческого пространства системы общего образования и дополнительного образования детей и взрослых.
Принципы оценки данных Мотивирующего мониторинга:
1. Отсутствие дополнительных запросов (использование данных информационных систем, статистической отчетности, иных мониторингов Министерства просвещения Российской Федерации).
2. Оценивание динамики результатов деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
3. Сравнение с лучшими результатами среди органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в субъекте Российской Федерации.
Направления оценки данных Мотивирующего мониторинга:
1. Создание условий для достижения результатов - оценка качества работы органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по направлению, которое обеспечивает учебные и воспитательные результаты в будущем:
- создание условий для повышения качества общего образования;
- создание условий для развития способностей и талантов обучающихся;
- эффективность использования финансовых ресурсов;
- доступность дошкольного образования;
- создание условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- объективность в оценке качества образования.
2. Достижение учебных и воспитательных результатов - оценка вклада органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в достижение стратегических образовательных результатов системы образования:
- повышение качества общего образования;
- развитие способностей и талантов обучающихся в каждой общеобразовательной организации;
- охват детей дополнительным образованием.
3. Организация рабочих процессов - оценка качества административной работы и исполнительской дисциплины органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
- качество работы с информационными системами;
- качество организации повышения квалификации педагогических работников.
Показатели Мотивирующего мониторинга разработаны в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования с учетом Методологии мотивирующего мониторинга деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
Проведение Мотивирующего мониторинга направлено на совершенствование системы управления сферой образования, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, осуществление оценки результатов их деятельности.
Показатели Мотивирующего мониторинга утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации и актуализируются не реже одного раза в два года.
Источниками данных Мотивирующего мониторинга являются:
- статистическая отчетность по формам федерального статистического наблюдения N ОО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования", N ОО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации", N 85-К "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми", N 1-ДОД "Сведения об организации, осуществляющей деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей";
- данные Министерства просвещения Российской Федерации;
- данные Росстата;
- данные Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и др.
Показатели Мотивирующего мониторинга, разработанные с учетом системности в управлении сферой образования, синхронизированы с показателями Мотивирующего мониторинга деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и включают три основных направления:
- показатели создания условий для достижения результатов;
- показатели достижения учебных и воспитательных результатов;
- показатели организации рабочих процессов.
Показатели Мотивирующего мониторинга представлены в приложении N 1 к настоящей Методологии.
Показатели отражают ключевые направления деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и позволяют оценить эффективность деятельности органов местного самоуправления (руководителей органов местного самоуправления, а также их заместителей, руководителей структурных подразделений).
Данные показатели являются практико-ориентированными, результаты их анализа позволяют вести адресную работу с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, разрабатывать и реализовывать индивидуальные траектории развития каждого руководителя, обеспечивать межуровневую преемственность управленческой деятельности.
Показатели создания условий для достижения результатов оценивают деятельность органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по 17 параметрам и направлены на:
- повышение эффективности использования финансовых ресурсов, их направление на тех, кто работает с детьми, создание условий для обеспечения роста качества образования;
- повышение доступности дошкольного образования;
- создание условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для развития способностей и талантов обучающихся, развития возможностей для успешной самореализации в каждой образовательной организации;
- создание условий для обеспечения роста качества образования;
- создание условий для развития безопасной образовательной среды;
- обеспечение доступности образования;
- повышение уровня объективности в оценке качества образования.
Показатели достижения учебных и воспитательных результатов оценивают деятельность органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по 6 параметрам и направлены на:
- снижение доли неуспешных обучающихся во всех параллелях на всех уровнях общего образования;