Действующий

Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации до 2030 года

IX. Заключение


Цели, задачи и направления развития металлургического комплекса базируются в том числе на поручениях Президента Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. N Пр-861 и от 8 сентября 2022 г. N Пр-1598.

Целевой объем потребления готового проката черных металлов к 2030 году планируется на уровне 58 млн. тонн, что на 29,6 процента превышает уровень 2021 года с одновременным увеличением экспорта с 29,3 млн. тонн в 2021 году до 29,5 млн. тонн к 2030 году.

Целевой объем потребления алюминия к 2030 году планируется на уровне 1,8 млн. тонн, что на 16,7 процента превышает уровень 2021 года. Объем экспорта алюминия к 2030 году планируется на уровне 3,1 млн. тонн, что на 29,6 процента превышает уровень 2021 года.

Целевой объем потребления никеля к 2030 году планируется на уровне 63,3 тыс. тонн, что на 216,8 процента превышает уровень 2021 года в том числе за счет реализации проектов по повышению объемов производства металлопродукции из нержавеющей стали.

В качестве показателя, используемого при осуществлении мониторинга повышения уровня переработки металла и развития производства металлопродукции высоких переделов в черной металлургии, принимаются объем производства нержавеющего проката и доля импорта во внутреннем потреблении готового проката.

В качестве показателя, используемого при осуществлении мониторинга повышения уровня переработки металла и развития производства металлопродукции высоких переделов в цветной металлургии, принимается доля продукции с добавленной стоимостью по алюминию.

Достижение целевых показателей подлежит мониторингу Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

В Стратегии определены направления экспорта российской металлопродукции с учетом введенных против Российской Федерации санкций и ограничений, а также с учетом необходимости опережающего развития транспортной инфраструктуры.

В частности, альтернативными направлениями экспорта являются рынки Турции, Китая, государств - членов Евразийского экономического союза и государств - участников Содружества Независимых Государств, государств Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

При этом корректировка сложившихся до 2022 года направлений экспорта предполагает необходимость разработки мероприятий по развитию железнодорожной и портовой инфраструктуры, а также выработку экономически эффективных транспортных тарифов.

В Стратегии определены меры, направленные на увеличение потребления отечественной металлопродукции на внутреннем рынке.

Ключевым драйвером роста потребления отечественной металлопродукции на внутреннем рынке является спрос на отечественную промышленную продукцию, в которой используются изделия из черной и цветной металлургии в таких сферах, как жилищное и инфраструктурное строительство, транспортное машиностроение, производство машин и оборудования, химическая промышленность, оборонно-промышленный комплекс, производство посуды, бытовой техники и медицинских изделий.

Стратегия содержит следующие "точки роста" указанных отраслей-потребителей:

в сфере строительства - реализация планов по переселению граждан из аварийных и подлежащих сносу домов, реализация государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", реализация плана мероприятий по расширению области применения стали в строительстве и совершенствованию технического регулирования в области строительства, реализация проектов развития дорожной инфраструктуры, реализация проектов строительства объектов магистральных трубопроводных систем и их реконструкции, развитие инфраструктуры транспортировки и переработки углеводородов;

в сфере водородной энергетики - развитие водородной энергетики за счет производства (трубы со специальными характеристиками для паровой конверсии метана, в том числе для подземных хранилищ и ) труб для электролизеров;

в сфере транспортного машиностроения - рост объемов транспортного машиностроения, реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";

в сфере авиастроения - обновление российского авиационного парка в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности";

в сфере тяжелого машиностроения - рост производства отечественной продукции тяжелого машиностроения в рамках подпрограммы "Развитие производства средств производства" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";

в сфере станкостроения - рост объема отечественного производства станкоинструментальной продукции в соответствии с целевыми значениями ключевых показателей Стратегии развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года;

в сфере производства электрооборудования - обновление мощностей и реализация планов по строительству атомных электростанций на основании Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года и государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса";

в сфере оборонно-промышленного комплекса - стимулирование промышленной деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса".

В Стратегии определены меры, направленные на повышение уровня переработки металла и развитие производства металлопродукции высоких переделов.

В сфере черной металлургии необходимы обеспечение системного, стабильного спроса на специальные стали и сплавы за счет формирования долгосрочных партнерских отношений с потребителями такой продукции, а также привлечение инвестиций в развитие (модернизацию) основных фондов предприятий - производителей продукции.

В сфере цветной металлургии планируются увеличение доли продукции с добавленной стоимостью до 75 процентов объемов производства, что необходимо для обеспечения внутреннего рынка полуфабрикатами для производителей конечной продукции из алюминия и для продаж на экспорт, а также увеличение доли такой продукции высоких переделов, как прокатная продукция, фольга и алюминиевые колесные диски.

Поэтапное увеличение производства полуфабрикатов из меди (катанки, прутков), готовой продукции (трубок, фитингов, электрического кабеля), никеля и титана предполагается за счет роста потребления указанных полуфабрикатов и цветных металлов стратегическими отраслями промышленности (аэрокосмической и судостроительной), строительным сектором, энергетическим машиностроением и упаковочной отраслью.

В Стратегии определены меры, направленные на бесперебойное обеспечение металлургических предприятий критически важным сырьем и оборудованием.

Обеспеченность металлургических предприятий критически важным сырьем формируется путем диверсификации импорта, разработки российских месторождений и новых технологий, в том числе путем выработки и применения оптимальных мер государственной поддержки:

в части марганцевых руд - необходимо диверсифицировать импорт, разработать эффективные технологии выплавки марганцевых ферросплавов из концентратов и создать более совершенные методы дефосфорации марганцевых концентратов;