МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 11 августа 2023 года N 600

О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. N 1053



В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2023 г. N 385-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", пунктом 1 и подпунктом 4.2.8 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884,

приказываю:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. N 1053 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2023 г., регистрационный N 72451), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 7 апреля 2023 г. N 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2023 г., регистрационный N 73262).

Исполняющий обязанности Министра
А.В.Николаев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

25 сентября 2023 года,

регистрационный N 75326

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 11 августа 2023 года N 600



Изменения, которые вносятся в Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. N 1053



1. Пункты 1 и 2 после слов "учебных пособий" дополнить словами "(при наличии)".

2. Дополнить пунктом 4_1 следующего содержания:

"4_1. В случае, если в комплекте с учебником учебные пособия не разрабатывались, положения настоящего Порядка применяются исключительно к учебнику.".

3. Пункт 8 изложить в следующей редакции:

"8. Оценивание каждого критерия заключается в присвоении ему экспертом числового значения от 3 до 0 баллов, при котором:

"3" - соответствие учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий критерию, подлежащему оценке (отсутствие замечаний);

"2" - соответствие учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий критерию, подлежащему оценке, с незначительным количеством замечаний и исключений (наличие от 1 до 3 замечаний);

"1" - соответствие учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий критерию, подлежащему оценке, со значительным количеством замечаний (наличие от 4 до 14 замечаний);

"0" - несоответствие учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий критерию, подлежащему оценке (15 и более замечаний либо наличие (отсутствие) в учебнике информации по критерию).

В случае оценки экспертом критерия значением, соответствующим "2", "1" или "0", эксперт отражает в графе "Примечание" соответствующего листа экспертного заключения, форма которого приведена в приложении N 1 к Порядку (далее - экспертное заключение), все выявленные фрагменты содержания учебника и (или) разработанных в комплекте с ним учебных пособий, подтверждающие несоответствие содержания разработанных в комплекте с ним учебных пособий критерию, подлежащему оценке.

В случае если критерий оценки не применим к учебнику и (или) разработанным в комплекте с ним учебным пособиям, то эксперт отображает в графе "Экспертная оценка по критерию" соответствующего листа экспертного заключения знак "-", а в графе "Примечание" указывает "Критерий не применяется".".

4. Абзац первый пункта 10 изложить в следующей редакции:

"10. Для проведения экспертизы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, подлежащих включению в перечень федерального перечня учебников, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящего Порядка, в части обеспечения реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а для подлежащих к включению в перечни федерального перечня учебников, предусмотренные подпунктами 2-4 пункта 1 настоящего Порядка, лицо, которому принадлежит исключительное право на учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия (далее - заявитель), в период с 31 июля по 31 августа подает лично, через уполномоченного представителя или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в Министерство просвещения Российской Федерации:".

5. Пункт 25 дополнить абзацем следующего содержания:

"В случае наличия обстоятельств, выражающихся в личной заинтересованности в отношении рассматриваемого учебника и (или) разработанных в комплекте с ним учебных пособий, которые могут повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное решение, эксперт не может участвовать в проведении экспертизы учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий. При возникновении указанной ситуации эксперт обязан уведомить о ее возникновении или о возможности ее возникновения уполномоченную организацию любым удобным способом (лично, почтовым отправлением, посредством факсимильной связи или электронной почты) на имя руководителя уполномоченной организации в срок до 3 календарных дней после выявления обстоятельств, обуславливающих возникновение указанной ситуации.

В таком случае уполномоченная организация в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного уведомления привлекает к проведению экспертизы других экспертов.".

6. Пункт 34 изложить в следующей редакции:

"34. Заседание Научно-методического совета по учебникам считается правомочным при условии участия в нем более половины от числа лиц, входящих в состав Научно-методического совета по учебникам. В случае невыполнения указанного условия заседание переносится.

По результатам рассмотрения поступивших индивидуальных листов экспертов, заключений экспертиз, экспертных листов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке), заключений общественных экспертиз, а также учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий с прилагаемыми к ним документами и материалами Научно-методический совет по учебникам принимает по каждому учебнику и разработанным в комплекте с ним учебным пособиям одно из следующих решений:

1) включить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников;

2) не включать учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в федеральный перечень учебников и направить на доработку (для учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, подготовленных в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка);

3) направить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия на дополнительную (дополнительные) экспертизу (экспертизы);

4) направить учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия на апробацию без включения в федеральный перечень учебников (для учебников и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, подготовленных в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка).

Решение по итогам голосования считается принятым, если за его принятие проголосовало более половины членов Научно-методического совета по учебникам, присутствующих на заседании, путем открытого голосования или заполнения форм для голосования. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании Научно-методического совета по учебникам.".

7. Подпункт 1 пункта 35 изложить в следующей редакции:

"1) учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия по результатам проведенных экспертиз получили наиболее высокую оценку ("3" или "2" по критериям, предусмотренным пунктом 7 настоящего Порядка), кроме специальных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий;".

8. Пункт 36 изложить в следующей редакции:

"36. Научно-методический совет по учебникам принимает решение не включать учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия, поступившие в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, в федеральный перечень учебников в следующих случаях:

1) учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия по результатам проведенных экспертиз получили низкую оценку ("1" или "0" по одному из критериев, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка);

2) учебник и (или) одно или несколько разработанных в комплекте с ним учебных пособий не рекомендованы органом государственной власти субъекта Российской Федерации (для учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке).".

9. Подпункт 1 пункта 37 изложить в следующей редакции:

"1) учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия по результатам проведенной экспертизы получили наиболее высокую оценку ("3" или "2" по критериям, предусмотренным пунктом 7 настоящего Порядка), кроме специальных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий;".

10. Пункт 38 изложить в следующей редакции:

"38. Общая экспертная оценка по итогам проведенных экспертиз учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, поступивших в соответствии с пунктом 10 настоящего Порядка, рассчитывается как сумма итоговой оценки общественной экспертизы (при наличии) и сумма среднеарифметических значений оценок по каждому критерию, присвоенному экспертами и экспертными организациями, которые проводили экспертизы, по следующим формулам.


(1)

(2)


где:

e - общая экспертная оценка учебника;

- количество критериев для общественной экспертизы;

i - порядковый номер критерия для общественной экспертизы ();

- значение оценки, присвоенной организацией, проводившей общественную экспертизу, по критерию i ();

c - количество критериев для экспертов и экспертных организаций;

j - порядковый номер критерия для экспертов и (или) экспертных организаций;

- среднеарифметическое значение оценки экспертов и (или) экспертных организаций по критерию j;

b - количество оценок, присвоенных экспертами или экспертными организациями по критерию j;

n - порядковый номер оценки, присвоенной экспертом или экспертной организацией по критерию j;

- значение оценки, присвоенной экспертом или экспертной организацией n по критерию j ().

Учебники считаются получившими по результатам экспертизы наиболее высокую оценку, если общая экспертная оценка выше среднеарифметического значения, рассчитанного для каждого учебника по учебному предмету или учебному курсу и уровню образования отдельно и утвержденного Научно-методическим советом по учебникам (далее - пороговое значение), кроме учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, специальных учебников, а также учебников, которые имеют не более трех завершенных предметных линий учебников в рамках формирования порогового значения по текущей процедуре рассмотрения результатов экспертизы, для которых устанавливается пороговое значение в размере 80% от максимально возможной общей экспертной оценки учебника.

Пороговое значение рассчитывается по следующим формулам:


(3)

(4)


где:

p - пороговое значение в общем случае;

- общая экспертная оценка учебника s;

s - порядковый номер учебника внутри группы по учебному предмету и уровню образования;

t - количество учебников по данному учебному предмету и уровню образования;

- пороговое значение для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, специальных учебников, а также учебников, которые имеют не более трех завершенных предметных линий учебников в рамках формирования порогового значения по текущей процедуре рассмотрения результатов экспертизы;

c - количество критериев для экспертов, экспертных организаций и уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации для соответствующей группы учебников;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»