Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70637-2023

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автотранспортные средства

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ВОДИТЕЛЯ (АЛКОЗАМОК)

Общие технические требования

Motorvehicles. Driver sobriety monitoring system (alcohol interlock). General technical requirements



ОКС 43.040.10

Дата введения 2023-04-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 января 2023 г. N 42-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Систему контроля состояния водителя (алкозамок) устанавливают на транспортные средства категорий , , , , , в соответствии с [1]. Она предназначена для выявления паров этанола в выдыхаемом водителем воздухе и осуществления в случае превышения их порогового значения блокировки работы двигателя в момент начала движения транспортного средства, а также для передачи соответствующей мониторинговой информации как на бортовые устройства регистрации, так и внешним потребителям через бортовые средства коммуникации.

В качестве бортового средства коммуникации настоящий стандарт рассматривает аппаратуру спутниковой навигации для обмена данными с внешними системами по сетям подвижной радиотелефонной связи.

Внешними потребителями мониторинговой информации, передаваемой от системы контроля состояния водителя (алкозамка), являются: эксплуатанты транспортного средства (автотранспортные предприятия); региональные (муниципальные) навигационно-информационные центры; орган государственного управления, уполномоченный осуществлять контроль за безопасностью дорожного движения.

Применение аппаратуры спутниковой навигации для передачи мониторинговой информации предусматривает возможность использования составных частей (информационного ресурса, программно-аппаратных средств или технологической инфраструктуры) Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС". Мониторинговая информация в данном случае поступает в Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" непосредственно от транспортного средства по сетям подвижной радиотелефонной связи с целью ее дальнейшего администрирования между внешними потребителями.

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на систему контроля состояния водителя (алкозамок), предназначенную для установки на транспортные средства (ТС), относящиеся в соответствии с [1] к категориям , , , используемые для коммерческих перевозок пассажиров, а также специально предназначенные для перевозки детей, и к категориям , , , используемые для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, твердых бытовых отходов и мусора.

Положения настоящего стандарта могут быть применены в отношении системы контроля состояния водителя (алкозамка), установленной на ТС, относящееся к одной из указанных категорий и используемое для иных целей.

Примечание - Например, в случаях добровольной установки эксплуатантами ТС (автотранспортными предприятиями) в целях контроля за состоянием нанятого ими в качестве водителей персонала или в законодательно установленных случаях в качестве одной из мер, используемых в качестве административного наказания водителей, совершивших нарушения, связанные с управлением ТС в состоянии алкогольного опьянения.

Стандарт устанавливает общие технические требования к системе контроля состояния водителя (алкозамку).

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.044 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 9181 Приборы электроизмерительные. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16019-2001 Аппаратура сухопутной подвижной радиосвязи. Требования по стойкости к воздействию механических и климатических факторов и методы испытаний

ГОСТ 18725 Микросхемы интегральные. Общие технические условия

ГОСТ 30852.10 (МЭК 60079-11:1999) Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 11. Искробезопасная электрическая цепь i

ГОСТ 33466 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний устройства/системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по электромагнитной совместимости, стойкости к климатическим и механическим воздействиям

ГОСТ 33470-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний модулей беспроводной связи устройства/системы вызова экстренных оперативных служб

ГОСТ 33472-2015 Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категорий M и N. Общие технические требования

ГОСТ 33474 Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств. Методы испытаний на соответствие требованиям по электробезопасности, климатическим и механическим воздействиям

ГОСТ 33991-2016 Электрооборудование автомобильных транспортных средств. Электромагнитная совместимость. Помехи в цепях. Требования и методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аппаратура спутниковой навигации; АСН: Аппаратно-программное устройство, устанавливаемое на ТС для определения его текущего местоположения, направления и скорости движения по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, а также для обмена информацией по сетям подвижной радиотелефонной связи.

3.2 анализатор паров этанола: Прибор, предназначенный для измерения массовой концентрации паров этанола в отобранной пробе выдыхаемого воздуха и отображения результата измерения в цифровой форме на дисплее.

3.3 индикатор паров этанола: Прибор, предназначенный для оценки наличия или отсутствия паров этанола относительно установленного порогового значения паров этанола в выдыхаемом воздухе, без обязательного определения количественных значений показателей содержания этанола, характеризуемых единицами измерения.

3.4 система контроля состояния водителя (алкозамок): Программно-аппаратный комплекс, интегрированный в систему управления ТС и предназначенный для осуществления перед началом движения идентификации личности водителя и проверки состояния его трезвости с целью блокировки при необходимости начала движения ТС, мониторинга состояния контролируемого водителя в процессе движения ТС, а также обеспечения в заданных случаях контроля перемещения ТС путем передачи координат и требуемой телеметрической и телематической информации в режиме реального времени на контрольное устройство, расположенное стационарно.

3.5 платформа верхнего уровня: Информационная платформа, обеспечивающая сбор и обработку телеметрической информации, формируемой системой контроля состояния водителя, реализующая информационный обмен с данной системой и функционирующая на базе Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" и (или) иной навигационно-информационной системы или получающая информацию из этих систем.

3.6 положительный результат проверки на наличие паров этанола: Результат проверки идентифицированного водителя, при котором установлено превышение порогового значения паров этанола в выдыхаемом водителем воздухе.

3.7 положительный результат контроля состояния водителя: Результат контроля состояния водителя, при котором системой контроля состояния водителя (алкозамком) идентифицирована личность водителя, идентифицированным водителем пройдена проверка на наличие паров этанола в выдыхаемом им воздухе и отсутствует положительный результат проверки на наличие паров этанола.

3.8 пороговое значение паров этанола в выдыхаемом воздухе: Величина концентрации этанола в выдыхаемом водителем воздухе, превышение значения которой влечет административную ответственность водителя в рамках действующего законодательства.

3.9 момент начала движения ТС: Начало движения ТС, характеризуемое началом воздействия со стороны водителя на системы и механизмы ТС, задействованные при движении ТС.

3.10 идентификация личности водителя: Процедура, в результате выполнения которой для водителя выявляются его уникальные признаки, позволяющие отличать его от других водителей и однозначно идентифицировать его в информационной системе по его индивидуальному идентификатору зарегистрированному в данной системе.

3.11 состояние трезвости: Отсутствие превышения законодательно установленного порогового значения паров этанола в выдыхаемом водителем воздухе.

     4 Сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ГАИС - государственная автоматизированная информационная система;

ГЛОНАСС - глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;

ГНСС - глобальная навигационная спутниковая система;

НИС - навигационно-информационная система;

НКА - навигационный космический аппарат;

ПЗ-90 - государственная геоцентрическая система координат "Параметры земли 1990 года";

ПО - программное обеспечение;

ТД - техническая документация;

ЭРА-ГЛОНАСС - система экстренного реагирования при авариях глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации;

AES - симметричный алгоритм блочного шифрования;

CRC-32 - циклический избыточный код;

DES - симметричный алгоритм шифрования;

eUlCC - встроенная микропроцессорная карта расширенного стандарта;

FIFO - порядок получения и выдачи данных по принципу "первым пришел - первым обслуживается": блок данных, полученный первым, первым обрабатывается/обслуживается/передается далее на обработку;

GSM - стандарт подвижной радиотелефонной связи;

GSM-Milenage - алгоритмы аутентификации и генерации сеансового ключа в сетях подвижной радиотелефонной связи;

GPS - глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки;

MD5 - 28-битный алгоритм хеширования;

Milenage - алгоритмы аутентификации и генерации сеансового ключа;

MFF2 - условное наименование стандартов, определяющих характеристики SIM-карт, выполненных в корпусном исполнении;

NMEA 0183 - текстовый протокол обмена данными с навигационным оборудованием;

ОТА - механизм удаленного обновления программного обеспечения "по воздуху";

RAIM - автономный контроль целостности обрабатываемой навигационной информации в навигационном приемнике;

SHA-1 - алгоритм криптографического хеширования, версия 1;

SIM - модуль идентификации абонента (SIM-карта);

UTC(SU) - шкала времени Государственного эталона частоты и времени Российской Федерации;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs