Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 70359-2022 Краны грузоподъемные. Упоры тупиковые рельсовых путей. Технические требования

     11 Указания по эксплуатации и ремонту

11.1 Эксплуатацию и ремонт тупиковых упоров осуществляют в соответствии с указаниями, содержащимися в их паспорте и настоящем стандарте.

В процессе эксплуатации должны быть соблюдены графики периодических осмотров, плановых проверок, комплексного обследования, технических обслуживаний и ремонтов рельсовых путей, сведения о проведении которых вносят в паспорт рельсового пути, а также принимать профилактические меры по предупреждению нарушений установленных правил безопасности.

11.2 Контроль за состоянием тупиковых упоров, рельсовых нитей и опорных элементов в местах крепления упоров осуществляют:

- при ежесменном осмотре рельсового пути (надземного - только для кранов с кабиной управления), проводимом крановщиком (оператором) в объеме, предусмотренном производственной инструкцией;

- при осмотре рельсового пути, проводимом после каждых 24 смен работы крановщиком (оператором) под руководством компетентного лица, ответственного за содержание кранов в работоспособном состоянии;

- при ежегодной плановой проверке рельсового пути, проводимой крановщиком (оператором) и компетентным лицом, ответственным за содержание кранов в работоспособном состоянии под руководством компетентного лица, ответственного за соблюдение требований безопасности при эксплуатации кранов.

11.3 При контроле согласно 11.2, за исключением ежесменного осмотра, оценивают техническое состояние и работоспособность тупиковых упоров, соответствие мест их крепления к рельсам или опорным элементам требованиям паспорта и раздела 10, выявляют наличие смещений или зазоров от сдвигов и других дефектов, приведенных в 11.7.

11.4 Оценку технического состояния и работоспособности тупиковых упоров, а также проверку отклонений от соосности амортизаторов тупиковых упоров и буферов крана, правильности положения рабочей поверхности амортизаторов или нижней точки накатных горок в одном поперечном сечении рельсового пути проводят визуальным и измерительным методами контроля с применением универсального измерительного инструмента. Момент (усилие) затяжки болтовых соединений элементов крепления упора к головке рельса определяют с учетом требований 10.13 (при наличии таких соединений). Момент затяжки должен соответствовать значению, приведенному в паспорте упора.

11.5 Оценку фактического соответствия по высоте амортизаторов тупиковых упоров и буферов крана проводят путем измерения и сравнения размеров по вертикали от уровня головки рельса соответственно до буфера и амортизатора тупикового упора, входящего в соприкосновение с буфером в момент ожидаемого наезда. Разность измеренных величин должна быть не более 10 мм.

11.6 Правильность положения рабочей поверхности амортизаторов или нижней точки накатных горок, обеспечивающего одновременность наезда крана на все упоры, установленные в одном поперечном сечении рельсового пути, проверяют путем перемещения крана до соприкосновения буферов с амортизаторами или ходовых колес с накатными горками. Значения измеренных отклонений от общей вертикальной плоскости рабочих элементов тупиковых упоров не должны превышать величин, установленных в 10.8.

11.7 Запрещается эксплуатация тупиковых упоров при наличии следующих дефектов:

- трещины и разрывы в основном металле и сварных швах элементов конструкций;

- деформации основных металлоконструкций величиной более 0,01 длины или высоты корпуса, стойки, укосины и т.п. элементов;

- неполный комплект или ослабление болтовых соединений;