4.1 Тупиковые упоры должны обеспечивать гарантированную остановку крана при следующих условиях:
- скорость передвижения крана составляет 0,5 м/с, если кран и рельсовый путь не оборудованы средствами автоматической остановки механизма передвижения и 50% от максимальной скорости - при наличии данных средств;
- масса поднятого груза соответствует номинальной грузоподъемности крана, при этом грузозахватный орган находится в крайнем верхнем положении;
- кран собран и смонтирован в максимальной комплектации, предусмотренной эксплуатационными документами;
- для мостовых кранов - грузозахватный орган находится в положении минимального подхода к оси рельсовой нити, для козловых кранов - над рельсовой нитью;
- для кранов стрелового типа - стрела находится в положении, параллельном рельсовому пути;
- значения направленной по ходу движения крана ветровой нагрузки рабочего состояния и уклона рельсового пути составляют максимальные величины, допустимые паспортными данными крана.
4.2 На стадиях проектирования, изготовления и монтажа условия, установленные в 4.1, должны быть подтверждены соответствием тупиковых упоров требованиям технических условий (технического задания), настоящего стандарта, а также требованиям, указанным в эксплуатационной документации крана, нормативной и проектной документации на рельсовый крановый путь и здание (сооружение), на котором он смонтирован, в том числе:
- выполнением требований 5.1.13 и 5.2.1.18 ГОСТ Р 56944-2016 и 4.5 ГОСТ Р 51248-99;
- соответствием прочности, жесткости, устойчивости элементов конструкции тупиковых упоров нагрузкам от наезда крана во всем диапазоне температур для соответствующего климатического исполнения тупиковых упоров;
- соответствием материалов, примененных в конструкции тупиковых упоров, а также технологии изготовления, монтажа и методов контроля требованиям, установленным рабочими чертежами и паспортом упора.
4.3 Выполнение тупиковыми упорами их функции в процессе эксплуатации должно быть обеспечено посредством осуществления контроля технического состояния:
- комплекта тупиковых упоров, включая оценку соответствия их установки на рельсах или опорных элементах требованиям, указанным в паспорте тупиковых упоров и настоящем стандарте;
- шарнирных соединений ходовых тележек кранов и элементов, связывающих их с базовыми частями кранов, износ которых свыше допускаемых значений приведет к отсутствию зазора между ребордой ходовых колес крана и рельсом и, как следствие, к продольному и поперечному смещению упора относительно головки рельса в момент наезда ходового колеса крана на накатную горку;