Не вступил в силу
Профессиональное решение
для инженеров-конструкторов и проектировщиков

ПНСТ 640-2022

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ В АВТОМАТИЧЕСКОМ И ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМАХ

Общие технические требования

Railway rolling stock control systems in automatic and remote modes. General technical requirements



ОКС 03.220.30

Срок действия с 2022-07-01

до 2025-07-01

 

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (АО "НИИАС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 045 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 марта 2022 г. N 25-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: inf@gazprom335.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Настоящий стандарт входит в состав комплекса стандартов, устанавливающих требования к системам управления железнодорожным подвижным составом высокого уровня автоматизации (УА3, УА4), предназначенным для организации эксплуатации железнодорожного подвижного состава без участия машиниста или под удаленным управлением машиниста (машиниста-оператора).

Настоящий стандарт применяют совместно с ПНСТ 629-2021 и ПНСТ 641-2022.

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на системы управления железнодорожным подвижным составом, предназначенные для организации его эксплуатации без участия машиниста или под дистанционным управлением машиниста (машиниста-оператора).

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к структуре, конструкции, функционалу, безопасности, надежности, метрологии и условиям эксплуатации систем управления железнодорожным подвижным составом в автоматическом и дистанционном режимах.

Настоящий стандарт не устанавливает требования по выбору типа оборудования, оптимальных зон действия и правил оснащения железнодорожного подвижного состава компонентами рассматриваемых систем управления.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.044 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.2.007.0 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 15.309 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 15.902 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство

ГОСТ 19.101 Единая система программной документации. Виды программ и программных документов

ГОСТ 19.105 Единая система программной документации. Общие требования к программным документам

ГОСТ 12969 Таблички для машин и приборов. Технические требования

ГОСТ 14192 Маркировка грузов

ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 21130 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 23216 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний

ГОСТ 30429 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от оборудования и аппаратуры, устанавливаемых совместно со служебными радиоприемными устройствами гражданского назначения. Нормы и методы испытаний

ГОСТ 32192 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 33435-2015 Устройства управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава. Требования безопасности и методы контроля

ГОСТ 33436.3-1 (IEC 62236-3-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-1. Железнодорожный подвижной состав. Требования и методы испытаний

ГОСТ 33436.3-2 (IEC 62236-3-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-2. Железнодорожный подвижной состав. Аппаратура и оборудование. Требования и методы испытаний

ГОСТ 33436.4-1 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 4-1. Устройства и аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний

ГОСТ 33436.4-2 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 4-2. Электромагнитная эмиссия и помехоустойчивость аппаратуры электросвязи. Требования и методы испытаний

ГОСТ 33973 Железнодорожная электросвязь. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля

ГОСТ 34009 Средства и системы управления железнодорожным тяговым подвижным составом. Требования к программному обеспечению

ГОСТ 34056 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения

ГОСТ 34076 Нормы и правила оснащения железнодорожного подвижного состава средствами радиосвязи и помехоподавляющими устройствами

ГОСТ 34394 Локомотивы и моторвагонный подвижной состав. Требования пожарной безопасности

ГОСТ 34530 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ Р 8.654 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения

ГОСТ Р 8.674 Государственная система обеспечения единства измерений. Общие требования к средствам измерений и техническим системам и устройствам с измерительными функциями

ГОСТ Р 52931 Приборы контроля и регулирования технологических процессов. Общие технические условия

ГОСТ Р 56939 Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Общие требования

ГОСТ Р 59853 Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения

ГОСТ Р МЭК 62280 Железные дороги. Системы связи, сигнализации и обработки данных. Требования к обеспечению безопасной передачи информации

ПНСТ 629-2021 Системы управления железнодорожным подвижным составом в автоматическом и дистанционном режимах. Термины и определения

ПНСТ 641-2022 Системы управления железнодорожным подвижным составом в автоматическом и дистанционном режимах. Требования к подсистеме распознавания объектов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 32192, ГОСТ 34056, ГОСТ 34530, ГОСТ Р 59853, ПНСТ 629-2021, а также следующий термин с соответствующим определением:

3.1.1 носимое оборудование: Оборудование, имеющее собственный источник питания и приспособленное для работы при переноске.

3.2 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АСУ ЖД ПС

- автоматизированная система управления железнодорожным подвижным составом;

МВПС

- моторвагонный подвижной состав;

ПО

- программное обеспечение;

ССПС

- специальный самоходный подвижной состав;

УА

- уровень автоматизации.

     4 Общие положения

АСУ ЖД ПС относят к системам высоких уровней автоматизации (УА3, УА4), при которых безопасность отправления, движения, остановки железнодорожного подвижного состава, а в случае пассажирского движения - посадки и высадки пассажиров контролируется автоматически или дистанционно специально обученным оперативным персоналом. Для обеспечения автоматического и дистанционного управления бортовое оборудование АСУ ЖД ПС может применяться на маневровых и магистральных локомотивах, МВПС (в том числе скоростном и высокоскоростном), ССПС и специальном подвижном составе на комбинированном ходу.

     5 Классификация

АСУ ЖД ПС классифицируют:

- по типу подвижного состава (локомотивы, МВПС, ССПС, специальный подвижной состав на комбинированном ходу);

- типу движения (маневровое, грузовое, пассажирское, скоростное, высокоскоростное, движение хозяйственных поездов);

- уровню автоматизации управления железнодорожным подвижным составом.

     6 Общие технические требования

6.1 Требования к структуре

6.1.1 В состав АСУ ЖД ПС должно входить бортовое оборудование, носимое оборудование (опционально, необязательное требование) и напольное (стационарное) оборудование.

6.1.2 Бортовое оборудование должно состоять:

- из комплекта оборудования обработки информации и связи с внутренними системами железнодорожного подвижного состава (центральный обработчик);

- оборудования для электропитания системы от бортовой сети железнодорожного подвижного состава (блок питания);