Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

ГОСТ 33436.3-2-2015
(IEC 62236-3-2:2008)

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Совместимость технических средств электромагнитная

СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Часть 3-2

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ. АППАРАТУРА И ОБОРУДОВАНИЕ

Требования и методы испытаний

Electromagnetic compatibility of technical equipment. Railway systems and equipment. Part 3-2. Railway rolling stock. Apparatus and equipment. Specifications and test methods



МКС 45.020

        33.100

Дата введения 2016-10-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ), Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС") и Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственная компания "СвязьСервис" (ООО "НПК "СвязьСервис") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (от 27 августа 2015 г. N 79-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
 МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 января 2016 г. N 2-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33436.3-2-2015 (IEC 62236-3-2:2008) введен в действие в качестве национального стандарта с 1 октября 2016 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту IEC 62236-3-2:2008* "Железные дороги. Электромагнитная совместимость. Часть 3-2. Подвижной состав. Аппаратура" ("Railway applications - Electromagnetic compatibility - Part 3-2: Rolling stock - Apparatus", MOD) путем изменения его структуры, а также путем внесения технических отклонений и редакционных изменений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

6 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55176.3.2-2012 (МЭК 62236-3-2:2008)

________________

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 января 2016 г. N 2-ст ГОСТ Р 55176.3.2-2012 (МЭК 62236-3-2:2008) отменен с 1 октября 2016 г.

7 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

8 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправками (ИУС 2-2019, ИУС 3-2019)


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение


Настоящий стандарт является частью серии стандартов, устанавливающих нормы электромагнитных помех от подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожного подвижного состава, электромагнитных помех и помехоустойчивости аппаратуры и оборудования железнодорожного подвижного состава.

Для учета технологии работы железных дорог государств, принявших стандарт, а также требований по обеспечению безопасности железнодорожного подвижного состава, железнодорожной автоматики и телемеханики и железнодорожной электросвязи в настоящий стандарт включены дополнительные положения и требования, которые отсутствуют в примененном международном стандарте IEC 62236-3-2:2008. По тексту они выделены путем заключения в рамки из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в виде примечаний, которые размещены после соответствующих дополнений (абзаца, терминологической статьи), или в виде пояснения, приводимого в скобках после заголовка дополнительного раздела (подраздела, пункта).

В настоящий стандарт введено дополнительное приложение ДА (справочное), в котором приведены ориентировочные значения норм электромагнитных воздействий на порты ввода сигналов связи и управления устройств безопасности железнодорожного подвижного состава (бортовых устройств систем автоматической локомотивной сигнализации) и порядок их расчета. Нормы электромагнитных воздействий планируется ввести после получения подтверждения их значений по результатам испытаний подвижного состава на сети железных дорог государств, принявших стандарт.

Сравнение структуры указанного международного стандарта IEC 62236-3-2:2008 со структурой настоящего стандарта приведено в таблице ДД.1 (приложение ДД).

В настоящем стандарте ссылки на международные стандарты заменены ссылками на межгосударственные стандарты. Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам (международным документам) приведены в таблице ДГ.1 (приложение ДГ). Введены нормативные ссылки на ГОСТ 30372-95 в части примененных терминов и определений.

В настоящем стандарте некоторые положения и структурные элементы приведены в редакции, отличной от международного стандарта IEC 62236-3-2:2008. Для выделения этих положений и структурных элементов использована полужирная вертикальная линия, которая расположена на полях измененного текста, объяснения причин внесения технических отклонений приведены в примечаниях после измененного текста. Оригинальный текст этих структурных элементов примененного международного стандарта IEC 62236-3-2:2008 приведен в приложении ДБ.

В настоящем стандарте относительно примененного международного стандарта IEC 62236-3-2:2008 изменены отдельные фразы (слова, значения показателей, ссылки), по тексту они выделены курсивом*. Также в текст настоящего стандарта включены дополнительные слова (фразы, показатели ссылки) для учета потребностей экономики государств, принявших стандарт, и особенностей межгосударственной стандартизации, которые по тексту выделены полужирным курсивом.

________________

* В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах 3 "Термины и определения", 5 "Требования к допустимым уровням электромагнитных помех, создаваемых аппаратурой и оборудованием железнодорожного подвижного состава. Методы испытаний", 6 "Требования к аппаратуре и оборудованию по устойчивости к внешним электромагнитным воздействиям. Методы испытаний" выделены курсивом; отмеченные в этих разделах знаком "**" и остальные по тексту документа приводятся обычным шрифтом; отмеченные по тексту документа знаком "" выделены полужирным курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.


В настоящий стандарт не включены некоторые положения и структурные элементы примененного международного стандарта IEC 62236-3-2:2008, носящие информативный и повествовательный характер. Структурные элементы, не включенные в основную часть настоящего стандарта, приведены в приложении ДВ.

В таблицах 1-8 настоящего стандарта относительно примененного международного стандарта IEC 62236-3-2:2008 полоса частот от 9,000 до 150,000 кГц исключена.

     1 Область применения

Настоящий стандарт является частью серии стандартов, устанавливающих требования в области электромагнитной совместимости на железнодорожном транспорте.

Настоящий стандарт устанавливает требования к допустимому уровню электромагнитных помех и к помехоустойчивости аппаратуры и оборудования, предназначенных для использования на железнодорожном подвижном составе, а также определяет правила и методы испытаний.

Допустимые уровни электромагнитных помех и помехоустойчивость аппаратуры и оборудования представляют собой систему взаимоувязанных норм, обеспечивающую исправное функционирование устройств при мешающем воздействии электромагнитных помех.

Нормы электромагнитных помех не применяют к переходным процессам при запуске и остановке аппаратуры и оборудования.

Настоящий стандарт применяют совместно с ГОСТ 33436.1.


Примечание - В раздел 1 примененного международного стандарта IEC 62236-3.2:2008 внесены редакционные правки для приведения в соответствие с требованиями ГОСТ 1.5 (раздел 4), исключен текст повествовательного характера, касающийся методики проведения испытаний, исключено упоминание о рассматриваемом диапазоне частот, так как диапазон частот указан в тексте настоящего стандарта применительно к каждому виду испытаний.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 33436.1-2015 (IEC 62236-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33436.3-1-2015 (IEC 62236-3-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-1. Железнодорожный подвижной состав. Требования и методы испытаний

     ГОСТ 30372-95 Совместимость технических средств электромагнитная. Термины и определения

_______________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 50397-2011 (МЭК 60050-161:1990).

ГОСТ 30804.4.2 (IEC 61000-4-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30804.4.3-2013 (IEC 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30804.4.4 (IEC 61000-4-4:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к наносекундным импульсным помехам. Требования и методы испытаний

ГОСТ 30804.4.5 (IEC 61000-4-5:2005) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Требования и методы испытаний

_______________

 В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51317.4.5-99 (МЭК 61000-4-5-95).

ГОСТ 30804.4.6 (IEC 61000-4-6:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями. Требования и методы испытаний

_______________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51317.4.6-99 (МЭК 61000-4-6-96).

ГОСТ 30805.11 (CISPR 11:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Промышленные, научные, медицинские и бытовые (ПНМБ) высокочастотные устройства. Радиопомехи индустриальные. Нормы и методы измерений

_______________

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 51318.11-2006 (СИСПР 11:2004).


     ГОСТ 30805.22 (CISPR 22:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Оборудование информационных технологий. Радиопомехи индустриальные. Нормы и методы измерений


Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30372, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 железнодорожный подвижной состав: Локомотивы, моторвагонный подвижной состав, пассажирские вагоны локомотивной тяги, грузовые вагоны, специальный железнодорожный подвижной состав.

Примечание - Данный обобщенный термин для всех видов подвижного состава введен в настоящий стандарт дополнительно по отношению к примененному международному стандарту IEC 62236-3-2:2008 для удобства изложения.

3.2 аппаратура и оборудование: Технические средства, предназначенные для использования на железнодорожном подвижном составе, которые способны создавать электромагнитные помехи и (или) качество функционирования которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех.

3.3 порт: Граница между аппаратурой (оборудованием) железнодорожного подвижного состава и внешней электромагнитной средой или другой аппаратурой или оборудованием (зажим, разъем, клемма, стык связи и т.д.).

Примечание - Примерами портов являются порты электропитания тягового оборудования, порты ввода/вывода сигналов.

3.4 порт корпуса: Физическая граница аппаратуры и оборудования железнодорожного подвижного состава, через которую могут излучаться создаваемые аппаратурой и оборудованием или проникать внешние электромагнитные поля.

Примечания

1 Основные типы портов для аппаратуры подвижного состава представлены на рисунке 1.

2 Типичные примеры аппаратуры подвижного состава с ее портами изложены в приложении А.