ПНСТ 641-2022
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ В АВТОМАТИЧЕСКОМ И ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМАХ
Требования к подсистеме распознавания объектов
Railway rolling stock control systems in automatic and remote modes. Detection and identification subsystem requirements
ОКС 03.220.30
Срок действия с 2022-07-01
до 2025-07-01
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (АО "НИИАС")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 045 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 марта 2022 г. N 26-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: inf@gazprom335.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 123112 Москва, Пресненская набережная, д.10, стр.2.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Настоящий стандарт входит в состав комплекса стандартов, устанавливающих требования к системам управления железнодорожным подвижным составом высокого уровня автоматизации (УА3, УА4), предназначенным для организации его эксплуатации без участия машиниста или с удаленным участием машиниста (машиниста-оператора).
Основной целью настоящего стандарта является установление общих принципов и алгоритмов определения препятствий на пути следования системами управления железнодорожным подвижным составом высокой степени автоматизации, работающими без или с минимальным участием работников железнодорожного транспорта.
При применении настоящего стандарта необходимо учитывать особенности полигонов железных дорог или отдельных участков обращения, на которых планируется внедрение. В частности, параметры контролируемых подсистемами распознавания зон напрямую зависят от ширины колеи и габаритов эксплуатируемого железнодорожного подвижного состава.
Настоящий стандарт распространяется на подсистемы распознавания объектов (ПРО), входящие в состав систем управления железнодорожным подвижным составом высокого уровня автоматизации (УА3, УА4), и устанавливает общие технические требования, в том числе к принципам и алгоритмам ее действия, а также к проведению испытаний.
Настоящий стандарт распространяется на ПРО в составе новых автоматизированных систем управления железнодорожным подвижным составом (АСУ ЖД ПС), модернизируемых существующих автоматизированных систем управления, а также на подсистемы распознавания, применяемые во вспомогательных системах помощи машинисту при ведении поезда.
Настоящий стандарт предназначен для применения при проектировании, производстве, эксплуатации, модернизации ПРО в составе АСУ ЖД ПС.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.007.0 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ 15.309 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 15.902 Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство
ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 12969 Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 14192 Маркировка грузов
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 21130 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры
ГОСТ 30429 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от оборудования и аппаратуры, устанавливаемых совместно со служебными радиоприемными устройствами гражданского назначения. Нормы и методы испытаний
ГОСТ 33435 Устройства управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава. Требования безопасности и методы контроля
ГОСТ 33436.3-2 (IEC 62236-3-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-2. Железнодорожный подвижной состав. Аппаратура и оборудование. Требования и методы испытаний
ГОСТ 34012 Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Общие технические требования
ГОСТ 34530 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ Р 52931 Приборы контроля и регулирования технологических процессов. Общие технические условия
ПНСТ 629-2021 Системы управления железнодорожным подвижным составом в автоматическом и дистанционном режимах. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 34530 и ПНСТ 629-2021.
4.1 Под ПРО понимается составная часть АСУ ЖД ПС или иной автоматизированной системы, применяемая для обнаружения заранее определенных объектов в заданной области пространства, а также определения их положения относительно ПРО или других объектов (как правило, ПРО является системой машинного зрения). ПРО применяют в АСУ ЖД ПС для минимизации или полного исключения участия машиниста в процессе управления железнодорожным подвижным составом, а также во вспомогательных системах помощи машинисту при управлении железнодорожным подвижным составом.
4.2 ПРО применяют непосредственно на железнодорожном подвижном составе и/или объектах инфраструктуры. ПРО обеспечивает распознавание статических и динамических объектов, находящихся в поле ее зрения.
Под полем зрения ПРО понимается контролируемая область пространства, ограниченная особенностями ландшафта, объектами инфраструктуры, а также техническими возможностями оборудования ПРО, в пределах которой возможно распознавание объектов.
4.3 Основной задачей ПРО являются обнаружение препятствий и объектов инфраструктуры, их распознавание и классификация, определение положения и передача полученных данных в АСУ ЖД ПС и бортовую систему безопасности (устройства безопасности). ПРО самостоятельно не осуществляет управление системами железнодорожного подвижного состава (тяговое оборудование, тормозная система и т.д.).
4.4 Количество, тип и параметры датчиков и сенсоров (оптические и инфракрасные камеры, радары, лидары, лазерные и ультразвуковые дальномеры, тепловизоры и т.п.), применяемых в ПРО, определяет разработчик в зависимости от требуемой точности, дальности, скорости распознавания, требований по функциональной безопасности.
5.1 Оборудование ПРО, устанавливаемое на экипажной части, снаружи кузова, в кузове или кабине управления железнодорожного подвижного состава, должно эксплуатироваться в условиях умеренного климата.
5.2 Оборудование ПРО, устанавливаемое на железнодорожный подвижной состав, в части устойчивости к внешним воздействующим факторам должно соответствовать требованиям ГОСТ 33435.
5.3 Оборудование ПРО, устанавливаемое стационарно на объектах инфраструктуры, допускается монтировать как внутри, так и вне помещений.
5.4 Оборудование ПРО, устанавливаемое стационарно на объектах инфраструктуры, в части устойчивости к внешним воздействующим факторам должно соответствовать требованиям ГОСТ 34012.
5.5 Оборудование ПРО, устанавливаемое стационарно на объектах инфраструктуры в помещениях, должно эксплуатироваться в закрытых помещениях при нормальных условиях воздействия внешней окружающей среды по ГОСТ Р 52931 (климатическое исполнение В2).
5.6 Оборудование ПРО, устанавливаемое стационарно на объектах инфраструктуры вне помещений, должно иметь климатическое исполнение У1 по ГОСТ 15150.
5.7 Конструктивное исполнение оборудования ПРО должно обеспечивать доступность и легкосъемность его составных частей для технического обслуживания и ремонта.
5.8 Конструкция и компоновка оборудования ПРО должны обеспечивать безопасность при монтаже, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте. Оборудование ПРО на подвижном составе и объектах инфраструктуры должно размещаться в пределах соответствующего габарита подвижного состава или габарита приближения строений по ГОСТ 9238.
5.9 ПРО должна включать в себя средства самодиагностики и передавать в систему управления подвижным составом, бортовую систему безопасности (устройства безопасности) и в АСУ ЖД ПС информацию о своих сбоях и неисправностях.
5.10 На органы управления оборудования ПРО должны быть нанесены надписи или символы, указывающие на управляемый объект, к которому они относятся, его назначение и состояние, соответствующее данному положению органа управления, и другую необходимую информацию.
5.11 Датчики и сенсоры ПРО (оптические и инфракрасные камеры, радары, лидары, лазерные и ультразвуковые дальномеры, тепловизоры и т.п.) должны размещаться таким образом, чтобы конструктивные элементы железнодорожного подвижного состава или объектов инфраструктуры, на которых они установлены, не препятствовали функционированию и не создавали помех их работе, не уменьшали поле зрения ПРО.
5.12 Датчики и сенсоры ПРО (оптические и инфракрасные камеры, радары, лидары, лазерные и ультразвуковые дальномеры, тепловизоры и т.п.), если это необходимо для их правильной работы, должны размещаться в кабине управления за стеклом в зоне действия стеклоочистителей либо оборудоваться собственными средствами очистки от пыли, влаги или иных загрязнений и атмосферных осадков (стеклоочистители, форсунки для подачи омывающей жидкости, обогреватели и т.д.).
5.13 Вероятность распознавания объектов класса "сигнал", а также объектов класса "препятствие", создающих угрозу железнодорожному подвижному составу в соответствии с 6.3.4, находящихся в охранной зоне или зоне бдительности (в соответствии с 6.6.2), должна соответствовать уровню полноты безопасности ПРО, устанавливаемому согласно 7.4. При этом вероятность ложного обнаружения данных объектов в указанных зонах должна составлять не более 10 случаев в час.