4.1 Целью обследований и испытаний мостовых сооружений является проверка соответствия объекта утвержденному проекту и требованиям действующих нормативных документов, оценка технического состояния мостового сооружения, разработка рекомендаций по эксплуатации и, при необходимости, по ремонту для обеспечения безопасных условий перевозки грузов и пассажиров, прохода пешеходов, сохранности сооружений в течение установленного срока их службы в соответствии с требованиями [1]. Результаты обследований являются основой управления состоянием мостовых сооружений и исходной информационной базой для эффективного использования средств и материальных ресурсов, направляемых на содержание, ремонт, капитальный ремонт и реконструкцию мостовых сооружений.
4.2 Техническое состояние мостового сооружения определяется уровнем функциональных и технологических свойств. Основными задачами обследования и испытания мостового сооружения являются оценка уровней каждого из этих свойств и проверка их соответствия нормативным требованиям.
4.3 Критерии соответствия основных функциональных и технологических свойств мостового сооружения требованиям нормативных документов, при которых обеспечивается исправное техническое состояние, приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Критерии соответствия основных функциональных и технологических свойств мостовых сооружений нормативным требованиям в период эксплуатации
Функциональные и технологические свойства МС | Критерии оценки | Нормируемые параметры | Нормативный и методический документ | Критерии соответствия |
Безопасность движения | Возможность безопасного пропуска по МС эксплуатационных нагрузок без ограничения скорости движения, допускаемой нормами для данного участка дороги, безопасного пропуска пешеходов | Безопасная скорость движения по МС, исходя из соответствия плана и профиля мостового полотна, ограждающих устройств, качество покрытия проезжей части. Режим движения пешеходов исходя из соответствия перильных ограждений и качества поверхности прохода | СП 35.13330, ГОСТ Р 52289, ГОСТ 33128, ГОСТ Р 52607, ГОСТ Р 52398, ГОСТ 33382, [2] | Соответствие безопасной скорости движения расчетной скорости движения автотранспорта для данной категории дороги, параметров ограждений проезжей части, ширины пешеходного прохода, параметров перил нормативным требованиям |
Грузоподъемность | Возможность пропуска по МС нагрузок, соответствующих по воздействию | Класс грузоподъемности по нагрузке АК | ГОСТ 33390, ГОСТ Р 52748, СП 35.13330, [3]-[7] | Соответствие класса грузоподъемности проектному классу АК |
| проектным значениям, без установки | Класс грузоподъемности по нагрузке НК |
| Соответствие класса грузоподъемности проектному классу НК |
| дорожных знаков ограничения по массе с учетом перспективы | Допустимый класс нагрузки от колонн автомобилей (соответствует массе отдельного автомобиля из состава колонны по схеме согласно [3] |
| Соответствие допустимого класса нагрузки от колонн автомобилей проектному 30 т |
|
| Интенсивность пешеходной нагрузки |
| Для расчета пешеходных мостов и тротуаров 4 кПа |
Долговечность | Возможность обеспечивать безопасную эксплуатацию и механическое сопротивление сооружения в течение предусмотренного периода | Требования к качеству материалов, конструктивные, расчетные и эксплуатационные требования по обеспечению нормативных сроков службы и межремонтных сроков | [8] | Срок службы МС, нормативный межремонтный срок для конструктивных элементов и систем |
Безотказность в чрезвычайных ситуациях (защита от природных, техногенных воздействий и терактов, живучесть) | Гарантия неразрушения основной конструкции при отказе его частей или элементов | Конструктивные, расчетные и эксплуатационные требования по обеспечению живучести несущих конструкций, сохранению несущей способности. Классы грузоподъемности | СП 35.13330, [3] | Выполнение условий соответствия 1-й группы предельных состояний неповрежденных несущих элементов системы при повреждении или разрушении других элементов системы |
Пропускная способность транспортных потоков, пешеходов по МС и животных по экодукам | Габарит проезда, прохожей части в сравнении с интенсивностью движения | Фактическая безопасная скорость движения по МС, коэффициент загрузки движением | ГОСТ 33391, ГОСТ Р 52748, ГОСТ Р 52398, ГОСТ 33382, ГОСТ Р 52289, СП 35.13330, [9] | Соответствие безопасной скорости движения расчетной скорости движения автотранспорта для данной категории дороги.
|
Пропускная способность транспортных потоков под МС | Возможность пропуска под МС транспорта, а также коммуникаций | Подмостовые габариты (для пропуска транспортных средств и пешеходов, ското- и зверопроходов) | Соответствие подмостового габарита нормативному | |
Комфортность движения транспортных средств и пешеходов | Обеспечение плавности движения, отсутствие резонансных явлений | Углы перелома профиля, ровность покрытия проезда, период собственных колебаний пролетных строений | СП 35.13330, [2] | Соответствие нормативным требованиям к ровности мостового полотна, деформативности пролетных строений под временной нагрузкой, строительному подъему, периоду собственных колебаний |
Технологичность в эксплуатации, ремонтопригодность | Обеспечение доступности конструкций для надзора, содержания, мониторинга состояния, возможность выполнения ремонтов | Доступность конструкций для надзора, содержания, мониторинга состояния, категория ремонтопригодности | СП 35.13330, [10], [11], [12] | Наличие смотровых устройств и их соответствие проектным и нормативным требованиям. Доступность элементов для выполнения ремонта и работ по содержанию |