Аппаратура и процедуры объемного смешения эталонных топлив
Б.1 Общие сведения
Первичные эталонные топлива, которые используют редко, упаковывают в относительно небольшие емкости и хранят и дозируют так же, как и химические вещества общего назначения. Вторичные эталонные топлива для обеспечения безопасности в лаборатории хранят в специальном помещении для хранения топлива или за ее пределами.
Б.2 Доставка из помещения для хранения
Доставку эталонных топлив из мест хранения в лабораторию осуществляют разными способами, разрешенными правилами техники безопасности. Способ доставки эталонного топлива выбирает пользователь настоящего стандарта.
Б.3 Дозировочное оборудование
Для точного измерения объемов эталонных топливных смесей применяют две поверенные стеклянные бюретки, по одной для каждого из двух эталонных топлив. Топливо дозируют через встроенный в бюретку стеклянный запорный кран или отдельный кран.
Б.3.1 Стеклянные бюретки с автоматической установкой нуля в верхней части обеспечивают точное, эффективное и удобное дозирование. Типовая бюретка приведена на рисунке Б.1. Требования к типовой бюретке приведены в таблице Б.1.
1 - градуировка, начинающаяся с 3%; 2 - автоматический нуль; 3 - вентиляционная трубка и трубка для слива избытка топлива в задней части; 4 - вентиляционная трубка; 5 - трубка для слива избытка топлива
Рисунок Б.1 - Типовая бюретка для приготовления эталонных топлив
Таблица Б.1 - Требования к бюретке
Параметр | Значение |
Вместимость, см | 500 |
Автоматическая установка нуля | Присутствует |
Градуировка: | |
- крупные деления, % | 5 |
- мелкие деления, % | 1 |
Внутренний диаметр градуированной трубки, мм | От 32 до 34 |
Длина шкалы от 5% до 100%, мм | От 523 до 591 |
Расстояние от верха переливного шарика до деления с отметкой 5% номинальное | 100/120 |
Общая длина (включая кончик), мм, не менее | 650 |
Погрешность шкалы, %, не более | 0,1 |
Б.3.2 Отдельные дозирующие краны
Обычно используют бюретки, не имеющие встроенного запорного крана. Топливо подается из нижней прямой части бюретки, соединенной пластиковой трубкой с отдельным трехходовым краном, аналогичным приведенному на рисунке Б.2. Конструктивной особенностью такого крана является то, что при случайном касании кончиком приемного контейнера образование капель незначительно. Такие краны также можно использовать для контроля расхода топлива, используя для изготовления крана трубку наружным диаметром 6 мм (3/16 дюйма) с загнутым кончиком.
1 - формованная сливная трубка (для минимизации образования капель); 2 - соединение с бюреткой; 3 - подача топлива