ПНСТ 353-2019
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
ШВЫ ДЕФОРМАЦИОННЫЕ С РЕЗИНОВЫМ КОМПЕНСАТОРОМ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ
Общие технические условия
Automobile roads of general use. Expansion joints with rubber compensator of flights of road bridges. General specifications
ОКС 93.080.30
93.040
Срок действия с 2019-06-01
до 2022-06-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Инновационный технический центр" (ООО "ИТЦ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 февраля 2019 г. N 6-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: tk418@bk.ru и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на конструкции деформационных швов с резиновым компенсатором для автодорожных и пешеходных мостовых сооружений.
Настоящий стандарт не распространяется на деформационные швы волнообразной формы.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 9.024 Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы испытаний на стойкость к температурному старению
ГОСТ 9.026 Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы ускоренных испытаний на стойкость к озонному старению и термосветоозонному старению
ГОСТ 9.029 Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы испытаний на стойкость к старению под действием статической деформации сжатия
ГОСТ 9.401 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов
ГОСТ 9.407 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида
ГОСТ 15.309 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 166 Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ 262 (ИСО 34) Резина. Определение сопротивления раздиру (раздвоенные, угловые и серповидные образцы)
ГОСТ 263 Резина. Метод определения твердости по Шору A
ГОСТ 270 Резина. Метод определения упругопрочностных свойств при растяжении
ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки
ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 5378 Угломеры с нониусом. Технические условия
ГОСТ 5582 Прокат тонколистовой коррозионно-стойкий, жаростойкий и жаропрочный. Технические условия
ГОСТ 5781 Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия
ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7912 Резина. Метод определения температурного предела хрупкости
ГОСТ 13808 Резина. Метод определения морозостойкости по эластическому восстановлению после сжатия
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 19281 Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия
ГОСТ 23118 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия
ГОСТ 30893.1 (ИСО 2768.1) Основные нормы взаимозаменяемости. Общие допуски. Предельные отклонения линейных и угловых размеров с неуказанными допусками
ГОСТ 33178 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов
ГОСТ 33390 Дороги автомобильные общего пользования. Мосты. Нагрузки и воздействия
ГОСТ Р 55374 Прокат из стали конструкционной легированной для мостостроения. Общие технические условия
СП 28.13330.2017 Защита строительных конструкций от коррозии
СП 35.13330.2011 Мосты и трубы
СП 131.13330.2012 Строительная климатология
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 анкер: Элемент конструкции деформационного шва, служащий для жесткого соединения конструкции деформационного шва с бетоном элемента пролетного строения или шкафной стенки.
3.2 крайняя балка: Элемент конструкции деформационного шва, служащий для восприятия нагрузки от транспортных средств и передачи ее через анкеровку конструкции деформационного шва на конструкции пролетного строения (устоя), а также для крепления компенсатора.
3.3 промежуточная балка: Элемент конструкции модульного деформационного шва, служащий для восприятия нагрузки от транспортных средств и передачи ее на траверсы, а также для крепления компенсатора.
3.4 бетон омоноличивания: Бетон, заполняющий участок плиты проезжей части мостового сооружения (шкафной стенки, плит сопряжения), используемый для размещения в его пределах анкерных элементов конструкции деформационного шва.
3.5 вертикальные смещения: Смещения в конструкции деформационного шва в перпендикулярном направлении или в направлении, близком к перпендикулярному, относительно поверхности проезда.
3.6 гидроизоляция мостового полотна: Элемент конструкции мостового полотна проезжей части и тротуара (служебного прохода), защищающий нижерасположенные несущие конструкции от воздействия воды.
3.7 деформационный зазор: Зазор в верхней части конструкции мостового сооружения, соответствующий требованиям по компенсации всех учтенных взаимных перемещений сопрягаемых мостовых конструкций.
3.8 рабочий диапазон температур: Интервал температур, определяемый для конкретного района местности, в котором конструкция деформационного шва должна сохранять свои потребительские свойства.
3.9 зазор установочный: Величина раскрытия деформационного шва, соответствующая требуемой величине при заданной температуре пролетного строения на момент его монтажа.
3.10 переходная (пришовная) зона: Участок мостового полотна, непосредственно примыкающий к конструкции деформационного шва, устраиваемый для предотвращения преждевременного разрушения сопрягаемых конструкций дорожной одежды мостового полотна и деформационного шва.
3.11 компенсатор: Элемент конструкции деформационного шва, закрепляемый на балках деформационного шва, выполненный из резины и за счет собственной деформации не препятствующий перемещениям пролетного строения.
3.12 конструкция деформационного шва: Конструкция, состоящая из резинового компенсатора, устанавливаемого в деформационный зазор мостового сооружения, и крайних (при необходимости крайних и промежуточных) стальных балок, обеспечивающая плавность движения по нему автомобилей и удовлетворяющая требованиям к деформациям пролетных строений мостового сооружения без нарушения герметичности за счет деформации резинового компенсатора (компенсаторов), закрепленного на крайних балках (или промежуточных и крайних).
3.13 однопрофильная конструкция деформационного шва: Конструкция деформационного шва с компенсатором, состоящая из крайних балок и находящегося между ними компенсатора.
3.14 модульная конструкция деформационного шва: Конструкция деформационного шва с компенсаторами, состоящая из деформационных модулей (или крайних и промежуточных балок), конструктивно аналогичных однопрофильной конструкции деформационного шва, допускаемые перемещения которой равны сумме допускаемых перемещений составляющих ее деформационных модулей.
3.15 короб: Элемент конструкции модульного деформационного шва, представляющий собой полую коробчатую конструкцию, служащую для размещения и крепления траверс.
3.16 лоток водоотводный: Элемент конструкции мостового сооружения, представляющий собой лоток, установленный с уклоном и служащий для отвода воды, проникающей с проезжей части.
Примечание - В общем случае лотки изготавливают из металла по чертежам, разработанным авторами проекта мостового сооружения. Допускается изготовление лотков из полимерных и композитных материалов.
3.17 деформационный модуль: Конструктивный элемент (совокупность элементов) модульной конструкции деформационного шва, обеспечивающий восприятие некоторой части ее полных перемещений.
3.18 обойма: Элемент конструкции модульного деформационного шва, охватывающий траверсу, способный свободно скользить вдоль нее, а также обеспечивающий передачу нагрузки с промежуточной балки на траверсу.
3.19 одежда мостового полотна: Совокупность элементов (конструкций), укладываемых на плиту проезжей части пролетного строения в пределах проезжей части и тротуаров, обеспечивающая защиту несущих конструкций от воздействия воды, комфортность и безопасность движения транспортных средств и пешеходов и передающая нагрузку от транспортных средств на плиту проезжей части.
3.20 окаймление деформационного шва: Элементы конструкции деформационного шва, окаймляющие концы сопрягаемых конструкций, соединенные с ними и предназначенные для предохранения окаймляемых конструкций от разрушения при воздействии транспортных средств.
Примечание - Окаймление деформационного шва может быть выполнено в виде металлических профильных элементов, крайних балок конструкций деформационных швов, а также в виде бетонных или полимербетонных приливов.
3.21 покрытие проезжей части (мостового сооружения): Верхний конструктивный слой одежды мостового полотна.
3.22 поперечные смещения деформационного шва: Горизонтальные смещения балок деформационного шва относительно друг друга в направлении, параллельном (близком к параллельному) осевой линии мостового сооружения.
3.23 продольные смещения деформационного шва: Горизонтальные смещения деформационного шва относительно друг друга в направлении, перпендикулярном (близком к перпендикулярному) осевой линии мостового сооружения.
3.24 проезжая часть мостового сооружения: Часть мостового полотна, предназначенная для размещения полос движения транспортных средств.
3.25 пролетное строение: Несущая конструкция мостового сооружения, перекрывающая пространство между опорами, воспринимающая нагрузку от мостового полотна, транспортных средств и пешеходов и передающая ее на опоры.
3.26 дренаж: Элемент мостового полотна, предназначенный для вывода воды из одежды мостового полотна, проникшей на уровень гидроизоляции, включающий систему продольных и поперечных каналов из пористого материала и дренажные трубки.
3.27 система регулирования перемещений: Комплекс взаимосвязанных элементов модульной конструкции деформационного шва, служащий для распределения полных перемещений конструкции деформационного шва между составляющими его деформационными модулями пропорционально их допускаемым перемещениям.
Примечание - Различают кинематическую систему регулирования перемещений и систему регулирования перемещений на упругих связях.
3.28 кинематическая система регулирования перемещений: Система регулирования перемещений в модульных деформационных швах, распределение перемещений в которой производится механизмом с жесткими элементами, соединенными между собой шарнирными связями и ползунами.
3.29 система регулирования перемещений на упругих связях: Система регулирования перемещений в модульных деформационных швах, распределение перемещений в которой производится пропорционально жесткостям упругих элементов, соединяющих между собой балки крайние и промежуточные.